Автор: Скворцова Елена Аркадьевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Скворцова Е. А. Индивидные и психофизиологические предпосылки становления гендерной идентичности девушек и юношей 14-17 лет // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 64-70.

Статья посвящена проблеме изучения вклада индивидных (конституциональных) и психофизиологических особенностей развития подростков в становлении гендерной идентичности. В качестве таких предпосылок рассматриваются конституциональный пол (степень выраженности полового диморфизма в телосложении), профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, скорость полового созревания и функциональные ресурсы организма юношей и девушек. Связанные с биологической половой принадлежностью психологические различия между подростками изучаются посредством оценки как гендерной идентичности, так и особенностей функционирования системы психологических защитных механизмов и развития интеллекта.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, конституциональный пол, интеллект, психологические защитные механизмы, функциональная сенсомоторная асимметрия, функциональные ресурсы организма, акселерация, ретардация.

Psychological and psycho-physiological features of young men girls of 14- 17 years with the different degrees of expression of the specific sexual descriptions

E.A. Skvortsova

Article is devoted a problem of studying of the contribution individual (сonstitutional) and psychophysiological features of development of teenagers in formation of gender identity. As such preconditions are considered конституциональный a floor (degree of expressiveness of sexual dimorphism in a constitution), a profile functional sensomotor asymmetry, speed of puberty and functional resources of an organism of young men and girls. The psychological distinctions connected with a biological sex between teenagers are studied by means of an estimation both gender identity, and features of functioning of system of psychological protective mechanisms and intelligence development.

Key words: gender, gender identity, masculinity, femininity, androgyny, сonstitutional sex, intelligence, psychological protective mechanisms, functional sensomotor asymmetry, аcceleration, retardation;

Проблема гендерных различий и формирования гендерной идентичности является одной из наиболее популярных и активно развивающихся научных проблем [1, 2, 3, 4, 5, 31, 32, 33, 36, 38]. Непосредственно сам термин «гендер» относится к категории относительно новых понятий в психологии. Стоит также отметить, что до сих пор в науке отсутствует единый подход к пониманию данного термина [ 4 ].

Гендерная идентичность представляет собой сложный, интегративный комплекс свойств и качеств, в основе которого лежит тесный «сплав» результатов направленных социальных воздействий и определенных биологических влияний [7, 8, 9, 10, 12, 11, 29, 30 14, 15, 16, 17, 18, 19, 24, 25, 26, 22, 28, 23, 34]. Однако, менее изученным является вклад в процесс формирования гендерной идентичности некоторых индивидных и психофизиологических факторов. Идея интеграции природного и социального в формировании гендерной идентичности находит свое непосредственное отражение в работах В.Е. Кагана [18, 19]; В.В. Столина [36]; Т.И. Юферевой [39]; И. С. Кона [24] ; В. Мертенс [23]; Дж. Мани [40]. В доступных литературных источниках не удалось обнаружить экспериментальных работ, в которых был бы исследован вклад конкретных индивидных и психофизиологических предпосылок в формирование гендерной идентичности юношей и девушек. Таким образом, соотношение биологического и психо-социального пола является на настоящий момент времени одним из открытых вопросов, требующих специального изучения, что и определило актуальность темы нашего исследования.

В связи с вышесказанным целью нашего исследования являлось изучение вклада конституциональных и психофизиологических признаков в становление гендерной идентичности девушек и юношей 14-17 лет.

Постановка цели исследования определила выбор методов исследования. В качестве таковых выступали:

  1. В качестве метода исследования такой индивидной предпосылки формирования гендерной идентичности как конституциональный пол была использована методика антропометрических измерений [35, 6]. Посредством факторного анализа были отобраны четыре антропометрических индекса, обобщенные в интегральный показатель конституциональной фемининности – маскулинности.

