Библиографическое описание:

Пекина О. В., Шинкарёва Н. А. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1266-1269.



Проблема формирования полоролевой идентичности человека является одной из важнейших проблем психологии. Это связано с тем, что полоролевая идентичнось рассматривается как базовый конструкт личности, который оказывает влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на развитие личности в целом.

Несмотря на большое внимание исследователей, понятия «идентичности», «полоролевой идентичности» не имеют однозначного подхода к толкованию, что обуславливает необходимость анализа сущности данных понятий.

Понятие «идентичность» в психологии является неоднозначным, что обусловлено его природой. По мнению Т. В. Бендас, у данного термина есть две противоположных стороны. Одна сторона означает неизменность во времени, близость к понятию «аналогичный», «тот же самый». Другая сторона близка к понятию самости самого себя, то есть отличительную характеристику, отражающую устойчивость, постоянство и непрерывность [3].

Представления об идентичности начали формироваться достаточно давно. Ранние вопросы, связанные с идентичностью уже рассматриваются в психоаналитической теории. З.Фрейд под идентификацией понимал отождествление субъектом себя с некоторым внешним лицом, с определённой силой авторитета, которую представляют фигуры родителей. Идентификация является очень важным механизмом [8].

Позднее в работах Э. Эриксона началась более глубокая разработка категории идентичности. Э. Эриксон рассматривал разные аспекты данного понятия. Согласно его позиции, идентичность индивида основывается на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве, а также на основании того факта, что твои тождества и непрерывность признаются окружающими [9].

А. В. Микляева в категории «идентичность» выделяет следующие ключевые характеристики:

  1. Идентичность представляет собой внутреннюю структуру, которая объединяет разные стороны личности в единое целое без утраты их своеобразия.
  2. Идентичность имеет уровневое строение, элементы её структуры могут быть представлены как на осознанном, так и неосознанном уровне.
  3. Идентичность представляет собой динамическое образование, развитие которого может происходить посредством перехода её элементов на новый уровень и посредством кризисов идентичности [6].

И. Гофман выделяет три вида идентичности:

1) социальная идентичность — типизация личности другими на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит;

2) личная идентичность — личностные свойства, индивидуальные признаки человека;

3) Я-идентичность — субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия [4].

Влияние человека на информацию о себе, которая транслируется на социальное окружение, И. Гофман называет политикой идентичности. Для этого используются различные типы техник — техника избегания, техника компенсации.

Термин «полоролевая идентичность» в научной литературе часто рассматривается с такими понятиями как «половая идентичность», «гендерная идентичность», «сексуальная идентичность» и т. д. По мнению В. Н. Павленко, в западной психологии полоролевую идентичность рассматривают часто как фундаментальное экзистенциальное чувство собственной маскулинности и фемининности, как восприятие своего пола в форме социально-психологического конструкта, совпадающего с биологическим полом [7].

Ш. Берн рассматривает полоролевую идентичность как отдельный класс сознательных и бессознательных репрезентаций «Я». Формирование полоролевой идентичности начинается с раннего восприятия анатомических различий и существенно усиливается мысленно возникающими из желаемых фантазий идентификаций и страха Эдипова периода. В результате возникает сложная группа репрезентаций «Я», более-менее несмешанных и непротиворечивых, в которых отражаются различная степень реальности и степень согласованности реального тела, сексуальная роль поведения и функционирования [4].

По мнению Т. В. Бендас, главную роль в формировании полоролевой идентичности играет маскулинная и фемининная идентификация, являющаяся результатом длительного развития и разрешения конфликтов функционирования защитных механизмов [3].

Полоролевая идентификация как процесс и результат определяется как обретение ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.

В соответствии с данным определением полоролевая идентификация предполагает когнитивную составляющую как отождествление себя с человеком определенного пола и поведенческую как обретение особенностей поведения человека определенного пола.

В структуре полоролевой идентичности И. С. Клецина выделяет следующие компоненты: когнитивный (познавательный) — осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) — оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности; конативный (поведенческий) — самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [7].

В модели, разработанной Egan and Perry выделяется пять компонентов полоролевой идентичности: знание своей половой принадлежности, половая типичность (воспринимаемая степень сходства с представителями собственного пола), удовлетворенность своей половой принадлежностью, ощущаемое давление со стороны сверстников, родителей и собственной личности в сторону соответствия полоролевым нормам и внутригрупповая предвзятость (представление о превосходстве своего пола над другим) [3]

S. L. Bern, считает, что термины, близкие к понятию «полоролевая идентичность», в частности, «половая идентичность», представляют собой категорию, которая относится к восприятию человеком своей мужественности или женственности. Термин «сексуальная идентичность» в большей степени рассматривается в контексте биологических сексуальных характеристик. При нормальном развитии человека формируется монолитная структура, в которой синтезированы разные виды идентичности и они обеспечивают отсутствие у человека сомнений относительно своего пола и особенностей полоролевого поведения [10].

Соотношение между данными близкими понятиями наблюдается в том, что полоролевая идентичность формируется на базе половой идентичности, которая не является тождественной и она означает выбор сознательных или бессознательных паттернов взаимодействия с другими людьми на основе осознания своего пола.

В модели половой идентичности, которая базируется на Я-концепции и соотносит личностные и социальные аспекты, А. Арчер выделяет следующие составляющие: адаптационная (социальная) половая идентичность описывает то, как личность соотносит свое реальное поведение с поведением других мужчин и женщин, целевая концепция «Я» — набор индивидуальных установок мужчины (женщины) на то, какими они должны быть, персональная идентичность -личностное соотнесение себя с другими людьми, Эго-идентичность — глубинное психологическое ядро того, что личность человека как представителя пола означает для самого себя [3].

Эта модель половой идентичности построена на двух основных принципах: 1) уровневом соотнесении отдельных ее аспектов и 2) независимости, ортогональности маскулинности и фемининности как ее измерений.

Первый уровень — «Я — рефлексивное» — совокупность субъективных представлений о том, какими их видят другие, одна из составляющих Я-концепции Р. Бернса, использующейся Н. В. Дворянчиковым для определения половой идентичности.

Второй уровень — полоролевая идентичность или образ Я как представителя определенного пола, полоролевые идеалы, ориентации, стереотипы, установки и т. д., некоторое Я-идеальное тоже одна из составляющих Я-концепции. У В. Е. Кагана это соответствует ролевой идентичности.

Третий уровень представлен персональной половой идентичностью, описывающей сравнение собственных личностных характеристик с образами личностей мужчин и женщин вообще, т. е. «Я- реальное» (составляющая Я-концепции), отражающее то, что означает личность человека, как представителя определенного пола, для самого себя (пропорция маскулинности/фемининности «Я — реального»). У В. Е. Кагана — это интеграция базовой и ролевой идентичностей, которая характеризует соотнесение представлений личности о маскулинности — фемининности в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности.

Наиболее глубоким уровнем является четвертый уровень эго-идентичности, который обозначают как базовую половую идентичность, в модели Я-концепции в какой-то степени соответствующей Я-экзистенциальное и понятию самости у К. Юнга. В модели В. Е. Кагана это базовая половая идентичность, соответствующая самому глубинному уровню, определенному психофизиологически, который в основном редко осознается.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются соматические признаки, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определённого пола. В феномене психологического пола особую значимость приобретают психологические поведенческие проявления личности как индикатора мужского и женского. Именно они наполняют содержанием самосознание личности, связанного с полом. В полоролевой идентичности на первый план выступают параметры поведения из категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек конструирует свою идентичность как представитель какого-либо пола.

Полоролевая идентичность представляет собой осознание и принятие себя как человека определенного пола, представления о половых ролях, положительное отношение к себе как представителю определенного пола. Формирование полоролевой идентичности происходит в процессе полоролевой идентификации.

Литература:

  1. Арчер, П. Половые роли в детстве: структура и развитие [Текст] / П. Арчер // Детство идеальное и настоящее. — Новосибирск, — 2014. — 120 с.
  2. Бем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. — М.: РОССПЭН, 2014. — 336 с.
  3. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т. В. Бендас. — СПб., 2005. — 267 с.
  4. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001. — 210 с.
  5. Кон, И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И. С. Кон. — М.: «Академия», 2003. — 334 с.
  6. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 8–47.
  7. Павленко, В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст] / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2010. -№ 1. — С. 135–141.
  8. Фрейд, З. Три очерка детской сексуальности [Текст] / З. Фрейд. СПб., 2011. — 193 с.
  9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон: пер. с англ. М.: Прогресс, 2006. — 344 с.
  10. Bern, S. L. Sex-role adaptability: One consequence of psychological androgyny Text. / S. L. Bern // J. of Personal and Social Psycholgy, 1977, v. 31, p. 634–643.
Основные термины (генерируются автоматически): полоролевой идентичности, определенного пола, половой идентичности, человека определенного пола, Формирование полоролевой идентичности, представителя определенного пола, человеком определенного пола, кризисов идентичности, полоролевой идентичности человека, половая идентичность, полоролевая идентичность, «полоролевая идентичность», феномене половой идентичности, полоролевую идентичность, модели половой идентичности, базе половой идентичности, модель половой идентичности, определения половой идентичности, особенностей поведения человека, формировании полоролевой идентичности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос