Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.01.2016

Статья просмотрена: 1421 раз

Библиографическое описание:

Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 739-742. — URL https://moluch.ru/archive/105/24891/ (дата обращения: 09.12.2018).

 

В статье исследуются особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях. Рассмотрена сущность понятий социализация, неблагополучная семья. Проанализированы формы неблагополучной семьи, особенности подросткового возраста, основные направления работы социального педагога с неблагополучной семьей.

Ключевые слова: социализация, неблагополучная семья, формы неблагополучия семьи, подросток.

 

Проблема социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России, несомненно, является актуальной. В настоящее время все острее встает вопрос о социально-экономическом благополучии семей как важнейшем факторе влияния на формирование личности ребенка. В обществе происходит значительное изменение национальных и общепринятых норм, что также оказывает влияние на социализацию личности.

Семья оказывает важное влияние на социализацию ребенка, и от того, в какой семье воспитывается ребенок, зависит, как успешно он будет социализироваться в обществе в дальнейшем. Если семья неблагополучная, то с большой вероятностью можно сказать, что у детей, воспитывающихся в такой семье, будут возникать проблемы в социализации и это может привести к тяжелым последствиям. Значит, дети в неблагополучных семьях требуют серьезного внимания со стороны специалистов.

Данная проблема глубоко изучалась во многих областях наук. Изучение литературы показало, что проблема социализации подростков в неблагополучных семьях рассматривается в исследованиях следующих ученых: Г. М. Андреевой, Е. И. Артамоновой, В. Ф. Бородулиной, М. А. Галагузовой, Н. П. Ивановой, А. В. Мудрика, Е. М. Таболовой, В. М. Целуйко, Т. И. Шульги.

По мнению Л. С. Выготского, социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Он понимает под социализацией освоение индивидуального и общественного опыта, всей человеческой культуры [1, с.53].

Если говорить о социализации, как процессе, то необходимо отметить, что первоначально этот процесс осуществляется в семье, и только потом ребенок усваивает определенные нормы, ценности, заложенные в обществе. И если в семье первичная социализация ребенка проходит не гладко, есть определенные проблемы, которые отражаются на ребенке, то в дальнейшем у него могут возникать другие трудности с освоением социального опыта и норм. Вторичная социализация также оказывает влияние на ребенка, но это влияние значительно меньше, чем влияние семьи.

Нельзя и забывать тот факт, что процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а значит, на него могут оказывать воздействие многочисленные факторы, которые указаны в исследованиях И. С. Кона, А. В. Мудрика, Ф. А. Мустаевой, и др. И в работе специалистов необходимо учесть это влияние.

На сегодняшний день выявлено, что подростки из неблагополучных семей имеют трудности в познавательном, ценностно-ориентационном, деятельностном аспектах. Это выражается в нарушении приобретения необходимых для жизни в социуме умений и знаний, в связи с этим необходимо учитывать особенности подросткового возраста. Подросток максимально подвержен влиянию группы, у него наблюдается выраженная импульсивность и настойчивость, повышенная самоуверенность, центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половое созревание; чувство «взрослости».

Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Однако именно в подростковом возрасте у ребенка складывается критичное отношение к семье, ослабевают семейные связи, родители как образец для ориентации отходит на второй план.

Когда мы говорим о неблагополучной семье, то имеем в виду, что в семье наблюдается низкий социальный статус, и в ней обязанности родителей не выполняются в полной мере, как соответствует норме, а также наблюдаются различные дефекты воспитания. От типа неблагополучия в семье зависит, как пройдет в ней процесс социализации ребенка. В основном, можно утверждать, что в таких семьях идет обратный процесс — процесс десоциализации.

Формы неблагополучия семей бывают разные. Это, например, конфликтные, проблемные и асоциальные семьи и их можно отнести к первой группе неблагополучных семей и наоборот, внешне перспективные семьи, составляющую вторую группу неблагополучных семей, в которых внешне вполне благополучная обстановка, но родительские ценности и взгляды на жизнь противоположны общепринятым нормам, что сказывается на воспитании ребенка [2, с.214].

В связи с тем, что по статистике наблюдается увеличение числа неблагополучных семей, следует обратить внимание на то, что с такими семьями необходимо проводить профилактическую работу, которую осуществляют специалисты учреждений образования, социальной сферы. Именно этим посредником в работе является социальный педагог, который может создать благоприятные условия для личностного развития подростка, оказать как ему, так и родителям комплексную социально-психологическую помощь. Основными направлениями работы социального педагога с неблагополучной семьей являются диагностика, наблюдение, патронаж, беседа, тренинговые формы работы, консультации, мониторинг. Выбор методов работы социального педагога с неблагополучной семьей в разных случаях индивидуален.