  2. Оценка профиля ФСМА осуществлялась с помощью проб по зрительной, слуховой и двум моторным (руки и ноги) модальностям. Всего было использовано по три стандартных пробы при оценке ведущего глаза, уха и ноги, и пять стандартных проб – при оценке ведущей руки. Большее количество проб на оценку ведущей руки объясняется интегративностью признака «рукость», включающего в себя влияние как генетических, так и социальных факторов [27]. Решение о преобладании функций правой или левой сторон по каждой из четырех изучаемых модальностей принималось на основании преобладающего числа проб, выполненных с этой стороны. Результаты оценки ФСМА по каждой из модальностей суммировались в интегративный показатель преобладания функций правой или левой сторон. Подобный подход позволил разделить испытуемых на три группы: правопрофильные и преимущественно правопрофильные; смешанные; левопрофильные и преимущественно левопрофильные.

  3. Оценка функциональных ресурсов организма подростков (толерантности к транзиторной гиперкапнии и гипоксии) осуществлялась с помощью пробы на задержку дыхания Штанге [13].

  4. Скорость полового созревания (акселерация-ретардация) оценивалась посредством опроса испытуемых в отношении возраста менархе у девушек и андрархе у юношей.

  5. В качестве методики оценки гендерной идентичности испытуемых использовались поло-ролевой опросник С.Бем и шкала «Маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (Freiburg Personality Inventory, FPI) Й. Фаренберга, Х. Зелга и Р. Гампела) [14].

  6. Система психологических защит личности оценивалась с помощью методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте в модификации Каменской В.Г. [20, 21].

  7. Для оценки показателей развития и структуры интеллекта (вербальный и невербальный интеллект) использовался тест Амтхауэра [37]. И, наконец, оценка академической успеваемости учащихся по основным учебным дисциплинам осуществлялась путем интеграции годовых оценок.

В качестве объекта исследования выступали юноши и девушки в возрасте 14-17 лет в количестве 205 человек: 104 юноши и 101 девушка. Все испытуемые на момент обследования обучались в массовых общеобразовательных школах Санкт-Петербурга.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с помощью методов t – критерия Стьюдента и χ2 (хи-квадрата); материал также обрабатывался посредством корреляционного и компонентного анализа в компьютерной версии программы SPSS-11.


Основные результаты.

Сопоставительный анализ результатов обследования непосредственно всех девушек и юношей 14-17 лет позволил установить, что они являются типичными представителями обоих полов, поскольку комплекс выявленных индивидных, психофизиологических и психологических особенностей соответствует имеющимся в литературе сведениям о половых и гендерных различиях женщин и мужчин. Распределение девушек и юношей в зависимости от степени выраженности признаков конституционального пола показало, что девушки с выраженными маскулинными признаками встречаются несколько чаще, чем юноши с выраженными фемининными признаками (рисунок 1). Стоит также отметить, что выраженные признаки андрогинного пола в группах девушек и юношей встречаются с практически одинаковой частотой.

Рисунок 1. Распределение девушек и юношей (в %) в зависимости от выраженности полоспецифических признаков в пропорциях тела.


На втором этапе анализа полученных материалов осуществлялось сравнение трех групп девушек, различающихся по признаку конституционального пола: фемининного, андрогинного и маскулинного.

Сравнение юношей трех групп показало, что фемининные в конституциональном плане девушки характеризуются преобладанием фемининных психологических характеристик по отношению к маскулинным. Для таких девушек типично раннее половое созревание, правосторонний или преимущественно правосторонний профиль ФСМА, относительно невысокие функциональные ресурсы организма, снижение показателей интеллектуального развития, а также использование гендерно-адекватных психологических защит личности. Таким образом, в структуре личности девушек с фемининными конституциональными характеристиками сильнее представлены инфантильные черты в сочетании с более низкой мотивационной пластичностью.

Девушки же с признаками маскулинного конституционального пола характеризуются преобладанием в структуре личности маскулинных свойств и качеств по отношению к фемининным, а также более высокой частотой использования психологических защит личности, традиционно рассматриваемых как «мужские» и высокими показателями интеллектуального развития. При этом для таких девушек типично относительно позднее половое созревание, преобладание левосторонних признаков в профиле ФМСА (χ2 эм. = 6,63; χ2 кр. = 5,991; p<0,05), и относительно высокие функциональные ресурсы организма (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение девушек (в %) в зависимости

от профиля ФСМА.


