Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)

Статья просмотрена: 5769 раз

Библиографическое описание:

Фатхуллина, А. Г. Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности / А. Г. Фатхуллина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2137/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современном российском обществе наряду с быстрым экономическим, политическим развитием, изменениями социального уровня жизни, культура остается единственным источником и носителем ценностей общества.

Само понятие культуры имеет великое множество определений. Это еще одно веское свидетельство неоднородности и многосложности его содержания, востребовавшего различные специализированные знания [4, с. 20]. Многозначность понимания термина культуры обусловлена многообразием реальных форм её существования, которая в различные времена и у разных народов облекалась в самобытные языковые конструкции [4, с. 22].

Человечество многообразно и многолико. Такое «многоцветье» может сохраняться лишь при динамичном межкультурном диалоге, проходящем в рамках общероссийских культурных тенденций (смена типов культур, глобализация, культурная стратификация, модернизация, этнизация) и на основе главных концептов отечественного культурного процесса - многообразия, универсальности, всеотзывчивости, терпимости, гуманизма. Актуальным становится изучение проблемы культурных различий и основ межкультурной коммуникации. Это и определяет диалог культур [1].

Как правило, культурные ценности передаются от поколения к поколению, однако они не носят характер незыблемости и неприкосновенности. Культура изменяется, адаптируется к новым временам и принимает новые формы существования. Ценности переосмысливаются, верования меняются. Наши общества становятся более мультикультурными, и глобализация повысила уровень общения и контакта между представителями различных культур. Народы становятся более информированными о существовании других культур, традиций и обычаев. Культуры охватывают очень большое число людей, из которых никого нельзя назвать типичным представителем какой-либо культуры. Понимание данной особенности – первый шаг на пути к диалогу, одна из предпосылок для эффективного межкультурного диалога. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.

Ю.М. Лотман отмечает: «Культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное…» [3, с. 4].

С точки зрения Совета Европы, многообразие культур - одно из ключевых условий существования современного общества. Благодаря развитию межкультурного диалога, многообразие культур становится источником взаимного духовного обогащения и способствует укреплению взаимопонимания, примирения и терпимости. Диалог является «ключом к изучению культуры, фактором, расширяющим сознание человека и определяющим направленность его духовных поисков» [1].

Знакомство с другими культурами помогает формировать поликультурно-грамотную личность, способную вести диалог в поликультурной среде. Диалог включает в себя готовность принятия и взаимодействия различных культур. Именно в диалоге проявляется толерантность. Межкультурный диалог позволяет молодежи духовно обогащаться. Происходит процесс обмена информацией, ценностями; именно в процессе творческой деятельности происходит формирование толерантных отношений, культуры общения и умения принять точку зрения и позицию другого. Как отметил Д.А. Медведев в беседе во время визита во Вьетнам 31 октября 2010г., «…конечно, нужно развивать культурные обмены. Не менее важно – сохранить свои культурные корни, идентичность. Это очень сложно в современном мире. Мир стал глобальным, нам всем нужно общаться».

Также можно отметить, что межкультурная коммуникация возникает и происходит постоянно, поскольку люди различных культур живут в одном государстве, в одном городе, составляют одну нацию. Это общение происходит неосознанно - в быту, работе, учебе.

Межнациональный и межкультурный диалог может осложняться конкуренцией между народами и этническими группами, в которой проявляется разная степень модернизации, адаптации к меняющимся социально-экономическим и политико-правовым условиям. В связи с этим важно не поддаваться на провокационные внешние различия уровня жизни представителей различных культур и национальностей. Эти различия обусловлены сложившимися традициями каждого народа, условиями жизни, а также степенью развитости социально-экономического уровня. Именно культура помогает стирать эти грани различий. В процессе творчества отсутствует деление на сильных и слабых – все равны. Мир, в котором людей разделяют религиозные, расовые, национальные предрассудки, государственный, корпоративный эгоизм нуждается в активном диалоге культур – синтезирующей функции культурного опыта.

Руководящими принципами осуществления межкультурного диалога являются свобода выбора, свобода самовыражения, равенство, толерантность и взаимное уважение человеческого достоинства. Успешный межкультурный диалог требует ряда качеств, развиваемых в демократической культуре, включая непредубеждённость, способность как слушать, так и говорить, способность разрешать конфликты мирными средствами и признавать обоснованность аргументов других сторон. В современной сложившейся ситуации мы можем наблюдать, что молодые люди не всегда умеют и могут воспринимать другого, общаться на равных. Проблемы сохранения и дальнейшего развития культурного воспитания молодежи являются как никогда актуальными и важными.

Молодежь успешнее осваивает материал в ситуациях, когда ребята сами являются участниками творческого процесса. Участие в массовых формах работы – праздниках, концертных и игровых программах, фестивалях, конкурсах – способствует повышению интереса молодежи к активной деятельности в разных областях культуры и искусства. Молодое поколение, являясь по своей природе творцами, всегда способно отображать в разных видах творчества все многообразие окружающего мира через особенности своего мировосприятия. Современное общество – есть неоспоримая основа для формирования творчески развитой личности.

Творческая деятельность развивает личность, помогает ей усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, человек отражает в нем свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творчество делает жизнь богаче, полнее, радостнее. Одним из необходимых условий для творчества является диалог. Следует научиться у искусства неотчужденному отношению ко всему в мире, и попытаться так изменить содержание и методы образования в целом, чтобы, узнавая что-нибудь о мире, человек тем самым узнавал или открывал что-то и в себе самом. В процессе диалога открываются все новые возможности, виды и формы общения, главным условием которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость, уважение к культуре партнеров по коммуникации. Концерты и фестивали создают условия для самоутверждения и самореализации в творческой деятельности, формируют активную жизненную позицию и развивают социальную активность личности. Участие в таких видах деятельности позволяет приобрести багаж психологической устойчивости, эмоционально раскрепоститься, обогатить речь, развивать фантазию, коммуникативные навыки и выразить свое настроение.

Очевидно, что в условиях многокультурного российского общества важнейшей частью образования становится поликультурное образование, одной из задач которого является создание культурной среды. Воспитывающее значение культуры связано с эффектом включения личности в многомерность и неоднозначность мира.

Молодежь – сознательно-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Её доля в составе населения составляет примерно около 20 %. Молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтичные устремления, цивилизация новизны [4, с. 247].

Жизнь современных студентов происходит в условиях различных экономических и социальных перемен. Сложившаяся ситуация в социуме России диктует свои требования к жизнедеятельности студенческой молодежи. Множество различных молодежных движений, социальных акций, концертов, фестивалей проводятся, в первую очередь, для молодого поколения. Участие в таких мероприятиях формирует культуру общения у молодежи, и, как следствие этого, развивается умение вести диалог, способствующий обмену информацией, культурами, умениями. Молодое поколение является главным объектом, оказавшимся наиболее восприимчивым к изменениям устоев российского общества, развивается в противоречивой среде, что находит отражение в культуре, образовании, образе жизни, семье.

Именно молодежь, в частности студенческая, может являться для руководителей (педагогов) «податливым материалом», развития межкультурных отношений. Так как именно студенты с интересом и увлечением изучают и пробуют всё новое. Студенты являются активными участниками различных движений, всевозможных агитбригад; это та часть общества, которая заинтересована в социальных преобразованиях для своего же будущего. Межкультурный диалог нацелен на предоставление равных прав всем членам общества вне зависимости от национальной, религиозной, языковой принадлежности. Основой его становятся общечеловеческие ценности, в первую очередь, права человека [5].

Творческая деятельность предполагает создание чего-либо нового; для отдельной личности это новое будет своим. Важно помочь раскрыться всем талантам и умениям, которые заложены в любой личности. Не каждый может хорошо танцевать, петь, играть на сцене, - зато могут раскрыться организаторские качества, креативное мышление и т.д. Конечным результатом любой творческой деятельности должно быть вынесение итогов «на зрителя». Это может быть концерт, конкурс-фестиваль, спектакль, шоу-программа, выставка творческих работ и т.д.

При подготовке к такому мероприятию участники с удовольствием используют весь арсенал умений и навыков, полученных ранее на занятиях. Концертная деятельность является мощным стимулом для развития творческих навыков артистизма, а участие и победы на фестивалях и конкурсах вызывают стремление к совершенствованию своего мастерства. Но не стоит забывать о том, что эти мероприятия являются не только итогом творческой деятельности, как способ только лишь показать себя на сцене («победа ради победы»). Именно здесь педагогу следует сформировать у воспитанников толерантное отношение к другим участникам выступления, выставки, концерта. Важно научить принимать точку зрения своих соперников по конкурсу, коллег по спектаклю и т.д. Именно здесь будет осуществляться межкультурный диалог.

В современной образовательной системе наиболее гибко учитывающим склонности и потребности молодого человека звеном является социально-культурная деятельность, позволяющая реализовать резервные возможности человека в художественно-творческом процессе. Благодаря умению держаться на сцене и творческому партнерству артисты приобретают коммуникативность и умение подать себя в различных жизненных ситуациях, а в будущем дает возможность безболезненно адаптироваться в обществе.

Подведя итог можно отметить важность осуществления межкультурного диалога для успешного развития современного общества. Творчество является одним из наиболее легких путей осуществления. Различные фестивали, концерты объединяют в общем действии представителей различных народов, культур. Диалог с теми, кто готов принимать участие в диалоге, может стать отправной точкой более длительного процесса взаимодействия и взаимовлияния, в результате которого вполне может быть достигнуто согласие по вопросу важности ценностей прав и свобод человека.


Литература:

1. Белова А.С. Межкультурный диалог и духовно-нравственное развитие личности средствами искусства // Педагогика искусства (электронный журнал), № 4, 2011.

2. Иваненко С.И., Аникина Н.Н. Справочно-аналитические материалы на тему: «Государственная молодёжная политика и межкультурный диалог», http://www.newparlament.ru/docs/view/313

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -1994.

4. Оганов, А.А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов/А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

5. Попов М.Ю., Акулова А.А. Межкультурный диалог как фактор развития общеевропейского гуманитарного пространства http://www.teoria-practica.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): межкультурный диалог, культура, творческая деятельность, диалог, молодое поколение, современное общество, диалог культур, межкультурная коммуникация, отдельный человек, российское общество.

Похожие статьи

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Формирование культуры личности в образовательном пространстве

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Развитие личности в современном образовательном пространстве

Роль личности педагога в образовательном процессе

Роль воспитания молодежи в духе толерантности в процессе глобализации

Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи

Роль неформального лидера в формировании межкультурной компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе

Похожие статьи

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Формирование культуры личности в образовательном пространстве

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Развитие личности в современном образовательном пространстве

Роль личности педагога в образовательном процессе

Роль воспитания молодежи в духе толерантности в процессе глобализации

Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи

Роль неформального лидера в формировании межкультурной компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе