Понятие гендерной идентичности как психологического феномена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 19.01.2019

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Байгускарова Д. М. Понятие гендерной идентичности как психологического феномена // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 330-331. — URL https://moluch.ru/archive/241/55816/ (дата обращения: 27.05.2019).



В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Ключевые слова: гендерная идентичность, личностный компонент, социальная группа, соотнесение личности, гендер, общество, пол.

Научные работы по исследованию идентичности на данный момент можно отнести к наиболее стремительно развивающейся области социальной психологии.

Идентичность представляет собой психический компонент самосознания, формирующийся в мире человека. С процессуальной точки зрения, идентичность представляет собой самоопределение личности в соотнесении себя с определенной социальной группой. С результативной точки зрения, идентичность представляет собой часть «Я-концепции» личности, которая формируется из принадлежности к социальной группе.

По мнению Бендас Т. В., гердер — это «социальный пол, который определяет поведение личности в социуме, а также то, как воспринимается это поведение» [1]. Данное поведение является полоролевым, определяющим отношения с обществом: друзьями, коллегами, родителями, случайными прохожими и т. д.

Ученые определяют понятие «гендер» следующим образом:

– Гендер не является естественно заданным, а имеет источник в культуре и отражает социальные представления, касающиеся различий полов, их назначения и роли в социуме.

– Гендер — совокупность символов, норм и законов, выработанных обществом в процессе развития, которые регулирующит жизнь социума.

– Гендер указывает на социальный статус и социально-психологические особенности личности, предписываемые социумом мужчинам и женщинам, на основании их половых различий.

– Гендер включает систему социальных институтов, воплощающих в жизнь гендерные нормы и предписания.

– Гендер — это одновременно и продукт (сформированное гендерное самосознание конкретной личности), и процесс (практика ежедневной жизни, действия, ощущения, чувства и мысли, связанные с восприятием личности себя как представителя своего пола).

– Гендер не однороден, изменчив и культурно зависим от социально-экономического и исторического контекстов, от специфики гендерных отношений в разных этнических группах и социальных классах.

– Гендер является типом идеологических взаимоотношений традиционного (патриархального) общества, где за основу берутся взаимоотношения власти. Смысл таких взаимоотношений — гендерное неравенство и господство одной группы (мужчины) над другой (женщины).

Термин «гендерная идентичность» ввел Дж. Мани для характеристики внутреннего состояния человека с позиции ощущения себя представителем определенного пола, и, кроме того, для подтверждения значения социальнокультурных факторов в формировании психологического пола. [3]

Мы предлагаем такое определение гендерной идентичности: аспект самосознания личности, который описывает принятие ею себя как представителя конкретного пола. Кроме того, мы полагаем, что гендер включает в себя, помимо ролевого аспекта, также и целостный образ человека.

Гендерная идентичность является фундаментальной составляющей социальной идентичности, характеризующей личность с позиции ее принадлежности к мужской или женской группе. Кроме того, по мнению Бэм С., гендерная идентичность «имеет личностный компонент, зависящий от социокультурной ситуации развития человека, а также может изменять свои направленность и содержание» [2].

Гендерная идентичность является многоуровневой системой соотнесения индивида с телесными, психофизиологическими, психологическими и социо-культурными значениями маскулинности и фемининности как независимых пере-менных.

Гендерную идентичность как обособленный тип личностной идентичности можно отнести к наиболее стабильным идентификациям личности. На основании гендерной идентичностии человек формирует личный субъективный образ.

В структуре гендерной идентичности выделяют уровни:

1) базовая идентичность — соотнесение личности с альтернативными представлениями о маскулинности / фемининности;

2) ролевая идентичность — соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре полоролевыми стереотипами;

3) персональная идентичность, интегрирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения.

Компонентами гендерной идентичности являются:

  1. Эмоциональный — расширение области переживаний и пополнение внутреннего опыта;
  2. Когнитивный — познание личностью окружающего мира;
  3. Поведенческий — обеспечение взаимной связи индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование в другого.

В соответствии с присущими человеку качествами выделяют три типа гендерной идентичности: маскулинный (присущий мужскому типу поведения); феминный (женские стратегии поведения); андрогинный (соответствуют и мужские, и женские характеристики поведения).

Таким образом, гендерная идентичность представляет собой полифункциональное, интегративное и многомерное образование личности, которое включает в себя эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий и личностный компоненты, представленные во взаимном дополнении и сопряженности между собой.

В гендерной идентичности как психологическом феномене довольно четко акцентированы соматические характеристики, составляющие основу развития идентичности личности как представителя конкретного пола. Здесь важную роль играют особенности психологических и поведенческих проявлений человека как индикаторов мужского и женского начал. Данные особенности наполняют смыслом аспекты самосознания человека, которые связаны с половой индентификацией.

В гендерной идентичности на первом месте находятся социокультурные критерии мужского и женского начал, опираясь на которые, личность соотносит себя с определенной гендерной группой, тем самым формируя свою идентичность в качестве представителя мужского или женского пола.

Литература:

  1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
  2. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов ерер / С. Бэм. — М.: Русская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 336 с.
  3. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов ву-зов / И. В. Костикова; под общ. ред. И. В. Костиковой. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гендерная идентичность, социальная группа, пол, гендер, соотнесение личности, личностный компонент, идентичность, психологический феномен.


Похожие статьи

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая...

1) социальная идентичность — типизация личности другими на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются соматические признаки...

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Важнейшим аспектом становления личности является формировании ее идентичности.

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но может не знать, в чем заключается различие...

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях

Гендерная идентичность – частный случай личностной самоидентичности, благодаря которой возникает субъективное чувство пола

Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи. Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях.

К вопросу об особенностях гендерных представлений...

Ключевые слова: гендер, гендерные представления, половая идентичность, полоролевое поведение, неполная семья.

Значимой психологической проблемой, связанной с воспитанием подростка в неполной семье, является нарушение половой идентичности и...

Суверенность психологического пространства девушек...

Суверенность психологического пространства девушек вконтексте гендерной идентичности.

Понятие психологического пространства личности возникло из множества эклектичных предпосылок, его изучение изначально предполагало стать междисциплинарным...

Конституциональные и психофизиологические предпосылки...

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но

Набор гендерных характеристик личности представляет собой многофункциональный организм, состоящий из гендерной идентичности...

Индивидные и психофизиологические предпосылки становления...

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, конституциональный пол, интеллект, психологические защитные механизмы, функциональная сенсомоторная асимметрия, функциональные ресурсы организма, акселерация, ретардация.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Методика «психотест на определение гендерной идентификации...»

Как мы можем заметить, отношения в современном мире настолько сложны и хитро сплетены, что зачастую требуется совершенно новый подход к диагностике личности, как объекта, относящегося к той или иной ячейке общества.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Лорбер Дж. Пол как социальная категория. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований».

Важнейшие агенты гендерной социализации в семье - личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол...

Похожие статьи

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая...

1) социальная идентичность — типизация личности другими на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются соматические признаки...

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Важнейшим аспектом становления личности является формировании ее идентичности.

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но может не знать, в чем заключается различие...

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях

Гендерная идентичность – частный случай личностной самоидентичности, благодаря которой возникает субъективное чувство пола

Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи. Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях.

К вопросу об особенностях гендерных представлений...

Ключевые слова: гендер, гендерные представления, половая идентичность, полоролевое поведение, неполная семья.

Значимой психологической проблемой, связанной с воспитанием подростка в неполной семье, является нарушение половой идентичности и...

Суверенность психологического пространства девушек...

Суверенность психологического пространства девушек вконтексте гендерной идентичности.

Понятие психологического пространства личности возникло из множества эклектичных предпосылок, его изучение изначально предполагало стать междисциплинарным...

Конституциональные и психофизиологические предпосылки...

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но

Набор гендерных характеристик личности представляет собой многофункциональный организм, состоящий из гендерной идентичности...

Индивидные и психофизиологические предпосылки становления...

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, конституциональный пол, интеллект, психологические защитные механизмы, функциональная сенсомоторная асимметрия, функциональные ресурсы организма, акселерация, ретардация.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Методика «психотест на определение гендерной идентификации...»

Как мы можем заметить, отношения в современном мире настолько сложны и хитро сплетены, что зачастую требуется совершенно новый подход к диагностике личности, как объекта, относящегося к той или иной ячейке общества.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Лорбер Дж. Пол как социальная категория. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований».

Важнейшие агенты гендерной социализации в семье - личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол...

Задать вопрос