Результаты корреляционного и компонентного анализа показали, что в группе девушек фиксируются тесные взаимосвязи всего комплекса изучаемых индивидных, психофизиологических и психологических признаков. В частности, конституциональный пол тесно взаимосвязан с ФСМА и скоростью полового созревания, которые, в свою очередь, коррелируют с функциональными ресурсами организма. Особое внимание обращает на себя тот факт, что гендерная идентичность в группе девушек определяется с индивидного уровня (конституциональный пол) и опосредованно или непосредственно «поддерживается» всем прочим комплексом изучаемых психофизиологических признаков.

На третьем этапе анализа полученных материалов осуществлялось сравнение трех групп юношей, различающихся по признаку конституционального пола: фемининного, андрогинного и маскулинного.

Сравнение юношей трех групп показало, что маскулинные в конституциональном отношении юноши характеризуются правым или преимущественно правым профилем ФСМА, тогда как появление признаков андрогинного и фемининного конституционального пола сопровождается увеличением количества левосторонних признаков в профиле ФСМА (χ2 эм. = 5,6; χ2 кр. = 3,841; p<0,05) (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение юношей (в %) в зависимости

от профиля ФСМА.


Оценка функциональных ресурсов организма юношей с помощью пробы Штанге показала, что по мере нарастания усиления фемининных конституциональных признаков эффективность выполнения данной пробы достоверно снижается. Скорость полового созревания у сопоставляемых групп юношей практически одинакова.

Сравнение трех групп юношей позволило установить, что все три группы юношей характеризуются андрогинным психологическим полом с незначительной тенденцией к макулинизации. Сравнение частоты использования психологических защитных механизмов в вышеуказанных группах юношей позволило усмотреть специфические особенности у юношей с выраженными фемининными конституциональными признаками, которые достоверно реже (в сравнении с юношами с маскулинными и андрогинными признаками) используют компенсацию, но, при этом, достоверно чаще (в сравнении с юношами с андрогинными и маскулинными признаками) используют проекцию. Такие особенности защит, безусловно, отражают целый комплекс проблем эмоционально-личностного развития юношей с признаками фемининного конституционального пола.

Результаты корреляционного и компонентного анализа показали, что в группе юношей (в сравнении с девушками) тесных взаимосвязей всего комплекса изучаемых индивидных и психофизиологических признаков обнаружить не удалось. В частности, такая индивидная характеристика как конституциональный пол оказалась взаимосвязана лишь с профилем ФСМА: усиление признаков фемининного конституционального пола сопровождается увеличением в профиле ФСМА левосторонних признаков. Однако более никаких взаимосвязей конституционального пола с прочими психофизиологическими, а также и психологическими особенностями не выявлено. Обнаруженные взаимосвязи касаются лишь скорости полового созревания и ФСМА. Как и в группе девушек, у юношей более раннее половое созревание сопровождается возрастанием числа правосторонних признаков в профиле ФСМА.

Единственной психофизиологической характеристикой, имеющей в группе юношей непосредственно отношение к становлению гендерной идентичности, являются функциональные ресурсы организма, оцениваемые с помощью проб Штанге и Генча. Наиболее высокие функциональные ресурсы организма непосредственно определяют в группе юношей становление маскулинных психологических свойств и качеств личности, их преобладание над фемининными, а также более высокие показатели интеллектуального развития.

Таким образом, становление гендерной идентичности юношей и девушек 14-17 лет в различной степени обусловлено индивидными и психофизиологическими особенностями развития.

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Обследованные девушки и юноши 14-17 лет являются типичными представителями обоих полов, поскольку комплекс выявленных индивидных, психофизиологических и психологических особенностей соответствует имеющимся в литературе сведениям о половых и гендерных различиях женщин и мужчин. Распределение девушек и юношей в зависимости от степени выраженности признаков конституционального пола показало, что девушки с выраженными маскулинными признаками встречаются несколько чаще, чем юноши с выраженными фемининными признаками. Выраженные признаки андрогинного пола в группах девушек и юношей встречаются с практически одинаковой частотой.

  2. Фемининные в конституциональном плане девушки характеризуются более ранним половым созреванием, правым или преимущественно правым профилем ФСМА, относительно невысокими функциональными ресурсами организма, а также более выраженной психологической фемининностью и снижением частоты использования такой психологической защиты личности как гиперкомпенсация при одновременном возрастании частоты использования регрессии. Наиболее фемининные в конституциональном отношении девушки характеризуются снижением показателей интеллектуального развития и академической успешности.

  3. Появление признаков андрогинного и маскулинного конституционального пола у девушек сопровождается замедлением скорости полового созревания, увеличением количества левосторонних признаков в профиле ФСМА, возрастанием функциональных ресурсов организма (у маскулинных девушек), а также возрастанием вклада маскулинных психологических характеристик по отношению к фемининным и снижением частоты использования регрессии.

  4. Маскулинные в конституциональном отношении юноши характеризуются правым или преимущественно правым профилем ФСМА, а также наиболее высокими (по сравнению с юношами с фемининным конституциональным полом) функциональными ресурсами организма. Однако психологический пол юношей данной группы, равно как и система психологических защит, показатели интеллектуального развития и академическая успешность не имеют принципиальных особенностей.

  5. Появление признаков андрогинного конституционального пола сопровождается увеличением количества левосторонних признаков в профиле ФСМА. Появление у юношей выраженных признаков фемининного конституционального пола сопровождается дальнейшим увеличением количества левосторонних признаков в профиле ФСМА, существенным снижением функциональных ресурсов организма, а также снижением частоты использования таких психологических защит личности как компенсация и гиперкомпенсация при одновременном возрастании частоты использования проекции, замещения и регрессии. Данная группа юношей имеет наименее благоприятную иерархию психологических защит, отражающую проблемы эмоционально-личностного развития.

  6. В качестве предпосылок формирования гендерной идентичности в группе девушек выступает как индивидные, так и психофизиологические особенности развития. Гендерная идентичность предопределяется с индивидного уровня (конституциональный пол), и тесно взаимосвязана со всем комплексом изучаемых индивидных и психофизиологических характеристик. Психологически фемининные девушки характеризуются фемининным конституциональным полом, более ранним половым созреванием, правосторонним или преимущественно правосторонним профилем ФСМА, а также более низкими функциональными ресурсами организма. Наиболее фемининные в конституциональном и психологическом отношении девушки характеризуются более низкими показателями интеллектуального развития и более низкой академической успешностью.

  7. В качестве предпосылок формирования гендерной идентичности в группе юношей выступают психофизиологические особенности развития. Гендерная идентичность в группе юношей определяется такой психофизиологической особенностью как функциональные ресурсы организма. Психологически маскулинные юноши характеризуются более высокими функциональными ресурсами. Наиболее маскулинные в психологическом отношении юноши характеризуются более высокими показателями интеллектуального развития и более высокой академической успешностью.


Литература:
  1. Абраменкова, В.В. Полоролевая дифференциация и сексологизация детской субкультуры, или горький вкус запретного плода / В.В. Абраменкова Мир психологии. 2000. №1 с.143-154.

  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/ А.Г. Асмолов - М.: Смысл, 2007. - 526 с.

  3. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие./ Т.В. Бендас - СПб.: Питер. 2005.- 431 с.

  4. Берн, Ш. Гендерная психология/ Ш. Берн - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. 2001. - 320 с.

  5. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович //Вопросы психологии. Психология личности. 2003. - 108-117с.

  6. Васильев, С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии./ С.В. Васильев - М., 1996

  7. Геодакян, В.А. Два пола: Зачем и почему?/ В.А. Геодакян - СПб., 1992.- 180 с.

  8. Геодакян, В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации/ В.А. Геодакян /Проблемы передачи информации. 1965. № 1. 105 - 112с.

  9. Геодакян, В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение / В.А. Геодакян // Женщина в аспекте физической антропологии.- М.: ИЭА РАН, 1994.

  10. Геодакян, В. А. Эволюционные хромосомы и эволюционный половой диморфизм/ В.А. Геодакян // Известия Академии Наук, Серия Биологическая, 2000. № 2. - 133 - 148 с.

  11. Дворянчиков, Н.В. Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации в пубертатном периоде/ Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов // Психологическая наука и образование (электронный журнал) - 2010. №4.

  12. Ениколопов, С. Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии/ С. Н. Ениколопов, Н. В. Дворянчиков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 3. – 100 - 115с.

  13. Заболотских, И.Б. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека/ И.Б. Заболотских, В.А. Илюхина - Краснодар: Изд-во Кубанской мед. академии, 1995. - 182 с.

  14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Психология, 1-е издание./ Е.П. Ильин - М., 2006г.

  15. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей. / Д.Н. Исаев, В.Е.Каган, - М. 1998 - 256 с.

  16. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков/ В. Е. Каган // Вопр. психол. 1989. № 3. - 53-62с.

  17. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет/ В. Е. Каган // Вопр. психол. — 2000. №2. 65-69с.

  18. Каган, В. Е. Половой идентичности нарушения/ В. Е. Каган // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.- СПб.: Питер, 2000. - 214с.

  19. Каган, В. Е. Половая идентичность и развитие личности / В. Е. Каган // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. — 1991. - № 4. - 25—33с.

  20. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта./ В.Г. Каменская - СПб.: Детство-пресс. 1999. - 144 с.

  21. Каменская, В. Г. Психология развития: обшие и специальные вопросы./ В. Г.Каменская, И. Е. Мельникова - СПб., Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.— 368 с.

  22. Келли, Г. Ф. Основы современной сексологии./ Г.Ф. Келли - СПб.: Питер-паблишинг, 2000.

  23. Коломинский, Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников/ Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. 1995. № 3. -165-171с.

  24. Кон, И.С. Психология половых различий/ И.С. Кон // Вопр. психол. 1981. № 2.- 47-57с.

  25. Кон, И.С. Андрология и генитальная хирургия / Научно-практический медицинский рецензируемый междисциплинарный журнал/ - 2008. - № 4. - 5- 12с.

  26. Кон, И.С. Психология юношеского возраста./ И.С. Кон - М,: Просвещение, 2001. - 175 с.

  27. Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность./ В.П. Леутин, Е.И Николаева– СПб: Речь, 2005- 368 с.

  28. Либин, A.B. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции/ A.B. Либин // Дифференциальная психология.- М.: Смысл, 1999.- 272-288с.

  29. Носов, С.С. Психологический пол в динамической системе психической адаптации/ С.С. Носов, Н.В. Дворянчиков // Сексология и сексопатология. 2004. № 1.

  30. Носов, С.С. Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации (на примере подростков) Автореф. дис. канд. психол. наук/ С.С. Носов - Москва, 2011- 25с.

  31. Радина, Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях/ Н.К. Радина // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - 22-27с.

  32. Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии/ Т. А. Репина / Вопр. психол. 1987. -№ 2. - 159-165с.

  33. Репина, Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду/ Т. А. Репина // Вопр. психол. 1984. №4. - 62-70с.

  34. Романов, И.В. Особенности половой идентичности подростков/ И.В. Романов / Вопр. психол. 1997. №4. - 39-47с.

  35. Рудкевич, Лев Александрович. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии: Дис. докт. психол. наук / Л. А. Рудкевич - СПб., 2001.- 421 c.

  36. Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-284 с.

  37. Туник, Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных/ Е.Е. Туник - Изд. «Речь» 2009.

  38. Шилов, И.Ю. Полоролевые образы и особенности тендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа: Дис. канд. психол. наук/ И.Ю. Шилов СПБ, 2000.- 187с.

  39. Юферева, Т.И. Формирование психологического поля/ Т.И. Юферева // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987. - 137-146с.

  40. Money, J. Gender role, gender identity: usage and dedefinitions of terms / J.Money // Journal of American Academy of Psychoanalysis. – 1973. – Vol. 1. – P. 397–402.

Основные термины (генерируются автоматически): гендерной идентичности, features of, гендерной идентичности девушек, формирования гендерной идентичности, of young, and features of, of puberty and, features of young, of gender identity, features of development, гендерной идентичности юношей, становления гендерной идентичности, становлении гендерной идентичности, functional resources of, organism of young, different degrees of, of psychological protective, expressiveness of sexual, problem of studying, girls of.

Ключевые слова

гендер, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, конституциональный пол, интеллект, психологические защитные механизмы, функциональная сенсомоторная асимметрия, функциональные ресурсы организма, акселерация, ретардация.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос