Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. В современном мире очень важна адаптация человека в социальной среде. Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.
Ключевые слова:Философско-методологические аспекты, адаптирование, невербальная активность, организационная адаптация, социальная адаптация, экономическая адаптация, педагогическая адаптация, психологическая адаптация.
Social adaptation process of active adaptation to the conditions of the individual social environment; personality type of interaction with the social environment. In today's world is very important human adaptation in the social environment. Social adaptation provides human adaptation to the prevailing social environment due to the ability to analyze current social situation, their awareness of opportunities in the current social environment, the ability to keep their behavior in line with the main objectives of the activity.
Keywords: Philosophical and methodological aspects, adapt, nonverbal activity, organizational adaptation, social adaptation, economic adaptation, pedagogical adaptation, psychological adaptation.
Что из себя представляет социальная адаптация?
Она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает устойчивость и равновесие к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как радикальных экономических и социальных реформ так и в периоды жизнедеятельности человека.
В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности:, бытовой, профессиональной, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.
В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: кибернетическом, психологическом, социологическом, педагогическом, биологическом, медицинском. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах, П. И. Царегородцева, И. Д. Калайкова [2,57], В. Ю. Верещагина и других ученых. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как, А. Н. Леонтьев [4,78], Г. А. Балл, С. Л. Рубинштейн [5,400], А. А. Бодалев, Л. П. Гримак, и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах О. Л. Берак, Н. Ф. Талызиной, В. В. Давыдова [1,112], Н. Н. Березовина и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.
Обобщая труды выше названных ученых имеют важное методологическое и теоретическое значение, указывают перспективы развития индивидов в социальной практике. в системе социальной защиты населения остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации — это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, педагогические, психологические, технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — это сущностная сторона человека, его качественная характеристика.
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает экономическую, управленческую, физиологическую, педагогическую, профессиональную и психологическую адаптацию.
1. Организационная (управленческая) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.
2. Социальная адаптация — это процесс управляемый. Управление им может осуществляться как в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее, внепроизводственной, допроизводственной производственной, постпроизводственной жизнедеятельности, так и с участием самоуправления. Последнее предполагает самокритичное, требовательное, отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.
3. Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню, пенсий, зарплаты и пособий. Они должны отвечать не только социокультурным, но и физиологическим потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.
4. Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, воспитания и обучения, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него, географических, наследственных, природных факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.
Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к поворотным моментам, критическим периодам,сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает предпосылки готовности к активной, полноценной адаптации.
5. Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, морально-этические ориентации и политические, экологическая обстановка, процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно. В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «адаптационный синдром» и «стресс» [4,46]. Адаптационный синдром — это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Стресс — это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта).
Стресс — неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и, любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни.
Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени нервно-психического и физического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.
Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.
В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (гештальттерапия, психодрама трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (хорео-терапия, музыкотерапия, арт-терапия пантомима, и т. д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.
Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (информационная, психологическая, правовая, сексологическая и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (в восстановлении веры в духовные ценности,помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса и др.).
6. Профессиональная адаптация — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новым особенностям конкретной специальности, условиям труда и социальному окружению. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения личной и общественной мотивации труда и других причин.
Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. В рамках системного подхода адаптация личности выражается и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.
Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.
Литература:
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с
2. Калайков И. Д. Цивилизация и адаптация/Пер. с болг. Бедихина A. M.- М.: Прогресс, 1984. 240 с.
3. Крайг, Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. -992с.
4. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Мысль, 1965. 570 с.
5. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997,463 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 705 с.
7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 1960
8. Талызин Н.Ф Педагогика психология, «Академия», 1998. — 288 с.
9. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.