В данной статье представлен анализ социально-психологических аспектов процесса адаптации. Проведен обзор трудов зарубежных и отечественных исследователей в области социально-психологической адаптации, рассмотрены сущность и особенности понятия.
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, социальная группа, формы адаптации.
Феномен социально-психологической адаптации является предметом изучения различных гуманитарных дисциплин, что подразумевает многочисленные подходы к определению сущности, видов и особенностей данного процесса.
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — «приспособление». Вхождение его в научный обиход связывают с физиологом Г. Аубертом, который использовал данный термин в процессе описания приспособляемости органов слуха и зрения на различные раздражители [1]. В настоящее время определение употребляется в том же контексте. Так, согласно «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова термин «адаптация» имеет следующее значение: «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям» [2].
Стоит отметить, что в гуманитарных дисциплинах понятие «адаптация» рассматривается более широко, чем в естественных науках. Это обусловлено необходимостью индивида приспосабливаться к новой социальной среде (профессиональной, культурной, этнической и т. д.), где имеют место многочисленные межличностные взаимодействия.
Так, по мнению А. Маслоу, процесс психологической адаптации — это благоприятный контакт между личностью и социальной средой. Результатом адаптации в данном случае является удовлетворенная потребность в самореализации и достижение духовного здоровья индивида [3].
Согласно теории З. Фрейда, личность состоит из трех компонентов и постоянно пытается сохранять их равновесие в процессе взаимодействия с внешней средой и адаптации к ней. Для этого индивидом используются механизмы психологической защиты, которые могут приводить как к избавлению от негативных эмоций и переживаний, так и к самообману, искаженному восприятию реальности. Однако З. Фрейд подчеркивал положительный характер феномена адаптации как способа защиты от тревоги и неврозов [4].
Другой представитель научной школы психоанализа Х. Хартманн считал, что с рождения человек встает перед проблемой адаптации: он приспосабливается к жизни в социуме, но и сам принимает активное участие в создании условий, к которым необходимо адаптироваться. Разделение труда и стратификация общества обуславливают рамки адаптации и развития «Я». Социальные структура и устройство, обучение и воспитание выделяют формы поведения, способные обеспечить успешную адаптацию. Было введено понятие «социальная уступчивость», которое обозначало сглаживание нарушения адаптации так, что формы поведения, неприемлемые в одних социальных условиях, становились уместными в других [5].
Социально-психологическая адаптация базируется на контакте личности и группы. В ходе данного процесса личность, не имея, внешних и внутренних конфликтов, выполняет социальную и профессиональную роли, соответствует ожиданиям группы, удовлетворяет собственные потребности и может проявлять нормальную, девиантную и патологическую формы адаптации.
Нормальная форма адаптации подразумевает под собой устойчивую и адекватную реакцию индивида при возникновении проблемных ситуаций в коллективе, не приводящую к изменениям личности и социальной группы. При девиантной адаптации индивид удовлетворяет собственные потребности, не учитывая интересы окружающих. Патологическая форма адаптации реализуется с использованием непривычных механизмов поведения, что может стать причиной формирования патологических синдромов личности [6].
Также А. А. Налчаджян описал две формы адаптации: внешнюю и внутреннюю. Под первым типом он подразумевал процесс, в ходе которого личность привыкает к внешним, объективным, проблемным факторам. Внутренняя же адаптация связана с разрешением внутренних конфликтов и кризисов [6].
Изучая ход социально-психологической адаптации, можно выделить внешние и внутренние факторы, влияющие на него. Под внешними условиями понимаются: коллективная деятельность; достижение общей цели; готовность и способность группы к принятию нового члена, ее ценностные установки и традиции; социально-психологический климат коллектива. Успешное прохождение адаптации связано с тем, насколько личностные ценности совпадают с идеалами группы.
С точки зрения Л. П. Хохловой, процесс адаптации зависит не только от ближайшего социального круга (первичный коллектив), но и от более крупной общности (вторичный коллектив), частью которой этот ближайший социальный круг является. Необходимо брать во внимание то, что любая группа, членом которой становится индивид, является частью вторичного коллектива, хранителем и носителем его традиций и норм. Входя в структуру межличностного и делового взаимодействия в группе, человек интегрируется в систему макросреды.
Следовательно, внешние факторы социально-психологической адаптации — это качества, присущие малой социальной группе и макросреде, которые принимают и влияют на личность. А внутренние факторы — это характеристики, относящиеся к высшим уровням структуры личности. Например, самооценка, ценностные установки и ориентиры, которые являются показателем отношения человека к деятельности, социуму и самому себе [7].
Таким образом, социально-психологическая адаптация подразумевает под собой двухсторонний процесс вхождения и принятия индивида в новую группу, общность. Результатом данного процесса является состояние адаптированности, то есть оптимальное взаимодействие личности и социальной среды, особенности которого могут меняться в зависимости от конкретных условий.
Литература:
- Морозов, А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. — М.: Академический проект, 2004. — 560 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: АСТ, 2018. — 736 c.
- Маслоу, А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
- Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я«[Текст] / З. Фрейд; — М.: Азбука, 2015. — 192 с.
- Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Хайнц Хартманн. — Москва: Ин-т общегуманит. исслед., 2002. — 143 с.
- Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация [Текст]: Механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян — СПб.: Эксмо, 2012. — 237 с.
- Хохлова, Л. П. Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176