Библиографическое описание:

Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 8-11.



В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте. Рассмотрены основные причины проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте в гендерном аспекте.

Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, агрессия, агрессивное поведение

В настоящее время, в условиях развития современного общества особую актуальность приобретает проблема гендерной идентичности в подростковом возрасте. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что подростковый возраст исключительно сложен и противоречив, и для того, чтобы понять причины и механизмы возникновения агрессии в подростковом возрасте, мы рассмотрим более подробно основные характеристики этого возрастного периода.

Одной из первых закономерностей и острых проблем подросткового возраста выступает изменение отношений с родителями, переход от детских отношений к взаимному уважению и равенству. Семья является основным социальным фактором, способствующим гендерному развитию подростков. Как отмечает А. В. Данильченко: «Современное общество столкнулось с рядом проблем, касающихся взаимоотношения полов, причиной которых можно считать недостаточное, а зачастую неверное, искаженное воспитание мальчиков и девочек в семье, отсутствие должной подготовки к семейной жизни».

По данным Э. Маккоби гендерные роли матери и отца по отношению к детям подросткового возраста различаются в следующих аспектах: разделение видов ответственности за детей; стили поведения матери и отца; демонстрация в поведении гендерно-типических черт своего пола; различие стиля поведения по отношению к сыну и дочери; желание усиливать половую конвергенцию по отношению к детям. Все эти особенности влияют на отношения, которые складываются у матери и отца с детьми-подростками.

Второй особенностью и важнейшим психологическим новообразованием подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот момент появляются проблемы самоопределения и самосознания. Подростковый возраст — это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной роли.

Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. В узкой связи с поиском смысла жизни лежит и стремление узнать самого себя, свои возможности и способности, поиск себя в отношениях с окружающими. Открытие своего внутреннего мира — очень важное, волнующее и радостное событие, но оно также вызывает много тревожных переживаний. Несовпадение внутреннего «Я» с внешним, поведенческим актуализирует проблему самоконтроля. Не случайно самая распространенная форма подростковой самокритики — жалобы и слабоволие. Данные процессы у мальчиков и девочек протекают по-разному, как по срокам, так и по содержанию. Это во многом обусловлено гендерными особенностями когнитивного и эмоционального развития. Девочки лучше выражают свои негативные переживания и эмоции в виде интимных бесед с близкими подругами. Это облегчает им формирование более тонких и сложных форм самосознания. Мальчикам намного сложнее найти способы выражения своих эмоций. Свои чувства они могут выражать лишь условно, чаще всего в музыке, рисовании, чтении художественной литературы, занятиях спортом, но не словесно.

Изучению данной проблемы посвящены исследования Маккоби Э., Джеклин К., Игли Э., Клименковой Т. А. (посвященные изучению основ гендерной идентичности), Кона И. С., Пушкаревой Н. Л. (раскрывающие характерные особенности подросткового возраста), Копченовой Е. Е., Поппера П., Раншбурга Й. (рассматривающие специфику агрессивного поведения в подростковом возрасте) и других.

Анализ научной литературы по педагогике и психологии показал, что гендерные различия в проявлении агрессивного поведения подростков могут быть обусловлены наличием различного личностного опыта и влиянием различных институтов социализации, с которыми сталкивается или не сталкивается подросток в ходе своего взросления. Из всех социальных институтов, наиболее значимым институтом гендерной социализации, как показывают многочисленные исследования, выступает, прежде всего, семья. Так, результаты исследований Й. Раншбурга и П. Поппера свидетельствуют о том, что проявления агрессивного поведения мальчиков родители наказывают не так строго (а в некоторых случаях просто одобряют), как те же проявления у девочек. Большинство родителей считают, что умение мальчика «дать сдачи» и вообще защитить себя, если на него нападают, является одним из основных качеств. В то время как у девочек такого качества преобладать не должно [1, с. 122].

Школа является еще одним институтом гендерной социализации. Межличностные отношения и учебное взаимодействие между учителем и учеником, выступают в качестве одного из важнейших факторов гендерной социализации подростка. Довольно часто, учителя (которыми, в отечественных школах в основном являются женщины) характеризуют мальчиков, как невоспитанных, более подвижных, дерзких, менее трудолюбивых, а девочек как старательных, аккуратных, прилежных, послушных, помогающих, что отражает их приверженность традиционным представлениям о гендерных ролях. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе.

Еще один важный аспект проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте — это переход на многопредметное обучение. Учащиеся переходят из начальной школы на многопредметное обучение и часто встречаются в ходе учебной деятельности с самыми разными учителями, их требованиями, большим объемом домашнего задания. Это, в свою очередь, влечет за собой отставание и пробелы в знаниях в усвоении учебной программы. В результате появляются «педагогически запущенные» дети, неуспевающие и склонные к агрессии.

Изучая гендерные различия Э. Маккоби и К. Джеклин пришли к выводу, что агрессия — это единственное социальное поведение, для которого существуют доказательства о совершенно явных половых отличиях [2, с. 71].

Однако исследования А. Фроди, Дж. Макалэй свидетельствуют о противоположных результатах, касающихся разницы в гендерном проявлении агрессивности в подростковом возрасте. Так, по их мнению, женщины и мужчины одинаково агрессивны, если расценивают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответственности за них. При этом присущие женщинам эмпатия, тревожность и чувство вины часто приводят к подавлению агрессии там, где мужчины ее не скрывают. Авторы объясняют этот феномен тем, что агрессивное поведение чаще приписывается мужчинам, выступает поводом для гордости и потому гораздо чаще упоминается в самоотчетах, тогда как женщины склонны умалчивать о ней. Следовательно, правильнее говорить не о половых различиях в агрессии, а о половых различиях ее детерминации в разных ситуациях [4, с. 65].

Так известный психолог, исследователь в области гендерной идентичности Т. А. Клименкова предлагает рассматривать гендерную проблему как проблему культуры. По ее мнению, культурные нормы имеют отношение к статусу полов и проявляются на социальном уровне, однако они представляют собой особый тип нормирования — такой, на основании которого возникают как статус, так и социальные нормы [3, с. 61].

Влияние культурных норм на становление гендерной идентичности, проявляется, прежде всего, в том, что на обыденном уровне мужчины представлены более агрессивными чем женщины. Это объясняется тем, что мужчине исторически были свойственны доминирование, напористость, проявление агрессии (во-первых, охота, во-вторых, естественный отбор, размножение — даже сейчас многие женщины хотят видеть в качестве спутника «сильного» мужчину), женщин же наоборот общество хочет видеть «слабыми» созданиями, миролюбивыми и ласковыми (исторически — хранителями очага, «воспитателями» детей).

Характерной особенностью подросткового возраста является и то, что на данном этапе происходит освоение мужских и женских социальных ролей. Агрессивность женщин и мужчин имеет разный характер, разные формы и интенсивность проявления, т. е. имеет гендерные различия. А. Игли и В. Штеффен подходили к рассмотрению различий в агрессии с точки зрения гендерных ролей, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Подобная ситуация может вынуждать мужчин прибегать к агрессии в тех случаях, когда в их глазах пассивность может быть оценена негативно. Напротив, женщина может ожидать социальное неодобрение за проявление агрессии. Было показано, что склонность мужчин демонстрировать высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, нежели при ее отсутствии. Этими же учеными были приведены данные, что к десятилетнему возрасту за одно и то же агрессивное поведение мальчики ожидают меньшее неодобрение от родителей, чем девочки. Подростковый возраст здесь представляет собой группу повышенного риска.

Это объясняется, во-первых, внутренними трудностями переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции; во-вторых, пограничностью и неопределенностью социального положения; в-третьих, противоречиями, обусловленными перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, проявляющиеся в соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились.

Э. Х. Игли и В. Дж. Стеффен в результате проведенных исследований пришли к нескольким выводам, таким как:

во-первых, у мужчин прослеживалась очевидная тенденция к большей агрессивности, чем у женщин, в ситуациях, когда им предоставлялась возможность причинить своим объектам физическую боль (например, когда им предлагалось «наказывать» партнера ударом электрического тока). В то время, как женщины проявляли больше эмпатической тревоги о вреде, который мог быть нанесен объекту нападения;

во-вторых, при исследовании реакции испытуемых на их собственное поведение мужчины, как правило, в меньшей степени испытывали чувство вины и тревоги, женщины же были более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, например, возможностью получить отпор со стороны жертвы [4, с. 93].

Согласно исследованиям отечественного психолога Е. Е. Копченовой, в группу тотально агрессивных детей, открыто проявляющих агрессию, вошли все мальчики. Группу поведенчески агрессивных детей, характеризующихся высоким уровнем агрессии, составили также в основном мальчики. В группе скрыто агрессивных детей, открыто не выражающих агрессию, но имеющих высокие показатели агрессивных реакций, вошло большинство девочек. И четвертую группу составили примерно в одинаковой пропорции мальчики и девочки, отличающиеся умеренным проявлением агрессии [5, с. 81].

Анализ представленных исследований свидетельствует о том, что изучение проявлений агрессии у представителей различных полов ставит перед исследователями вопрос о природе гендерных различий в проявлении агрессии. Исходя из теории социальных ролей, гендерные различия выступают продуктами разных социальных ролей, которые могут поддерживать либо подавлять определенные варианты в мужчинах и женщинах. Эти гендерные роли благоприятно воспринимаются в некоторых формах проявления агрессии у мужчин, в то время как у женщин агрессивность не поощряется, так как она несовместима с важнейшими составляющими женской роли — нежностью, дружелюбием, заботливостью.

Таким образом, гендерные особенности проявления агрессивного поведения определяются социокультурной средой, в которой происходит развитие подростка. Исследование педагогов-психологов показывает, что проявления агрессии присущи представителям обоих полов. Однако эти проявления существенно различаются. Мальчики чаще проявляют физическую агрессию, в то время как девочки более склонны к вербальной и косвенной. Мужские гендерные роли подразумевают проявления агрессивного поведения, а у женщин такое поведение всячески подавляется институтами социализации (семья и школа). Все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

Литература:

  1. Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 61–68.
  2. Пол, гендер, культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шорэ, К. Хайдер. — М.: изд. РГГУ, 1999. — 214 с.
  3. Развитие личности ребенка / Под ред. A. M. Фонарева. — М.: Прогресс, 1987.-272 с.
  4. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие / Л. М. Семенюк. — М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. — 96 с.
  5. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивного поведения, проявления агрессивного поведения, подростковом возрасте, агрессивного поведения подростков, гендерной идентичности, проявление агрессивного поведения, гендерные различия, агрессивное поведение, подросткового возраста, проявления агрессии, гендерной социализации, проявление агрессии, институтом гендерной социализации, гендерные роли, проявления агрессии присущи, причины проявления агрессивного, формах проявления агрессии, гендерных особенностей, агрессивного поведения мальчиков, аспект проявления агрессивного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос