Развитие социальной, политической, экономической и иных сфер жизни общества в Российской Федерации в последнее десятилетие повлияло на изменение правового статуса, а в некоторых случаях и ликвидацию, ряда государственных органов.
В тоже время объективная реальность показала востребованность органов прокуратуры с их традиционно сложившимися принципами организации и деятельности как эффективного механизма, обеспечивающих реализацию воли высших органов государственной власти. [3]
Принцип — это основное, исходное положение, какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. [5]
Е. Б. Ястребов под принципами прокурорской деятельности понимает руководящие начала, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. [7]
Под принципами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации необходимо понимать основополагающие начала, отражающие сущность и назначение прокурорской системы в обществе и государстве. Основные принципы, на которых строиться, деятельность прокуратуры закреплены в статье 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ»). [1]
Все основополагающие начала прокурорской деятельности делятся на общеорганизационные и специфические прокурорские.
Общеорганизационные принципы присущи любому органу государственной власти и прокуратура России не является исключением. Прежде всего, такие основополагающие начала указывают на то, что прокуратура является частью аппарата (механизма) государства и поэтому для ее организации характерны общие принципы. Но любому органу власти, в связи с осуществлением последним специфических функций, присущи и особые принципы. Это относится и к прокуратуре Российской Федерации, которая осуществляет специфические функции, основными из которых является осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующих на территории России федеральных законов.
Общеорганизационные принципы:
Принцип законности — означает, что выполнение возложенных на прокуратуру России функций осуществляется в соответствии с требованиями закона. В частности статья 3 ФЗ «О прокуратуре РФ» регламентирует: «Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами». Из вышесказанного мы можем сделать вывод, принцип законности прямо закреплен в ФЗ «О прокуратуре РФ».
Принцип гласности — означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации (далее — СМИ). Посредством реализации данного принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень культуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, СМИ сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно влияет на процесс укрепления законности. [4] Данный принцип закреплен в п. 2 статьи 4 ФЗ «О прокуратуре РФ».
А. Ф. Козлов указывает на то, что в законе «О прокуратуре РФ» в качестве самостоятельного принципа указывается информирования прокурорами органов государственной власти и управления, а также населения о состоянии законности в регионе. Далее он справедливо отмечает, что такое предписание не совсем определено, ибо информирование населения и государственных органов о состоянии законности в регионе есть не что иное, как проявление принцип гласности. Но цель предоставления такой информации — привлечение их к участию в борьбе с преступностью и другими нарушениями законов. [6]
Гласность — открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность ее свободного и широкого обсуждения [5]. На наш взгляд принцип «информационности», о котором говорит, А. Ф. Козлов есть не что иное, как принцип гласности. Выделять принцип «информационности» только по критерию цели предоставления такой информации в самостоятельное основополагающее начало прокурорской деятельности не имеет смысла.
Считаем необходимым отметить, что в юридической науке некоторые авторы выделяют принцип равенства все перед законом.
Специфические прокурорские принципы:
Централизм — система управления, руководства, при которой местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым, руководимым из единого центра. [5, c. 874] Централизовать — сосредоточить в одном центре, подчинить одному центру. [5, c. 874]Принцип централизации— заключается в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам при общем подчинении Генеральному прокурору Российской Федерации. Данный принцип находит свое нормативное закрепление в п. 1 статьи 17 ФЗ «О прокуратуре РФ». По мимо положений закрепленных в п. 1 статьи 17 вышеуказанного закона, данный принцип проявляется и в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение своих обязанностей (кроме определенных законом случаев исключительной компетенции конкретного прокурора), а также изменить или отменить любое решение нижестоящего прокурора, если это предусмотрено законом.
Принцип единства— означает, что Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющихся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализируемые прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Именно поэтому п. 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» не допускает создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Также необходимо отметить то, что каждый прокурор действует на соответствующей территории от имени Российской Федерации в целом и наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации.
Принцип независимости — прямо закреплен в п. 2 статьи 4 ФЗ «О прокуратуре РФ». Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Воздействие в какой-либо форме органов указанных в п. 2 статьи 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке. [4, c. 28-29]
Профессор Ергашев Е. Р. выделяет специфический прокурорский принцип уважения чести идостоинства личности. Он справедливо отмечает, сущность названного принципа заключается в запрещении осуществлений действий и принятия решений, унижающих честь и достоинство участников прокурорско-надзорных отношений. Никто из них не может подвергаться насилию, пыткам, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению [3, c. 93]. На наш взгляд странным является то факт, что данный принцип отнесен в группу специфических прокурорских принципов. Мы считаем, что данное основополагающее начало является общеорганизационным, а не специфическим прокурорским. Каждый орган государственной власти, осуществляющий, свои специфические функции обязан уважать честь и достоинство личности, прокуратура Российской Федерации не является исключением. Из вышесказанного можно сделать вывод, принцип уважения чести и достоинства личности является универсальным принципом организации и деятельности прокуратуры и стоит в одном ряду с такими принципами как законность, гласность.
Необходимо отметить, что прокуроры в силу закона не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Также прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Безусловно, в теории прокурорского надзора, различные авторы выделяют множество разнообразных принципов организации и деятельности прокуратуры. Перечислим некоторые из них принцип единоначалия, объективной истины, допустимости, обязательности исполнения законных требований прокурор, убедительности, целесообразности и т. д.
На наш взгляд в ФЗ «О прокуратуре РФ» указаны далеко не все принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Так в проекте ФЗ «О статусе прокуроров в Российской Федерации» в статье 3 именуемой «Принципы службы в прокуратуре»,
Принципами службы в прокуратуре являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;
2) законность и объективность действий и решений;
3) профессионализм и компетентность прокуроров;
4) централизм, состоящий в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору Российской Федерации;
5) недопустимость вмешательства в деятельность прокуроров;
6) иные принципы в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» [2].
На наш взгляд вышеуказанный законопроект достаточно полно отражает те принципы, на которых строится организация и деятельность современной прокуратуры России. Считаем целесообразным дополнить ФЗ «О прокуратуре РФ» вышеуказанными принципами.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» В данном виде документ опубликован не был. Текст редакции от 17.11.1995 опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472, «Российская газета», N 229, 25.11.1995. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 39, 18.02.1992, «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.1992, N 8, ст. 366.
- http://law.vl.ru/articles/showart.php?id=16023&range=&nav_second= %EF %F0 %EE %E5 %EA %F2+ %CE+ %D1 %D2 %C0 %D2 %D3 %D1 %C5+ %CF %D0 %CE %CA %D3 %D0 %CE %D0 %CE %C2+ (ссылка на источник).
- Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для бакалавров/ под науч. ред. Е. Р. Ергашева. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 392 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
- Настольная книга прокурора. В 2 т. Т. 1: практич. пособие/ под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 449 с. — Серия: Профессиональная практика.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4 — е изд., дополненное. — М.: 1999. — 944 стр.
- Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. Пособие. — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. — 140 с.
- Ястребов В. Б. Прокурорский надзор: учебник. М., 2005. С. 81–82.