На базе МБОУ СОШ № 3 им. В. П. Чкалова г. Арзамаса Нижегородской области, в 7 «Б» классе. В исследовании участвовало 20 подростков в возрасте 12–14 лет. Целью нашего исследования стало изучение особенностей социализации подростков из неблагополучных семей. Для этого нами было выделено две группы подростков, которые воспитывались в неблагополучных семьях (экспериментальная группа) и в благополучных семьях (контрольная группа). Нами в рамках нашего исследования были проведены следующие диагностические методики:

          Методика для мониторинга социализации учащихся И. Рожкова;

          Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.

Результаты проводимой первой методики мониторинга социализации учащихся И. Рожкова показали, что в неблагополучных семьях преобладает низкая степень социализированности подростков, это значит, что у большинства подростков имеются проблемы в социализации в обществе (рис. 1).

Рис. 1. Определение социализированности по методике И. Рожкова (в процентах) в контрольной и экспериментальной группах

 

В экспериментальной группе были получены следующие результаты. У 9 подростков экспериментальной группы наблюдаются низкие показатели адаптированности, что составляет примерно 41 % от общего количества учеников. 11 подростков имеют средний показатель адаптированности, что составляет примерно 50 % от общего количества подростков. 2 подростка имеют высокие показатели адаптированности, что составляет 9 %.

Результаты контрольной группы показали, что 4 подростков контрольной группы имеют низкие показатели адаптированности, что составляет примерно 20 % от общего числа учащихся в классе. 9 подростков имеют средние показатели адаптированности, что составляет приблизительно 45 % от общего числа школьников, обучающихся в данном классе. 7 подростков имеют высокие показатели адаптированности — 35 % от общего числа учащихся в классе.

Результаты диагностики социально-педагогической адаптации по методике К.Роджерса и Р. Даймонда представлены нами на рис. 2.

Рис. 2. Результаты диагностики социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда в контрольной и экспериментальной группах

 

Как видно из рис. 2 по шкале «Дезадаптивность» высокие показатели имеют 7 человек, что составляет примерно 35 %, в шкалу «Непринятие себя» вошли 2 человека (12 %) участников, эта группа имеет высокие показатели по фактору. В шкалу «Непринятие других» вошли 4 испытуемых, что составляет 20 %, имеющие завышенные показатели по фактору. 2 человека (12 %) испытуемых имеет завышенные показатели по фактору «Эмоциональный дискомфорт». 2 человека (12 %) группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно. 3 человека, что составляет примерно 9 % ведомы.

Данные контрольной группы распределены следующим образом: по шкале «Дезадаптивность» 4 человека (20 %) испытуемых. В шкалу «Непринятие себя» вошли 2 человека (12 %) участников. В шкалу «Непринятие других» вошли 5 человек (25 %) испытуемых, имеющие завышенные показатели по фактору. 3 человека (11 %) испытуемых имеет завышенные показатели по фактору «Эмоциональный дискомфорт». 4 человека (20 %) группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно. 2 человека (12 %) участников ведомые.

Таким образом, можно утверждать, что в семьях, имеющих различные формы неблагополучия, преобладает низкая степень социализированности подростков, это значит, что у большинства подростков имеются проблемы в социализации в обществе. По таким критериям, как «Неприятие себя», «Неприятие других» у подростков из неблагополучных семей наблюдаются высокие оценки, что подтверждает наличие определенных проблем со сверстниками и ближайшим окружением. В свою очередь, дети из благополучных семей отличаются позитивным настроением, стабильностью самооценки, принятием своего статуса в группе и в социуме, инициативностью и деятельностью. Значит, с подростками из неблагополучных семей социальным педагогом необходимо спланировать дальнейшую профилактическую работу.

 

Литература:

 

  1.                Выготский Л. С. Педагогическая психология/ под ред. В. В. Давыдова — М.: 2004. — 349 с.
  2.                Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ П. И. Пидкасистый. — М.: Эксмо, 2000–325 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, неблагополучная семья, социальный педагог, подросток, контрольная группа, экспериментальная группа, показатель, социализация, подростковый возраст, ребенок.


Ключевые слова

социализация, неблагополучная семья, формы неблагополучия семьи, подросток.

Похожие статьи

Подростки из семей «группы риска» как...

Первая группа – это подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях (контрольная группа) и вторая группа, куда мы отнесли подростков, воспитывающихся в семьях с разной степенью риска (экспериментальная группа).

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием семьи. Часто родители устраняются от процесса воспитания ребенка, предоставляя это педагогам.

Педагогическое сопровождение социализации подростка из...

семья, неблагополучная семья, ребенок, педагогическое сопровождение, социальный педагог, ситуация развода, социальная среда, окружающий мир, подросток, общественное поведение.

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или

Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм.

Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Ключевые слова: правовая социализация, неблагополучная семья, воспитание, несовершеннолетние, девиантное поведение.

Т. В. Муслумова выделяет три группы основных причин неблагополучия в семье: макросоциального характера (кризисные явления...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

1. Социализация как социально-педагогическое явление.

К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным

Профилактика злоупотребления ПАВ и организация здорового досуга подростков группы риска.

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Главной референтой группой в подростковом возрасте является группа сверстников. Она указывает главное направление социализации подростка, но ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Дети «группы риска» как особая социальная группа

Основные термины (генерируются автоматически): группа риска, ребенок, подросток, подростковый возраст, ребенок группы риска, автор, большинство детей, данные, семья.

«группа риска», суицид, неблагополучная семья, поведенческая реакция.

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей.

Подростки из семей «группы риска» как...

Первая группа – это подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях (контрольная группа) и вторая группа, куда мы отнесли подростков, воспитывающихся в семьях с разной степенью риска (экспериментальная группа).

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием семьи. Часто родители устраняются от процесса воспитания ребенка, предоставляя это педагогам.

Педагогическое сопровождение социализации подростка из...

семья, неблагополучная семья, ребенок, педагогическое сопровождение, социальный педагог, ситуация развода, социальная среда, окружающий мир, подросток, общественное поведение.

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или

Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм.

Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Ключевые слова: правовая социализация, неблагополучная семья, воспитание, несовершеннолетние, девиантное поведение.

Т. В. Муслумова выделяет три группы основных причин неблагополучия в семье: макросоциального характера (кризисные явления...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

1. Социализация как социально-педагогическое явление.

К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным

Профилактика злоупотребления ПАВ и организация здорового досуга подростков группы риска.

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Главной референтой группой в подростковом возрасте является группа сверстников. Она указывает главное направление социализации подростка, но ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Дети «группы риска» как особая социальная группа

Основные термины (генерируются автоматически): группа риска, ребенок, подросток, подростковый возраст, ребенок группы риска, автор, большинство детей, данные, семья.

«группа риска», суицид, неблагополучная семья, поведенческая реакция.

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Подростки из семей «группы риска» как...

Первая группа – это подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях (контрольная группа) и вторая группа, куда мы отнесли подростков, воспитывающихся в семьях с разной степенью риска (экспериментальная группа).

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием семьи. Часто родители устраняются от процесса воспитания ребенка, предоставляя это педагогам.

Педагогическое сопровождение социализации подростка из...

семья, неблагополучная семья, ребенок, педагогическое сопровождение, социальный педагог, ситуация развода, социальная среда, окружающий мир, подросток, общественное поведение.

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или

Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм.

Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Ключевые слова: правовая социализация, неблагополучная семья, воспитание, несовершеннолетние, девиантное поведение.

Т. В. Муслумова выделяет три группы основных причин неблагополучия в семье: макросоциального характера (кризисные явления...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

1. Социализация как социально-педагогическое явление.

К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным

Профилактика злоупотребления ПАВ и организация здорового досуга подростков группы риска.

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Главной референтой группой в подростковом возрасте является группа сверстников. Она указывает главное направление социализации подростка, но ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Дети «группы риска» как особая социальная группа

Основные термины (генерируются автоматически): группа риска, ребенок, подросток, подростковый возраст, ребенок группы риска, автор, большинство детей, данные, семья.

«группа риска», суицид, неблагополучная семья, поведенческая реакция.

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей.

Подростки из семей «группы риска» как...

Первая группа – это подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях (контрольная группа) и вторая группа, куда мы отнесли подростков, воспитывающихся в семьях с разной степенью риска (экспериментальная группа).

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием семьи. Часто родители устраняются от процесса воспитания ребенка, предоставляя это педагогам.

Педагогическое сопровождение социализации подростка из...

семья, неблагополучная семья, ребенок, педагогическое сопровождение, социальный педагог, ситуация развода, социальная среда, окружающий мир, подросток, общественное поведение.

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или

Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм.

Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Ключевые слова: правовая социализация, неблагополучная семья, воспитание, несовершеннолетние, девиантное поведение.

Т. В. Муслумова выделяет три группы основных причин неблагополучия в семье: макросоциального характера (кризисные явления...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

1. Социализация как социально-педагогическое явление.

К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным

Профилактика злоупотребления ПАВ и организация здорового досуга подростков группы риска.

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Главной референтой группой в подростковом возрасте является группа сверстников. Она указывает главное направление социализации подростка, но ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Дети «группы риска» как особая социальная группа

Основные термины (генерируются автоматически): группа риска, ребенок, подросток, подростковый возраст, ребенок группы риска, автор, большинство детей, данные, семья.

«группа риска», суицид, неблагополучная семья, поведенческая реакция.

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей.

Задать вопрос