Адаптация как социальная категория | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (246) февраль 2019 г.

Дата публикации: 25.02.2019

Статья просмотрена: 1548 раз

Библиографическое описание:

Свечникова, Ю. А. Адаптация как социальная категория / Ю. А. Свечникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56783/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.

Ключевые слова: социальная адаптация, процесс адаптации, адаптивность, адаптированность, адаптационный процесс.

This article discusses current issues related to the study of social adaptation. The author aims to consider the theoretical and methodological basis of the process of social adaptation. The paper formulates the key concepts of the question.

Keywords: social adaptation, adaptation process, adaptability, adaptation, adaptation process.

Масштабы преобразования общества и возрастающие изменения социально-экономических условий нашей жизни несут в себе глобальный характер, ставя на первый план исследования адаптивного процесса к существующей реальности. Таким образом, развивая концепцию непрерывного стремления человека к развитию и радикально изменяющейся социальной среде, отметим, что политические, экономические и социальные процессы, мигрирование и трудовая деятельность, социальные институты и организации относят к объектам и субъектам социальной адаптации. Наряду с этим, вышеперечисленное, является причинами и следствиями данного процесса [5, c. 82].

Понятие «адаптация» представляет большое научное и практическое значение для решения проблем во многих областях познания — биологии, социологии, философии, социальной психологии, этике, педагогике, экологии и др. В действительности, исследования данного процесса находятся на стыке различных областей знания, что и является важнейшим и перспективным направлением разработки в комплексном изучении человека [1, c. 5].

Впервые термин «адаптация» (от лат. adapto — приспособляю) появился в физиологии и биологии, а позже стало предметом широких дискуссий в социологии, психологии других науках. Основоположником считается Г. Ауберт, который ввел данное понятие в научный оборот в 1865 г., обозначавшее изменения чувствительности анализаторов к действиям раздражителей [3, c. 22; 6, c.11].

Научное исследование социальной адаптации в изменяющихся социальных условиях требует теоретической интерпретации таких терминов, как «адаптация», «адаптивность», «адаптированность», «адаптационный процесс».

Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики адаптации содержится в трудах Л. В. Корель. Согласно ее концепции, адаптация — это объективный фактор общественного развития, способствующий разрушению социальных противоречий, а все социальное наследие, традиции, культура, техника, наука — это накопленный результат адаптации социума к внешней среде и своим собственным «внутренним» изменениям [4].

В большой российской энциклопедии адаптация представлена, как универсальный процесс приспособления к изменениям окружающей среды любой социальной единицы — индивида, группы, сообщества, организации — и результат её соответствующих изменений [2].

Опираясь на труды Ю. А. Александровского, Г. Айзенка, М. И. Бобневой, М. Вебера, Г. Гартмана, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса и других, отметим, что под социальной адаптацией понимается процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.

По мнению И. Ф. Албеговой, под адаптивностью подразумевается уровень адаптационного потенциала субъекта адаптации, то есть совокупность предпосылок, определяющих успешность адаптационного процесса. В свою очередь «адаптированность» — это состояние, возникающее в результате адаптационного процесса, который характеризуется определенным уровнем равновесия между субъектом и объектом адаптации. На основании данных, адаптационный процесс — это процесс изменения свойств субъекта адаптации в соответствии с требованиями внешней и (или) внутренней среды с целью достижения равновесного состояния. Таким образом, «адаптивность», «адаптированность» и «адаптационный процесс» составляющие механизмы социальной адаптации [1, c. 22].

Целесообразным стоит отметить тот факт, что процесс адаптации и социализации зачастую отождествляют. Анализ литературы показывает, что социальная адаптация является одним из механизмов социализации.

В результате изучения различных источников, можем сказать, что адаптация как социологическая категория это целостный и непрерывный процесс взаимодействия личности либо группы и социума, в результате чего у людей происходит формирование способностей быстро ориентироваться в меняющихся жизненных условиях и осмысленно применять знания и умения для наиболее полной реализации своих потребностей и притязаний.

В итоге хотелось бы подчеркнуть, что социальную адаптацию можно измерить. Процедура измерения социальной адаптации включает оценку и измерение потребностей, отбор актуализированных потребностей; измерение социальной установки. Показатель социальной адаптации является необходимым измерительным инструментом при исследованиях личности, социальных групп, социальных институтов. Он отражает современную ситуацию социального развития, учитывает динамику и позволяет прогнозировать последствия адаптационных изменений в социуме [5, c. 96].

Литература:

  1. Албегова, И. Ф. Социальная адаптация: учебное пособие: для студентов специальности Социальная работа / И. Ф. Албегова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2006. — 112 с.
  2. Большая Российская энциклопедия. — URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения: 13.02.19).
  3. Козырева, П. М. Процессы социальной адаптации россиян в трансформирующемся обществе: Дис.... д-ра социол. наук: 22.00.04:-М., 2004.- 380 c.
  4. Корель, Л. В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики / Л. В. Корель. — Новосибирск: Наука, 2005.- 423 с.
  5. Овшинов, А. Н. Общесоциологическая парадигма социальной адаптации / А. Н. Овшинов; Вестник калмыцкого университета. — № 4, 2014.-С. 81–96.
  6. Яковлева, Е. П. Теоретико-методологические основания моделирования социальной адаптации: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11. — Якутск, 2002. — 146 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, адаптационный процесс, изменение, процесс адаптации.


Похожие статьи

Сущность и особенности социально-психологической адаптации

В данной статье представлен анализ социально-психологических аспектов процесса адаптации. Проведен обзор трудов зарубежных и отечественных исследователей в области социально-психологической адаптации, рассмотрены сущность и особенности понятия.

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Методологические и теоретические основы изучения общепсихологической теории деятельности

В статье анализируется взаимодействие идей в изучении основных функций категории деятельности в связи с основными направлениями исследований развития психики. В рамках исторического аспекта рассматриваются основные этапы в разработке методологических...

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний

В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Похожие статьи

Сущность и особенности социально-психологической адаптации

В данной статье представлен анализ социально-психологических аспектов процесса адаптации. Проведен обзор трудов зарубежных и отечественных исследователей в области социально-психологической адаптации, рассмотрены сущность и особенности понятия.

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Методологические и теоретические основы изучения общепсихологической теории деятельности

В статье анализируется взаимодействие идей в изучении основных функций категории деятельности в связи с основными направлениями исследований развития психики. В рамках исторического аспекта рассматриваются основные этапы в разработке методологических...

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний

В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Задать вопрос