Качество рассмотрения обращения граждан, или Борьба с формализмом в обратной связи «гражданин — власть» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 15.03.2019

Статья просмотрена: 2881 раз

Библиографическое описание:

Остроконская, Е. Н. Качество рассмотрения обращения граждан, или Борьба с формализмом в обратной связи «гражданин — власть» / Е. Н. Остроконская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57215/ (дата обращения: 17.12.2024).



Суть взаимодействия между населением и властью заключается в обязательстве органов власти реагировать на обращения со стороны населения, своевременно отвечать на них. На этом этапе просматривается ряд проблем, которые связаны с недоработками как на законодательном уровне, так и на местном организационном уровне.

Ключевые слова: обращение граждан, рассмотрение обращения, «отписка», повторное обращение.

Право гражданина на обращение в органы государственной власти, в органы местного самоуправления или к должностному лицу гарантируется статьей 33 Конституции РФ. Реализация данного права граждан — одно из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления.

Местные органы самоуправления — это органы власти, которые максимально приближены к населению и должны содействовать ликвидации так называемых «болевых точек» в жизни населения. Быстрое и конструктивное реагирование на проблемы граждан и возможность решать жизненные вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления — это непосредственное отражение организации процесса прямого взаимодействия между населением и властью. Такая взаимосвязь должна проявляться не только в осуществлении права гражданина на обращение в органы местного самоуправления или к должностному лицу, но и в осуществлении обратной связи. Органы власти обязаны отреагировать на обращение, дать на него ответ. На этом этапе просматривается ряд проблем, которые связаны с недоработкой, как на законодательном уровне, так и на местном организационном уровне.

Обращение граждан — это обращение гражданина, направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу. Обращение может быть письменным или устным. В зависимости от своего содержания, обращения могут иметь форму предложения, заявления или жалобы.

Чаще всего целью обращения граждан является решение личного жизненного вопроса. С момента направления обращения в органы местного самоуправления или к должностному лицу гражданину гарантируется объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение (пп.1 п. 1 ст. № 59-ФЗ), т. е. другими словами качественное рассмотрение обращения. Так вот суть одной из проблем — это то, что ни на законодательном, ни на местном уровне закон об обращениях граждан не содержит детального регулирования процедур, связанных с качеством рассмотрения обращения. Очень часто вместо реального решения проблемы, заявитель получает ссылки на законодательные нормы, которые и так находятся в открытом доступе и не является актуальными для решения проблемы. Такой формальный ответ автору обращения направляется по истечении 30-ти дневного срока, что не выходит за рамки закона и не является нарушением, но при этом проблема, указанная в обращении, может быть не разрешена. Обращение рассмотрено формально и, более того, полученный ответ такого содержания затягивает сроки принятия реальных действий, направленных на устранение нарушений или на защиту прав гражданина, указанных в обращении.

На сегодняшний день гражданин, направивший обращение в органы власти, в большинстве случаев получает неполные, не аргументированные ответы с неопределенными терминами и сроками, и вместо конструктивного решения проблемы получает «отписку». Как итог, «отписка» подрывает доверие граждан к власти в целом. Отсутствие ответственности за ненадлежащее качество ответа на обращение, отсутствие критериев рассмотрения обращений приводят к тому, что вся работа с обращениями граждан часто сводится к банальной переписке органов власти с гражданами.

Отсюда вытекает и следующая проблема — повторные обращения. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу (п. 5 ст. 11 № 59-ФЗ). Но повторное обращение может быть как раз следствием некачественного рассмотрения вопроса, либо недостаточно качественно решенной проблемы, указанной в обращении, и в таком случае прекращение переписки недопустимо.

Конечно, ссылаться только на пробелы в законодательстве непозволительно. Недостаточная мотивация должностного лица ориентировать свою деятельность на результат для заявителя влечёт за собой формальный подход при рассмотрении обращений граждан и это тоже очень большая проблема.

Исходя из всего сказанного можно предложить следующее:

Внести изменения, если не на уровне федерального законодательства, то на уровне местного самоуправления путем поправок в постановлениеоб утверждении порядка организации работы с обращениями граждан:

а) повысить эффективность правового содержания «качества» подготовки ответов и обозначить ответственность должностных лиц за нарушение;

б) внести такое понятие как «отписка» и обозначить меру наказания за предоставление подобного ответа заявителю;

в) повысить уровень ответственности специалистов за полноту и качество рассмотрения вопросов;

г) ввести в практику проведения служебных расследований по факту формального рассмотрения обращения.

Также не менее действенным будет являться проверка аргументированных фактов, содержащихся в ответах.

Такие меры повысят качество рассмотрения первичных обращений и снизят количество повторных.

