Авторы: Малова Анна Александровна, Максимова Наталья Юрьевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 27.01.2015

Статья просмотрена: 432 раза

Библиографическое описание:

Малова А. А., Максимова Н. Ю. К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 898-900.

В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Ключевые слова: гендер, гендерные представления, половая идентичность, полоролевое поведение, неполная семья.

The article deals with the complexity of the formation of gender representations in adolescents from single-parent families, the results of an experimental study of this issue.

Keywords: gender, gender representation, gender identity, sex-role behavior, incomplete family.

 

Разделение полоролевых функций мужчин и женщин претерпевает значительные изменения в современном обществе, происходит переоценка и смешение представлений о гендерных ролях. Рост семей с отсутствием одного из родителей ведет к осложнению процесса формирования половой идентичности, особенно в подростковом возрасте у детей из неполных семей происходит искажение полоролевых поведенческих реакций.

В психолого-педагогической литературе изучением содержания проблемы гендерных представлений у подростков занимались Ш. М. Берн, О. А. Воронина, Н. Н. Городнова, Н. В. Заиграева, Е. А. Здравомыслова, И. С. Клецина, И. С. Кон и др. Согласно утверждению Е. А. Здравомысловой, «гендер — это социально-биологическая характеристика, отражающая сущность, специфику и механизм формирования феминности и маскулинности в обществе» [4, 192], представление чего может отличаться в разных культурах и национальностях. Социолог Э. Гидденс объясняет данное понятие следующим образом: «это социально формируемые особенности женственности и мужественности, рассматривающиеся как соответствующие для мужчин и женщин в данном обществе» [3, 189]. С точки зрения О. А. Ворониной, понятие «гендер — сложный социокультурный процесс создания обществом различий в женских и мужских ролях, психологических характеристиках и моделях поведения» [8, 20], т. е. это результат встраивания личности в гендурную культуру конкретного общества. Анализ значений понятия «гендер», сделанный Т. Лауретис, позволил определить гендер как «представление отношений, показывающее принадлежность к определенной группе, классу, категории» [11, 136].

В психолого-педагогической литературе под данным понятием принято понимать социальный пол, характеризующий аспекты поведения мужчины и женщины, которые задаются обществом как некоторый социальный норматив.

Семья занимает одно из самых важных мест среди основных социализирующих факторов в формировании навыков полоролевого поведения. Увеличение числа разводов, рост внебрачной рождаемости относится к негативным тенденциям развития российской семьи, что приводит к возрастанию числа неполных семей с детьми до 18 лет, что является негативным фактором в формировании личности ребенка.

Значимой психологической проблемой, связанной с воспитанием подростка в неполной семье, является нарушение половой идентичности и полоролевого поведения. Психологи отмечают, что несформированность половой идентичности порождает глубокие изменения всей личности человека, у него может наблюдаться ощутимая потеря своего «Я» и нарушение всей системы отношений с другими людьми [7].

Отечественный психолог И. С. Кон отмечает, что «выросшие без отца дети имеют повышенный уровень тревожности и у них чаще наблюдается невротизация характера» [6, 27], это обусловлено отсутствием эмоционального и психологического благополучия, наличие которого возможно лишь в полной семье, одному из родителей компенсировать данное состояние достаточно сложно. Любовь отца позволяет научиться способам проявления любви мужчины к детям, к жене и к окружающим людям в обществе.

Роль отца в развитии мальчика особенно важна в контексте его полоролевого развития, благодаря чему ребенок осваивает особенности мужской психики, приобщается к мужской субкультуре, что уменьшает риск возникновения невротических проявлений у мальчиков и развития инфантилизма. Воспитание в материнской же семье может привести к развитию женских черт характера, либо, к развитию «компенсаторной мужественности», проявляющейся в критическом преувеличении мужского поведения [5, 92].

В развитии девочки важная роль отводится отцу, общение с которым позволяет сформировать у нее навыки и стратегии взаимодействия с противоположным полом, что влияет на ее становление как будущей женщины и непосредственно отражается на ее личной и семейной жизни. Девочки, воспитывающиеся овдовевшей матерью, либо матерью-одиночкой, характеризуются повышенной закомплексованностью, внутренней и внешней зажатостью, скованностью, они часто считают себя непривлекательными [2, 105].

В данной работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения особенностей гендерных представлений у подростков из неполных семей. Экспериментальное исследование были проведено на базе МБОУ Д-Константиновская СОШ, в котором приняли участие 20 учащихся (10 девочек и 10 мальчиков) из неполных семей 7–8 классов.

Для определения психологического пола и степени маскулинности, фемининности, андрогинности личности мы использовали методику «Исследования маскулинности-фемининности личности» (С. Бэм) [1]. Мы выявили, что для 2 мальчиков (10 %) из неполных семей характерна маскулинность, что свидетельствует о сформированности у них физических качеств, поведенческих особенностей, норм морали, присущих мужчине, но и у 5 девочек (25 %) ярко выражена маскулинность, для них характерно стремление к лидерству, эгоистичность, подозрительность, они болезненно реагируют на неудачи.; андрогинность — 3 девочки и 2 мальчика (25 %), у данной категории детей гармонично представлены и взаимодополняют черты маскулинного и фемининного типа; фемининность — 2 девочки (10 %), у них доминируют черты, присущие женщинам, как уступчивость, нежность, сердечность, способность к сопереживанию, застенчивость, а также для 6 мальчиков (30 %) из неполных материнских семей характерен фемининный тип личности. Из-за отсутствия мужского воспитания у этих подростков наблюдается развитие женских черт характера, таких, как заботливость, чуткость, словесная агрессивность, также эти мальчики предпочитают игры и занятия свойственные девочкам.

Использование методики «Нормы поведения мужчины и женщины» О. Г. Лопуховой (модификация теста С. Фаррел) позволило нам определить уровень гендерной идентификации подростков из неполных семей [9]. Мы выявили, что низкий уровень данного показателя характерен для 6 мальчиков и 5 девочек (55 %), это говорит о недостаточно четком восприятии подростками своего пола; средний уровень — 4 мальчика и 5 девочек (45 %), среди мужских качеств на первое место они ставят агрессивность и вспыльчивость, среди женских — надежность, терпимость; высокий уровень гендерной идентификации не свойственен никому из подростков из неполных семей.

Для изучения гендерных установок у подростков из неполных семей мы использовали методику «Рисунок мужчины и женщины» (Н. М.Романова) [10]. Мы выявили, что для 6 девочек и 2 мальчиков (40 %) характерна изоляционная гендерная установка, у этих ребят наблюдаются депрессии и резкое снижение настроения; независимая и индифферентная гендерные установки — 4 мальчика и 2 девочки (30 %), у данных детей выражена неуверенность в себе, робость, эгоцентризм, тревожность; гендерная установка притяжение — у 2 мальчиков и 2 девочек (20 %), что характеризуется эмоциональной притягательностью для подростков лиц противоположного пола; агрессивная гендерная установка — 2 мальчика (10 %), это свидетельствует о враждебности и агрессивности подростков к противоположному полу.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что психолого-педагогического сопровождения неполной семьи и ребенка в ней в основе своей должно быть ориентировано на формирование гендерных представлений и установок, половой идентичности и несформированности навыков полоролевого поведения, данной проблеме необходимо уделить особое внимание при достижении ребенком подросткового возраста.

 

Литература:

 

1.      Бем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства. — М.: Российская политическая академия, 2004. — 336 с.

2.      Берн, Ш. Гендарная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 320 с.

3.      Гидденс, Э. Социология. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

4.      Здравомыслова, О. М. Общество сквозь призму гендерных представлений. — М.: МЦГИ, 2009. — 192 с.

5.      Клецина, И. С. Гендерная социализация [Текст] / И. С. Клецина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 92 с.

6.      Кон, И. С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с.

7.      Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 158 с.

8.      Павленко, Т. П. Некоторые теоретические аспекты гендерной социализации подростков в норме и при нарушениях психического развития // Дефектология. — 2010. — № 6. — С. 20–29

9.      Столяренко, Л. Д. Психологический практикум. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 704 с.

10.  Цыганкова, Г. П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже. — Минск: МГРВК, 2009. — 76с.

11.  Шухова, Н. А. Гендерная психология. — М.: Речь, 2010. — 272с.

Основные термины (генерируются автоматически): неполных семей, гендерных представлений, гендерных представлений у подростков, половой идентичности, неполных семей характерна, числа неполных семей, неполных материнских семей, навыков полоролевого поведения, формирования гендерных представлений, уровень гендерной идентификации, особенностях гендерных представлений, женских черт характера, проблемы гендерных представлений, поведения мужчины, особенностей гендерных представлений, формирования половой идентичности, полоролевой идентичности подростков, гендерных представлений и установок, Рост семей с отсутствием, половой идентичности и полоролевого.

Ключевые слова

гендер, гендерные представления, половая идентичность, полоролевое поведение, неполная семья

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос