В статье авторы исследуютотдельные проблемные вопросы обработки обращений граждан в органах власти как элемент создания и эффективного функционирования механизма взаимодействия государства и общества.
Ключевые слова: закон, реализация права граждан на обращение.
Единственным источником власти, носителем суверенитета и одним из основных инструментов государственного управления в Российской Федерации конституционно декларирован народ (статья 3). Он реализует свою власть напрямую, а также через органы государственной исполнительной власти [1]. Таким образом, функцию управления органам государственной исполнительной власти уполномочивает тоже сам народ. Власть, тем самым, предполагает, что права и свободы каждого конкретного человека и гражданина и всего народа вместе взятого определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность самой этой власти и местного самоуправления (статья 18 Конституции) [1]. Однако, анализ управленческих решений органов власти и местного самоуправления зачастую не совпадает с ожиданиями людей, подающих им обращения, поэтому проблема взаимодействия сторон указанных правоотношений является актуальной во всех демократических государствах, рассматривается специалистами права и в России.
В частности, проблемные вопросы, регулирующие правовые основы и порядок рассмотрения обращений граждан рассматривали в научных трудах многие авторы, в частности В. Г. Румянцева, А. Б. Смушкин, Е. К. Глушко, И. В. Асланова, А. В. Ермолаева и другие.
Статья 33 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане Российской Федерации могут обращаться лично или отправлять коллективные обращения в государственные органы исполнительной власти [1]. С учетом обращений граждан государственная власть может видеть какие меры необходимо принять, для обеспечения стабильных, динамично-развивающихся социальных процессов в стране и/или регионе. Таким образом, обращения жителей рассматривается важным элементом обратной взаимосвязи между народом и органами государственной исполнительной власти.
При этом организация работы с обращениями граждан имеет проблемы. Одна из них ныне очевидна: большое число таких обращений, которая, к тому же, все последние годы имеет тенденцию роста [6].
Современная особенность — рост обращений, которые направляются через интернет, простота которого, можно полагать, стимулирует к подаче обращений даже ленивых. Однако, вал обращений привел к проблеме снижения качества ответов на них, причин чему видится несколько. Так, по мнению многих исследователей, грамотных специалистов в государственных органах исполнительной власти не хватает для того, чтобы принять обращение, исследовать проблему гражданина, рассмотреть ее по существу и дать качественный ответ. Налицо кадровые трудности [3].
Во взаимосвязи с указанной представляется также проблема отсутствия либо недостаточности обучения государственных служащих, возможно, просто повышения их квалификации для дачи компетентных и грамотных управленческих решений в сфере рассмотрения обращений граждан [4].
Не секрет, что направившему обращение в государственные органы исполнительной власти нередко приходит просто «отписка», то есть частичные и слабо аргументированные ответы, либо ответы не по существу проблемы заявителя. Такие отписки гражданам разрушают доверие к государству, ущемляют его авторитет [3].
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает порядок и сроки рассмотрения обращений граждан. Однако, количество повторных обращений указывает на то, что на сегодняшний день актуальной проблемой являются сами повторные обращения от граждан. Тем самым, можно сделать вывод, что заявители не удовлетворены качеством полученных ответов на свои направленные ранее обращения или и вовсе не получили ответ в установленный законом срок [5].
Еще одна проблема, которая обуславливается недостатками в организации делопроизводства в государственных органах исполнительной власти — это нарушение дачи ответов в установленные законом сроки. При этом порою ответить гражданину по существу обращения действительно не предоставляется возможным.
При рассмотрении обращений граждан в органах исполнительной власти важен итоговый результат, точнее удовлетворенность гражданина полученным ответом. При этом для того, чтобы итоговым результатом стало обязательное решение поставленной проблемы, необходимо проявление по максимуму внимания к ее решению. Но в настоящее время госслужащие, дающие ответы на обращения граждан не только не заинтересованы в качестве своей работы, но и зачастую защищены от какой-либо критики за ошибки либо халатное отношение к качеству своих ответов, а инструментов их контроля либо стимулирования попросту не существует [6].
Исходя из вышеизложенного, решением указанных проблем и элементами совершенствования работы с обращениями граждан в данный период времени можно предложить следующие мероприятия:
- Информатизация структуры документооборота для более быстрого приема, регистрации, рассмотрения обращения, а также перераспределения обращения в компетентный орган.
- Необходимость внести в Федеральный закон или в иной нормативно-правовой акт определение понятия «отписка», а также определить меру наказания за такой направленный ответ жителю.
- Введение системы материального стимулирования госслужащих с учетом эффективности работы с обращениями граждан.
- Проведение аттестации госслужащих с оценкой уровня знаний нормативно-правовых актов, регламентирующих работу с обращениями граждан.
- Публичное оглашение оценки работы органов власти по выявлению степени удовлетворенности граждан предоставленными услугами и качеством рассмотрения обращений граждан.
Обобщая вышеизложенное, нужно отметить, что обращения граждан являются действенным инструментом выявления эффективности работы государственных органов и органов местного самоуправления, а потому способствуют улучшению качества их работы в целом. Взаимоотношение гражданина и власти зависит, в том числе, и от того, насколько качественно удастся решить имеемые проблемы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) // // Российская газета от 4 июля 2020 г. N 144.
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. — № 31. — Ст. 3215.
- Асланова И. В. Государственное и муниципальное управление: учебно-методический комплекс [Текст] / И. В. Асланова. — Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2017–137 с.
- Глушко Е. К. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: постатейный комментарий [Текст] // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Москва, 2007. — Т. 2. — 193 с.
- Жеребцова Л. А. Основы организации работы с устными обращениями граждан (на примере Минтруда российской федерации) [Текст] / Л. А. Жеребцова // Делопроизводство — 2016. — № 1. — С. 50–58.
- Смертина Ю. Р. Работа с обращениями граждан в органах власти Российской Федерации [Текст] / Экономика и социум. — 2020. — № 5 (72). — С. 164–168.