О некоторых вопросах принципов деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по рассмотрению обращений граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 08.04.2022

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Ануфренко, Я. А. О некоторых вопросах принципов деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по рассмотрению обращений граждан / Я. А. Ануфренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/409/89796/ (дата обращения: 18.11.2024).



Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на личное обращение, а также на направление индивидуальных, коллективных обращений в органы государственной власти или местного самоуправления» [1].

Закрепление в Конституции Российской Федерации права на обращения говорит о его значимости, поскольку положения Конституции имеют цель закрепления только лишь самых важных прав и свобод человека и гражданина, развитие которых происходит в иных нормативных правовых актах национальной законодательной системы [2].

Суть права на обращение заключается в том, что через обращения в государственные или муниципальные органы человек реализует свои неотъемлемые личные права: свобода выражения мнения, защита своих интересов, участие в управлении делами государства.

Также, с помощью права на обращения у человека реализуется возможность удовлетворить личные интересы, а также способствовать удовлетворению государственных и общественных интересов. Рассматриваемое право находится в тесной взаимосвязи с гражданским контролем за функционированием государственных органов и органов местного самоуправления, выполнением ими возложенных на них обязанностей, а также помогает бороться с разнообразными недостатками в их работе. У органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц в свою очередь присутствует обязанность в предусмотренном законом порядке и установленные сроки рассмотреть полученное обращение и принять по нему решение, которое будет законно и обоснованно, а также дать мотивированный ответ лицу, направившему обращение [3].

Как полагает Н. Ю. Хаманева, обращения граждан представляется возможным рассматривать с трех позиций: право на обращения выступает инструментом охраны свобод и законных интересов граждан; право на обращения выступает гарантией защиты свобод и законных интересов граждан; право на обращения является способом восстановить нарушенные права и свободы [4].

Соотнося право на обращения с положениями статьи 29 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет гарантии свободы мысли и слова, представляется возможным заключить, что возможность граждан обращаться в государственные и муниципальные органы может являться реализацией права на свободу слова.

Данная взаимосвязь дает возможность рассматривать право на обращение не только как личное право каждого гражданина, но и политическое право.

Говоря о реализации полномочий прокурора по рассмотрению и разрешению поступивших обращений, стоит четко понимать, на каких принципах основывается данный вид деятельности.

Анализируя положения теории прокурорского надзора, можно прийти к выводу, что под принципами, применительно к деятельности прокуратуры, следует понимать основополагающие начала, которые закрепляют сущность и предназначение системы органов прокуратуры, основанные на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [5] и других нормативных правовых актах.

Более узконаправленные принципы, применимые к конкретной сфере деятельности, рассмотрены в методических рекомендациях, подготовленных коллективом авторов Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2014 году. Учеными выделяются такие принципы, характерные для организации деятельности по рассмотрению обращений граждан: всеобщность права на обращение; свобода написания и направления обращения; гласность; полнота, объективность и всесторонность рассмотрения доводов обращения; законность; мотивированность ответа на обращения; комплексность принятия мер по доводам обращения [6].

По нашему мнению, данный список можно дополнить следующим рядом принципов: обязательность принятия обращения к рассмотрению; принцип ответственности.

Принцип обязательности принятия обращений к рассмотрению нашел свое закрепление в ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», где определено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в установленные этим Законом порядке и сроки [7].

Кроме того, в п. 3.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, также указано, что обращения, поступившие в органы прокуратуры, подлежат обязательному рассмотрению [8].

Принцип ответственности за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Этот принцип нашел свое закрепление в ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гласящей следующее: «Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [9].

Следует обратить внимание на то, что действие данной статьи не распространяется на обращения граждан, связанные с нарушением прав граждан на информацию и порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьями 5.39 и 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основаниями для решения вопроса о привлечении лица к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан являются не только несоблюдение сроков рассмотрения обращения, но и нарушение порядка его регистрации, своевременность перенаправления обращения в иной орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, всестороннее рассмотрение обращения и т. д.

Таким образом, представляется возможным заключить, что на современном этапе развития института рассмотрения обращений граждан органами прокуратуры существует разветвленная система принципов данной деятельности, которые условно можно поделить на общие (установленные федеральным законодательством) и внутриорганизационные (которые установлены организационно распорядительными документами и актами подведомственных прокуратур). Для развития данных принципов и совершенствования практики разрабатываются методические рекомендации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.02.2022)
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 168.
  3. Теребилина О. В., Цыбуленко М. Т., Сазанова О. В., Стаценко И. А., Гиль Е. Г. Организация работы с обращениями в органах прокуратуры Российской Федерации: Методические рекомендации. М., 2014. С. 30–35.
  4. Савосина Н. Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 9. С. 22.
  5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 29.01.2022);
  6. Хаманева Н. Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (проблемы законодательного регулирования) // Государство и право. 1996. № 11. С. 10.25
  7. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 29.01.2022);
  8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения 29.01.2022);
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, обращение, местное самоуправление, орган прокуратуры, порядок рассмотрения обращений граждан, административная ответственность, государственная власть, законный интерес граждан, нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, обязательное рассмотрение.


Похожие статьи

О некоторых проблемных вопросах организации обеспечения антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации

Актуальные вопросы регулирования полномочий органов прокуратуры в законодательстве Республики Казахстан

О необходимости совершенствования института необходимой обороны в уголовном законодательстве Российской Федерации

К вопросу о предметах ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

Задачи, основные направления и формы деятельности Прокуратуры Российской Федерации по осуществлению надзора

Актуальные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

О некоторых вопросах формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

Похожие статьи

О некоторых проблемных вопросах организации обеспечения антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации

Актуальные вопросы регулирования полномочий органов прокуратуры в законодательстве Республики Казахстан

О необходимости совершенствования института необходимой обороны в уголовном законодательстве Российской Федерации

К вопросу о предметах ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

Задачи, основные направления и формы деятельности Прокуратуры Российской Федерации по осуществлению надзора

Актуальные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

О некоторых вопросах формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

Задать вопрос