Для того, чтобы обеспечивать права и законные интересы человека и гражданина, необходимо существование соответствующих надзорных органов, которые будут осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации. Прокуратура РФ является именно таким органом, который обеспечивает защиту прав и законных интересов человека и гражданина на территории нашей страны. Целями функционирования прокуратуры являются: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение верховенства закона; укрепление единства законности и защита интересов общества и государства [7, c. 152].
Принцип с общенаучной точки зрения — это научный базис или научное начало, основания, правила, основа, от которой не отступают, то есть это базовое положение какого-либо учения, теории или мировоззрения. С точки зрения философии принцип — это теоретическое обобщение типичных явлений и основ. Необходимо отметить, что вопрос о принципах в правовой сфере является дискуссионным, и решение этой проблемы является достаточно неоднозначным.
Основные принципы права в настоящее время отражены в Конституции Российской Федерации, но имеющийся там перечень общеправовых принципов не является исчерпывающим. Общие принципы права могут быть также закреплены и в иных нормативно-правовых актах [1].
Исходя из теоретических основ деятельности прокуратуры, следует, что принципами являются базовые положения, которые определяют содержание осуществляемого прокурорского надзора и функционирование органов прокуратуры. Из указанного следует, что принципы — это основные начала функционирования прокуратуры, поскольку, как уже было указано, они являются базовыми положениями, исходя из которых, определяется сущность работы органов прокуратуры. Происходящие изменения в правовой системе нашей страны вызывают потребность в изменении понятийного содержания принципов работы органов прокуратуры. Ряд ученых-процессуалистов указывают, что особенно необходимо заострять внимание на принципах работы прокуратуры, поскольку их совокупность определяет организационную структуру прокуратуры, её функции, правовые методы, которые требуются для реализации функций, а также взаимодействия между всеми или отдельными звеньями системы прокуратуры. Из указанного следует, что принципы интегрируют всё систему органов прокуратуры, благодаря ним прокуратура представляет собой целостный механизм, который обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, то есть принципы — это базовые положения, благодаря которым определяется содержание и предназначение прокуратуры [9, c. 22].
Принципы функционирования прокуратуры отражены в части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1, 4]. Необходимо отметить, что принципы деятельности прокуратуры имеют самостоятельную роль, но вместе с тем, они взаимосвязаны друг с другом. Удаление одного принципа приводит к изменению другой прокурорской деятельности. Таким образом, все принципы взаимосвязаны, несмотря на определенную самостоятельность. Органы прокуратуры, будучи централизованной системой, состоят из взаимодействующих структурных элементов, то есть прокуратура различного уровня [8, c. 15]. Система принципов деятельности прокуратуры обеспечивает эффективность её функционирования, из этого следует, что нельзя отделить принцип организации деятельности прокуратуры от принципа реализации прокурорского надзора, поскольку эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга и практически неотделимы друг от друга. Законодатель рассматривает принципы функционирования прокуратуры как целостную систему, что отражено в статье 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации. [4]
Содержание принципов деятельности органов прокуратуры заключается в установлении структуры органов и учреждений прокуратуры, их характерных свойств, взаимодействия между ними и в обязательном исполнении каждым работником прокуратуры. Из указанного следует, что принципы деятельности прокуратуры определяют содержание системы прокуратуры, её структуру, функции, а также характер взаимоотношений между всеми элементами. Указанные принципы установлены как в Конституции Российской Федерации, так и в федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» [1, 2, 3, 4].
Систему принципов функционирования прокуратуры можно подразделить на две основные группы: конституционные принципы, содержание которых закреплено в Конституции Российской Федерации; принципы, которые закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и иных федеральных законах [4].
Конституционными принципами работы прокуратуры являются: принципы: централизации; гласности; законности; единства. Что касается тех принципов, которые установлены в федеральном законе, здесь следует выделить следующие принципы: принцип независимости работы прокуратуры от воздействия извне; принцип профильности; принцип внепартийности. [5, c. 77]
Необходимо отметить, что ведущая роль установлена именно за конституционными принципами функционирования прокуратуры. Конституционные принципы функционирования прокуратуры служат базой для остальных принципов, а также определяют особенности функционального и организационного построения прокуратуры в нашей стране.
Как уже указывалось ранее, каждый принцип в отдельности имеет самостоятельную роль, но при этом в совокупности они взаимосвязаны между друг другом и если исключить один, то становится невозможным осуществить каждый принцип в отдельности, то есть соблюдение принципов работы прокуратуры является единой задачей. Принципы деятельности прокуратуры — это не просто базовые основы, исходя из которых выстраивается вся работа данного органа государственной власти, но это и принципы работы, которые признаются на самом высоком государственном уровне — Конституция РФ. Реальность осуществления этих принципов позволит обеспечить защиту прав и законных интересов человека и гражданина, государства.
Таким образом, принципы деятельности прокуратуры Российской Федерации — это система базовых положений, которые признаются Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами, которые являются основой прокурорской деятельности. Благодаря выделению принципов работы можно установить структуру органов прокуратуры, их функции, взаимоотношения, а также ее предназначение.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 № 251-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 № 489-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 5. -Ст. 410.
4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (в ред. от 09.11.2020 № 367-ФЗ) // Российская газета. — 1992. ‒ 30 января.
5. Артемьев Н. С., Морозова Ю. А. Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. — 2015. — № 2. — С. 53–60.
6. Бессарабов В. Г. Деятельность прокуратуры России по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органов местного самоуправления // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2017. — № 2. — С. 154–159.
7. Злыденко Д. С. Повышение эффективности прокурорского надзора за органами предварительного следствия // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2017. — № 4. — С. 152–161.
8. Соловьева А. Ю., Елизарова М. А. Теория государства и права (в схемах и определениях): Учебное пособие. — 5-е изд. — Тула, 2016. — 233 с.
9. Черепанов М. М. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры. Дисс… канд. юр. наук по специальности 12.00.11. Екатеринбург, 2008. — 188 с.