Роль предметной номинации в зарубежных масс-медийных жанрах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (246) февраль 2019 г.

Дата публикации: 25.02.2019

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Е. М. Роль предметной номинации в зарубежных масс-медийных жанрах / Е. М. Чернова, М. Л. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56749/ (дата обращения: 17.12.2024).



В эпоху стремительного развития средств массовой информации особенно важно обращать внимание на изменения, которые происходят внутри масс-медийного пространства. Сообщения, которые предлагаются аудитории, проходя через фильтры разнообразных жанров, становятся значительной силой, влияющей на сознание миллионов людей. Поэтому становится, очевидно, что проблема восприятия, понимания и интерпретации полученной информации является одной из основных проблем современного общества.

В свою очередь изменения в социальной, экономической и культурной жизни общества влияют на язык средств массовой информации и приводят к значительному изменению и пополнению лексического состава языка. В связи с этим возникает проблема жанровой дифференциации, а также проблема номинации, изучение ее механизмов и возможностей, что и выявляет актуальность данной исследовательской работы.

Потребность общества в общении и эффективном взаимодействии выражается в возникновении и функционировании определённых лексических единиц, что прямо связано с процессом номинации.

Номинация [от лат. nominatio — наименование] — многозначный термин.

Им обозначают: процесс наименования; результат этого процесса, само наименование; раздел лингвистики, изучающий структуру актов наименования.

Как утверждает современная лингвистика, номинация есть не что иное, как языковое закрепление понятийных признаков, отображающих свойства предметов [2, с.19].

В процессе познания окружающего мира у человека создаются образы, представления и понятия о предметах и явлениях, которые фиксируются с помощью языковых единиц.

Как отмечает Е. С. Кубрякова, в структуре акта номинации различаются замысел говорящего и языковые средства его реализации, причем в речевой деятельности в качестве отправного пункта акта номинации оказывается сложное переплетение интенций говорящего и его личностных смыслов, т. е. индивидуальное смысловое задание говорящего. [3, c. 33].

Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что главной задачей номинации является языковое отображение окружающей реальности, на которую обращен одной из своих сторон жанр, причём в разных жанрах происходит преломление отображения. Также явным является и то, что выбор единиц номинации в актах создания текста соотносится с выбором единицы номинации в акте «наименования мира».

При анализе окружающей действительности человеческое сознание, прежде всего, выделяет предметы (статические объекты) и процессы, связанные с этими предметами (действия), а также характеристики объектов и действий. При этом говорящий должен обладать определённой целью и направлением для анализа и выбора способов номинации. Соответственно выбор единиц номинации для определённых целей и субъектов обуславливается границами жанра, в рамках которого осуществляется речевая деятельность. Возможность передачи специфики ситуации жанра с помощью номинативной единицы играет решающую роль при её выборе.

В данной работе будет предпринята попытка показать роль ономасиологических категорий предметности таких жанрах как: комментарий (commentary), тематическая статья (feature), портретный очерк (profile), скетч (sketch), репортаж (reportage) и рецензия (review).

В процессе познания окружающей действительности человеческое сознание старается, прежде всего, выделить объект и соотнести его с определённой номинативной единицей.

В предметной номинации план означаемого представлен совокупностью денотатов, основным свойством которых является «вещность» (предметность в широком смысле), тогда как для денотатов процессуальной и признаковой номинации свойственны, соответственно, процессуальность и признаковость. Основным средством выражения в языке простых предметных денотатов является имя существительное, так как оно дает возможность мыслить предметно, в форме названия [1, с. 46].

При изучении номинативного аспекта наиболее логичным представляется исследование ономасиологической категории и способах её реализации в разных жанрах. Стоит заметить, что в разных жанрах реальный мир отражается под различными углами зрения.

  1. Комментарий (commentary).

Основной отличительной чертой комментария является то, что какая-либо предметная ситуация вписывается в широкий контекст. Фрагмент, приведённый ниже, посвящен теме запрета курения в общественных местах для членов правительства.

1)The Chinese government has urged party officials to stop smoking in public places and help quit in a bid to curb the country's dirty habits.It also banned government bodies from providing cigarettes or promoting smoking, warning that the use of tobacco in offices, meeting rooms, canteens and toilets is strictly prohibited. Authorities warned party officials that buying cigarettes with public money won't be tolerated, and those who break the rules should be penalised and educated about their «evil influence».

The Independent, Monday 30 December 2013

Событийный денотат — запрет курения — вписывается в большой жизненный контекст, так как затрагивает проблемы здравоохранения, законодательства, экономики, а также имиджа официальных властей. В данном случае выбор номинативных единиц служит единственной цели — показать широкий масштаб и значимость освещаемой проблемы. Поэтому, предпочтение отдаётся единицам, так сказать, «крупного членения» — словам, отсылающим к большим совокупностям людей: government bodies, party officials, colleagues; словам с собирательным значением: government, authorities,tobacco; словам, обозначающим воздействие: habits, influence, rules; словам с собирательным значением, указывающим на публичные места: offices, meeting rooms, canteens, toilets.

Итак, можно утверждать, что номинативные единицы в комментарии характеризуются собирательностью, обобщенностью и обширностью.

  1. Рецензия (review).

Суть рецензии заключается в описании и анализе таких информационных явлений, как кинофильмы, концерты, спектакли, книги, что и обуславливает выбор определённых номинативных единиц.

2)Lortie's Chopin playing has a wonderful, penetrating directness about it; there's not a trace of dreamy indulgence in any of the nocturnes, though all their decorative tracery shines out with a sharp-cut brilliance, and the impromptus dance and divert without a trace of self-consciousness. The sonata, though, is made of much tougher stuff, once again doing nothing purely for show, and culminating in a titanic account of the finale.

The Guardian, 24 April, 2016

Цель рецензии — дать мотивированную оценку новому произведению искусства и помочь читателю увидеть в то, что незаметно непосвященному, разложить предложенное на части. В номинативном плане это предполагает более детальное разделение реальности. Номинативные единицы, используемые автором в данном фрагменте можно разделить на группы: 1) слова- музыкальные термины, то есть однозначные пределах сферы применения и лишенные экспрессии: nocturnes, impromptus, sonata; 2) слова, употреблённые в переносном смысле, обладающие более широким понятийным пространством: directness, trace, tracery, brilliance, stuff; 3) отвлечённые существительные: indulgence; self-consciousness. В данной рецензии автор использует вторичную номинацию, для описания музыки при помощи слов.

  1. Портретный очерк (profile).

Вначале хочется отметить, что в отечественной журналистике портретный очерк относится к художественно-публицистическим жанрам и предполагает художественный анализ личности, выявлением её глубинного духовного начала. Жанр «profile» в британской прессе лежит на границе аналитических и художественно-публицистических жанров и может в некоторых случаях, их границы обозначены политическим, деловым, профессиональным анализом.

3)Moss has achieved something that no other model has. She had worked in fashion over three decades, launching trends, defining styles, but never becoming dated. Most models as famous as Moss become irrevocably associated with one era — Twiggy and the 60s, Lauren Hutton and the 70s — and though they enjoy revivals if their look comes back into fashion or their career changes, no one else has represented the constantly evolving face of fashion from one year to the next. She was the pin-up for grunge in the early 90s. Her name was synonymous with heroin chic in the mid 90s. Next came boho chic. At the turn of the century, she effortlessly morphed into the skinny rocker aesthetic. Her look evolves and so does she.

The Guardian, 4 November, 2014

Прежде всего, стоит указать на наличие предметных имён, которые указывают сферу деятельности и мир героя портретного очерка: fashion, trends, styles, grunge, chic. Также используются слова, относящиеся к вторичной номинации: face, look. Интересны слова, указывающие обширные временные рамки: decades,century, era, которые характеризуют успешность героя очерка. Стоит обратить внимание на антропонимы, часть номинальных классов, которые обозначают не субстанции, а именуют людей по разнообразным свойствам, признакам и качествам.

К таким антропонимам относятся такие слова, как model (указание на сферу деятельности), pin-up (нравственная характеристика).

Основа портретного очерка заключается в описании окружающей его реальности, профессиональной среды и личностных характеристик.

  1. Тематическая статья (feature).

Основная цель тематической статьи заключается в выявлении и исследовании разнообразных проблемных ситуаций, возникающих в отношениях между людьми, изменениях, происходящих в семье и в обществе. В отрывке из тематической статьи, который следует ниже, раскрывается тема детей и подростков, которые наносят себе телесные повреждения. Автор пытается выяснить причины ситуации и пытается найти решение проблемы.

4)Last week, official statistics revealed an alarming rise in children who self-harm. These figures show that in the past year, NHS hospitals treated more than 18,000 girls and 4,600 boys between 10 and 19 after they had deliberately harmed themselves — a rise of 11 per cent. During the same period, cases involving children between 10 and 14 rose from 4,008 to 5,192 — a rise of 30 per cent.

According to Sarah Brennan, chief executive of YoungMinds, «An equally striking finding, which reflects Jo's experience, was the lack of confidence among parents and professionals about how to deal with it».

The Independent,08 October, 2013

Сразу бросается в глаза наличие целого ряда антропонимов, которые обладают отнесённостью к целому классу: children, boys, girls. Антропонимы parents, professionals определяют специфику проблемы и указывают на некую причинную связь, так же как отвлеченные номинации: experience, lack of confidence, которые называют признаки и состояния. Именно отвлечённость этих имен и их связь с человеческим миром объясняет их необходимость в тематической статье. Стоит отметить, что номинативные единицы statistics и figures указывают на серьёзность и официальность, затронутой темы.

Итак, можно утверждать, что необходимым элементом данного жанра являются антропонимы.

  1. Скетч (sketch).

Способ референции в жанре «скетч» заключается в представлении события в неожиданно гротескном виде. Факты, преподнесённые в комическом свете, заставляют читателя улыбнуться.

5)David Cameron was doing that thing with his nose. Every now and then, without taking his eyes off his audience, he tilts his head back, and holds it there. It makes him look a bit like a seal balancing a ball on its snout.

You may also think it makes him look condescending. Nothing, however, could be further from the truth. Mr Cameron can’t bear people who are condescending. They appall him. They disgust him. Frankly, he looks down on them.

Which is why he’ll have been dismayed by the fuss last week over the Tories’ “beer and bingo” advert (slogan: Helping People Like You Afford the Simple Pleasures that Make Your Lives Bearable). Critics called it condescending. But, as he explained to pensioners today at a Q&A session in Sussex, he abhors condescension.

The Telegraph, 24 March, 2014

Фрагмент, приведённый выше, описывает встречу премьер — министра Великобритании с пенсионерами для обсуждения реформ. Событие достаточно серьёзное. Поэтому может показаться странным, ряд имён, описывающих части головы человека: head, nose, eyes, которые стоят на одной линии со словом, относящимся к животным — snout. Вся эта неуместность создаёт комический эффект. Отвлечённые имена представляют мыслительно — оценочную характеристику: condescension, truth. Только слова audience и pensioners, people могут быть оценены как ситуативно-релевантные.

Анализируя информацию, представленную выше, можно убедиться в наличии связи между выбором предметных имён и жанровой ориентацией текста. Например, для комментария характерно соотношение конкретных имён со всем классом объектов, как и конкретное событие, соотносится с цепью событий, а в репортаже, наоборот, требуется использование конкретных имён в идентифицирующей референции. Отличительной чертой скетча является то, что выбор конкретных предметных имён приводит к намеренному сдвигу от объективного в сторону субъективного отражения мира и его нацеленному искажению.

Хорошо прослеживается роль антропонимов: характеристика группы людей с социальной точки зрения — в тематической статье; всестороннее описание конкретного индивида — в портретном очерке.

Отвлечённые предметные имена, обозначающие мыслительные, вербальные логические категории встречаются в комментарии, тематической статье и рецензии. Для комментария характерны имена, затрагивающие политические и экономические сферы деятельности. Отвлечённые имена в рецензии, прежде всего, связаны с восприятием и оценкой произведения. Произведение в описании «разделяется» на составляющие, которые изучаются и подвергаются вербализации.

В современном мире у человека есть обширные возможности получения информации из разных источников, то есть рассмотрения предлагаемых ситуаций фактов с различных точек зрения. Особенно важно отметить воздействие, производимое средствами массовой информации, которые, освещая события через призму разнообразных жанров и используя тщательно подобранные речевые единицы, влияют на установление норм, определяют и формируют систему ценностей, мировоззрение и взгляды, учат поведению в определенной ситуации.

Литература:

  1. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика // Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981.-360 с.
  2. Колшанский Г. В. О смысловой структуре текста. Лингвистика текста: Материалы науч. конф. МГПИИЯ. Т.1. -М.: 1976. С. 94–107.
  3. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. -М.: Наука, 1986.- 158с.
  4. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постоволова. М.:Наука, 1988. -С. 141–172.
  5. Кубрякова Е. С. Введение. // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. -М.: Наука, 1991 А. С.5–21.
  6. Тырыгина В. А. Коммуникативный подход к концепции жанра // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. -М.: «Прометей», 2004. С. 394–396.
  7. Уфимцева A. A. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. -М.: Эдиториал УРСС, 2002. 240 с.
  8. http://www.theguardian.com/uk
  9. http://www.independent.co.uk/
  10. http://www.mirror.co.uk/
  11. http://www.telegraph.co.uk/
Основные термины (генерируются автоматически): портретный очерк, жанр, слово, единица, массовая информация, вторичная номинация, номинативная единица, речевая деятельность, собирательное значение, человеческое сознание.


Похожие статьи

Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности

Роль неформального лидера в формировании межкультурной компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве

Роль аутентичных материалов в процессе формирования межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов нефилологических специальностей

Тенденция развития зарубежных гендерных лингвистических исследований в профессионально-ориентированной сфере

Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном пространстве

Роль и место инфотейнмента в контексте образовательных медиа

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Роль медиакритики в формировании экологии современного информационного пространства

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Роль собственных биографических текстов старшеклассников в формировании системы духовно-нравственных ценностей

Похожие статьи

Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности

Роль неформального лидера в формировании межкультурной компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве

Роль аутентичных материалов в процессе формирования межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов нефилологических специальностей

Тенденция развития зарубежных гендерных лингвистических исследований в профессионально-ориентированной сфере

Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном пространстве

Роль и место инфотейнмента в контексте образовательных медиа

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Роль медиакритики в формировании экологии современного информационного пространства

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Роль собственных биографических текстов старшеклассников в формировании системы духовно-нравственных ценностей

Задать вопрос