Суть взаимодействия между населением и властью заключается в обязательстве органов власти реагировать на обращения со стороны населения, своевременно отвечать на них. На этом этапе просматривается ряд проблем, которые связаны с недоработками как на законодательном уровне, так и на местном организационном уровне.
Ключевые слова: обращение граждан, рассмотрение обращения, «отписка», повторное обращение.
Право гражданина на обращение в органы государственной власти, в органы местного самоуправления или к должностному лицу гарантируется статьей 33 Конституции РФ. Реализация данного права граждан — одно из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления.
Местные органы самоуправления — это органы власти, которые максимально приближены к населению и должны содействовать ликвидации так называемых «болевых точек» в жизни населения. Быстрое и конструктивное реагирование на проблемы граждан и возможность решать жизненные вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления — это непосредственное отражение организации процесса прямого взаимодействия между населением и властью. Такая взаимосвязь должна проявляться не только в осуществлении права гражданина на обращение в органы местного самоуправления или к должностному лицу, но и в осуществлении обратной связи. Органы власти обязаны отреагировать на обращение, дать на него ответ. На этом этапе просматривается ряд проблем, которые связаны с недоработкой, как на законодательном уровне, так и на местном организационном уровне.
Обращение граждан — это обращение гражданина, направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу. Обращение может быть письменным или устным. В зависимости от своего содержания, обращения могут иметь форму предложения, заявления или жалобы.
Чаще всего целью обращения граждан является решение личного жизненного вопроса. С момента направления обращения в органы местного самоуправления или к должностному лицу гражданину гарантируется объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение (пп.1 п. 1 ст. № 59-ФЗ), т. е. другими словами качественное рассмотрение обращения. Так вот суть одной из проблем — это то, что ни на законодательном, ни на местном уровне закон об обращениях граждан не содержит детального регулирования процедур, связанных с качеством рассмотрения обращения. Очень часто вместо реального решения проблемы, заявитель получает ссылки на законодательные нормы, которые и так находятся в открытом доступе и не является актуальными для решения проблемы. Такой формальный ответ автору обращения направляется по истечении 30-ти дневного срока, что не выходит за рамки закона и не является нарушением, но при этом проблема, указанная в обращении, может быть не разрешена. Обращение рассмотрено формально и, более того, полученный ответ такого содержания затягивает сроки принятия реальных действий, направленных на устранение нарушений или на защиту прав гражданина, указанных в обращении.
На сегодняшний день гражданин, направивший обращение в органы власти, в большинстве случаев получает неполные, не аргументированные ответы с неопределенными терминами и сроками, и вместо конструктивного решения проблемы получает «отписку». Как итог, «отписка» подрывает доверие граждан к власти в целом. Отсутствие ответственности за ненадлежащее качество ответа на обращение, отсутствие критериев рассмотрения обращений приводят к тому, что вся работа с обращениями граждан часто сводится к банальной переписке органов власти с гражданами.
Отсюда вытекает и следующая проблема — повторные обращения. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу (п. 5 ст. 11 № 59-ФЗ). Но повторное обращение может быть как раз следствием некачественного рассмотрения вопроса, либо недостаточно качественно решенной проблемы, указанной в обращении, и в таком случае прекращение переписки недопустимо.
Конечно, ссылаться только на пробелы в законодательстве непозволительно. Недостаточная мотивация должностного лица ориентировать свою деятельность на результат для заявителя влечёт за собой формальный подход при рассмотрении обращений граждан и это тоже очень большая проблема.
Исходя из всего сказанного можно предложить следующее:
Внести изменения, если не на уровне федерального законодательства, то на уровне местного самоуправления путем поправок в постановлениеоб утверждении порядка организации работы с обращениями граждан:
а) повысить эффективность правового содержания «качества» подготовки ответов и обозначить ответственность должностных лиц за нарушение;
б) внести такое понятие как «отписка» и обозначить меру наказания за предоставление подобного ответа заявителю;
в) повысить уровень ответственности специалистов за полноту и качество рассмотрения вопросов;
г) ввести в практику проведения служебных расследований по факту формального рассмотрения обращения.
Также не менее действенным будет являться проверка аргументированных фактов, содержащихся в ответах.
Такие меры повысят качество рассмотрения первичных обращений и снизят количество повторных.
Литература:
- Глушко, Е. К. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный комментарий) / Е. К. Глушко // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru
- Лихачева, Е. А. Перспективы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления / Е. А. Лихачева, И. Н. Михайлюк // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал [Сетевое электронное издание, ISSN 2221–7703]. 2013. № 03 (06). С.59–63.
- Мещерягина, В. А. Юридическая природа конституционного права на обращение как субъективного права / В. А. Мещерягина //Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 71–75.
- Никитин, А. В. Нужен честный, открытый диалог органов управления с жителями области / А. В. Никитин // Комсомольская правда — Тамбов. 2015, 3–10 сентября.