Литература:

  1. Глушко, Е. К. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный комментарий) / Е. К. Глушко // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru
  2. Лихачева, Е. А. Перспективы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления / Е. А. Лихачева, И. Н. Михайлюк // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал [Сетевое электронное издание, ISSN 2221–7703]. 2013. № 03 (06). С.59–63.
  3. Мещерягина, В. А. Юридическая природа конституционного права на обращение как субъективного права / В. А. Мещерягина //Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 71–75.
  4. Никитин, А. В. Нужен честный, открытый диалог органов управления с жителями области / А. В. Никитин // Комсомольская правда — Тамбов. 2015, 3–10 сентября.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, должностное лицо, обращение, обращение граждан, гражданин, орган власти, государственный орган, законодательный уровень, местный организационный уровень, повторное обращение.


Ключевые слова

обращение граждан, рассмотрение обращения, «отписка», повторное обращение

Похожие статьи

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

Государственно-общественный характер управления общеобразовательной организацией

У государственно-общественного управления образованием есть одна цель — объединить усилия государства с усилиями общества в разрешении проблемных тем в образовании. Это означает, что учителям, обучаемым и их родителям дают больше прав и свобод в выбо...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Отдельные административно-правовые средства противодействия коррупции: анализ законодательства и вопросы совершенствования

Данная статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, на примере установление запрета на совместную работу родственников и свойственников на государственной гражданской службе, и получение подарков г...

Морально-этические аспекты взаимодействия суда и адвоката

Морально-этическое взаимодействие суда и адвоката — важная проблема в наше время. Автор исследует вопросы привлечения участников этих взаимоотношений к дисциплинарной ответственности за негативные проявления в адрес другой стороны. Указанный вопрос р...

Проблемы законотворчества в современной России

В статье анализируются вопросы, связанные с проблемами законотворческого процесса. Автор акцентирует внимание на большом количестве нормативно-правовых актов, которые принимаются ежегодно, но при этом не отличаются особым качеством. Кроме того, говор...

Обращение с отходами: правовое регулирование, проблемные вопросы и пути их решения (на примере г. Ижевска)

В последние десятилетия остро встал вопрос о правильном обращении с отходами. Проблема является актуальной по причине прямой зависимости экологической устойчивости от правильного обращения с отходами. Несмотря на многочисленные реформы ситуация не ме...

Практика работы с обращениями граждан в органах прокуратуры

Добросовестное отношение к реализации гражданами права на обращение лично, а также путем направления индивидуальных и коллективных заявлений в государственные органы и органы местного самоуправления является важнейшим критерием эффективности деятельн...

Поддержка малого предпринимательства на региональном уровне

В условиях не устойчивой экономической обстановки на мировой арене, все больше людей готовы испытать себя в бизнесе. Но в данном виде занятия имеется много трудностей. Что бы преодолеть проблемы развития малого бизнеса наличествуют меры поддержки гос...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции

Актуальность проблемы данного вопроса заключается в том, что за последние несколько лет нормативно-правовые акты, которые регламентируют как деятельность полиции, так и органы прокуратуры были пересмотрены законодательными органами, а также соответст...

Похожие статьи

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

Государственно-общественный характер управления общеобразовательной организацией

У государственно-общественного управления образованием есть одна цель — объединить усилия государства с усилиями общества в разрешении проблемных тем в образовании. Это означает, что учителям, обучаемым и их родителям дают больше прав и свобод в выбо...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Отдельные административно-правовые средства противодействия коррупции: анализ законодательства и вопросы совершенствования

Данная статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, на примере установление запрета на совместную работу родственников и свойственников на государственной гражданской службе, и получение подарков г...

Морально-этические аспекты взаимодействия суда и адвоката

Морально-этическое взаимодействие суда и адвоката — важная проблема в наше время. Автор исследует вопросы привлечения участников этих взаимоотношений к дисциплинарной ответственности за негативные проявления в адрес другой стороны. Указанный вопрос р...

Проблемы законотворчества в современной России

В статье анализируются вопросы, связанные с проблемами законотворческого процесса. Автор акцентирует внимание на большом количестве нормативно-правовых актов, которые принимаются ежегодно, но при этом не отличаются особым качеством. Кроме того, говор...

Обращение с отходами: правовое регулирование, проблемные вопросы и пути их решения (на примере г. Ижевска)

В последние десятилетия остро встал вопрос о правильном обращении с отходами. Проблема является актуальной по причине прямой зависимости экологической устойчивости от правильного обращения с отходами. Несмотря на многочисленные реформы ситуация не ме...

Практика работы с обращениями граждан в органах прокуратуры

Добросовестное отношение к реализации гражданами права на обращение лично, а также путем направления индивидуальных и коллективных заявлений в государственные органы и органы местного самоуправления является важнейшим критерием эффективности деятельн...

Поддержка малого предпринимательства на региональном уровне

В условиях не устойчивой экономической обстановки на мировой арене, все больше людей готовы испытать себя в бизнесе. Но в данном виде занятия имеется много трудностей. Что бы преодолеть проблемы развития малого бизнеса наличествуют меры поддержки гос...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции

Актуальность проблемы данного вопроса заключается в том, что за последние несколько лет нормативно-правовые акты, которые регламентируют как деятельность полиции, так и органы прокуратуры были пересмотрены законодательными органами, а также соответст...

Задать вопрос