Художественное творчество — фактор воспитания личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Капбарова, Г. Ш. Художественное творчество — фактор воспитания личности / Г. Ш. Капбарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 164-165. — URL: https://moluch.ru/archive/156/39794/ (дата обращения: 16.12.2024).



Воспитательные возможности различных компонентов народной культуры чрезвычайно широки. Все компоненты народной культуры- основные средства воспитания народной педагогики. В них содержание воспитания и обучения, а также основные нравственные правила, нормы, идеалы, понимание добра и зла. В них — мировоззрение и мировосприятие человека через мифологию, религию, предания, поверия, в них- история народа (в эпосах, летописях).

Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня — это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества.

Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. М. С. Каган, говоря о происхождении художественного творчества, правильно отмечает, что «первоначальная форма бытия искусства есть именно форма перехода от неискусства к искусству, обладающая двойной качественной определенностью и двойной функциональностью. Иначе говоря, — пишет он, — искусство рождается как художественное осмысление, преобразование, «оформление» разнообразных способов практической деятельности первобытного человека- именно тех, социальная ценность которых была особенно значительной и требовала специального утверждения, закрепления и выявления. [1,30]

Чтобы успешно осуществлять процесс воспитания в современных условиях, надо изучать традиции народной педагогики, которая немного старше педагогической науки и нашла отражение в произведениях фольклора.

Фольклор, являясь результатом эстетического освоения действительности, заключал в себе многообразие знания окружающей жизни, которые и передавались молодому поколению посредством воспитания. «Истинная народность произведения фольклора любого жанра в конечном счете определяется их педагогической целеустремленностью. Субъективно произведения народного творчества служили средствами развлечения и отдыха, памятниками горя и печали, объективно же они были средством воспитания», — отмечает исследователь проблем этнопедагогики Г. Н. Волков. [2,113]

Закрепленное в фольклоре общественное мнение способствовало формированию положительных нравственных качеств у молодого поколения. Для разного возраста предназначались различные жанры фольклора. Для детей это были сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, считалки и др. А для молодежи — героический эпос и исторические песни, герои которых служили примером для воспитания мужества, смелости, преданности народу и родине. Очень распространена в фольклоре идея единства, дружбы, коллективизма. Примером могут служить такие пословицы, как «человек человеку — друг», «в единстве — сила».

Фольклор может с успехом использоваться в эстетическом воспитании молодежи, поскольку педагогические идеи, заключенные в нем, апеллируют к эмоциональной стороне личности, что является наиболее предпочтительным в работе с этой аудиторией. Произведения фольклора могут служить своеобразным «мостиком» в процессе приобщения молодежи к профессиональному классическому и современному искусству, так как устное народное творчество является основой «ученой» художественной культуры каждой нации, язык которой более сложен и требует от человека определенной подготовки.

Много внимания в народной педагогике уделялось физическому воспитанию подрастающего поколения. Этим целям служили игры, национальные виды спорта.

Традиционная празднично- обрядовая культура- неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Таким образом танец позволяет человеку на внешнем невербальном уровне чрез движения выразить все то, что он чувствует и ощущает внутри себя. Через танец возможно выражение морально — этических понятий — добро и зло, справедливость и неравенство, низость и благородство.

Музыка важна для музыкально-творческого развития личности. Музыка, как и танец, представляет невербальную форму выражения. Музыка-есть искусство интонируемого смысла. Обучаясь в музыкальной школе, ребенок развивает чувства ритма, вокальные данные, но и главное — познает историю музыкальной культуры, что так важно для развития гармоничной личности.

Устойчивой формой художественного творчества является народная песня, ведь песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности. Однако исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором.

Развитие фольклорных форм творчества предполагает наличие определенного отношения к народной мудрости, принятие ее знаний, ценностей, норм, образцов, а также включение в деятельность по их освоению на уровне хранения, распространения, потребления и творчества. Таким образом, все выделенные виды интересов тесно взаимосвязаны и обуславливают включение личности в творчество фольклорных и других формах художественной деятельности.

Литература:

  1. Каган М.С Морфология искусства-Л1972-С.180.
  2. Волков Г.Н Идея совепшенного человека в народном воспитании//Сов.педагогика -1971-№ 1с-113.
Основные термины (генерируются автоматически): народной культуры, народной педагогики, воспитания народной педагогики, народной художественной культуры, компоненты народной культуры, компонентов народной культуры, художественного творчества, элемент народной культуры, традиции народной педагогики, народной педагогике, происхождении художественного творчества, «ученой» художественной культуры, фольклорных форм творчества, формой художественного творчества, произведения народного творчества, народной мудрости, основе человеческой культуры, народность произведения фольклора, различные жанры фольклора, общее развитие личности.


Задать вопрос