Авторы: Ипполитова Елена Александровна, Черешнева Дарья Викторовна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 29.06.2016

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Ипполитова Е. А., Черешнева Д. В. Суверенность психологического пространства девушек в контексте гендерной идентичности // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 867-870.



В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема психологической суверенности девушек. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором выявлено наличие взаимосвязи ряда измерений психологической суверенности девушек (суверенность физического тела, территории, социальных связей) и их гендерной идентичности. Так же показано, что выделенные измерения суверенности могут рассматриваться в качестве предикторов доминирования у девушек фемининных или маскулинных черт.

Ключевые слова: суверенность психологического пространства, гендерная идентичность, фемининные и маскулинные черты, девушки

Современные трансформации, происходящие в российском обществе, затрагивают политическую, экономическую, научно-образовательную, духовную сферы и сферу социальных отношений. Интенсивные процессы изменений ставят человека перед необходимостью проявлять избирательность и контроль в отношении влияний среды, развивать личную автономность, самобытность и стремиться к гармонизации своих отношений с окружающим миром. Незаменимой в этом плане является способность оберегать, держать под контролем и развивать свое психологическое пространство, целостность личностных границ, которая определяется как суверенность. Она представляет собой существенное условие развития человека, поддержания его психического здоровья, благополучия, а также способствует усилению его субъектности [8].

Понятие психологического пространства личности возникло из множества эклектичных предпосылок, его изучение изначально предполагало стать междисциплинарным, межпроблемным. И хотя исследование суверенности психологического пространства началось не так давно, в настоящее время существует большое количество научных работ, посвященных данной проблемной области (О. Г. Беленко, О. Е. Дергачева Н. В. Буравцова, С. К. Нартова-Бочавер, Е. Н. Панина и др.). По мнению С. К. Нартова-Бочавер, суверенность психологического пространства включает ряд измерений. Так, суверенность физического тела человека констатируется в отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучие. Суверенность территории подразумевает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья). Суверенность мира вещей предполагает уважение к личной собственности. Суверенность привычек рассматривается как принятие временной организации жизни человека, а суверенность социальных связей выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими. В свою очередь суверенность ценностей подразумевает свободу вкусов и мировоззрения [8].

В современной психологии существует точка зрения о значительных гендерных отличиях в средствах поддержания суверенности и, в целом, о наличии половой и гендерной специфичности у проявлений суверенности (О. Г. Лопухова) [5].

Филогенетически психологическое пространство восходит к инстинкту территориальности и является социальной формой осуществления биологически заложенных программ, детерминируя особенности гендерного и репродуктивного поведения. Исторически специфику полоролевой модели человека принято определять биологическими и физиологическими половыми различиями. Однако для современного мира характерны процессы индустриализации и глобализации, быстрые изменения в системах социальных ролей и общепринятых норм, установок и ценностей, что ведет к неоднозначности в становлении и проявлении гендерной идентичности личности, возникновению ролевых конфликтов (С. Бем, Ш. Берн, С. Кесслер, В. Маккенна, Э. Гоффман и др.). Это существенно повышает вариативность гендерной социализации каждого конкретного человека и может создавать определенные сложности в процессе формирования гармоничной, целостной личности. Особенно актуальна эта проблема в многонациональных современных странах, таких как Россия, где полоролевые традиции изменяются вместе с социально-экономическим развитием и ассимиляцией ценностей западной цивилизации [3]. При этом именно девушки, начиная с подросткового и юношеского периодов, подвергаются сильному нормативному и информационному давлению в отношении гендерных норм со стороны общества и особенно средств массовой информации [1; 4].

В этой связи обеспечение суверенности психологического пространства, которое учитывает гендерные предпочтения его измерений, рассматривается как важное условие успешной работы по развитию психологического и социального благополучия личности. Это актуализирует проблему исследования взаимосвязи суверенности психологического пространства и гендерной идентичности девушек в настоящее время.

С целью проверки предположения относительно влияния проявления суверенности психологического пространства на гендерную идентичность девушек было предпринято эмпирическое исследование (анкетный опрос, психологическое тестирование (опросник «Суверенность психологического пространства личности» С. К. Нартовой-Бочавер, полоролевой опросник С. Бем, опросник «Шкала локуса ролевого конфликта» П. П. Горностая), математико-статистические методы обработки данных (корреляционный, регрессионный анализы)). В исследовании приняли участие 94 неработающие студентки в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся на различных факультетах вузов г. Барнаула. Возрастным критерием послужила периодизация Е. Б. Усовой, согласно которой, 18–23 лет — это этап поздней юности.

Результаты регрессионного анализа показали, что гендерная идентичность (β=0,293, p=0,026) влияет на суверенность физического тела. Чем больше у девушек преобладает фемининная установка, тем выше у них суверенность физического тела (таблица 1).

Таблица 1

Коэффициенты регрессионной модели для показателя суверенность физического тела удевушек

B

Стд. Ошибка

Бета

T

Знч.

(Константа)

2,320

1,241

1,870

0,067

Гендерная идентичность

2,886

1,259

0,293

2,292

0,026

Также регрессионный анализ выявил, что гендерная идентичность в свою очередь зависит от выраженности показателя «суверенность физического тела» (β=0,293, p=0,026): чем он выше, тем большей фемининностью обладают девушки (таблица 2).

Таблица 2

Коэффициенты регрессионной модели для показателя гендерная идентичность удевушек

B

Стд. Ошибка

Бета

t

Знч.

(Константа)

0,758

0,081

9,358

0,000

Суверенность физического тела

0,030

0,013

0,293

2,292

0,026

Таким образом, эти параметры обладают двунаправленной взаимосвязью.

Вероятно, это связано с тем, что в конструировании фемининной идентичности особая роль отводится специфическому «женскому опыту»: периоду полового созревания и первой менструации, затем таким опытом становится активное развитие сексуальности, беременность, рождение детей. Так или иначе, самые важные шаги на пути создания женской идентичности связаны во многом именно с телесным опытом. В традиционной культуре репрезентация женщины происходит через тело, и в целом, согласно М. Мид, все «женское» воспринимается как биологический феномен. Поэтому тело является наиболее значимым элементом в структуре формирования фемининной идентичности [6].

Выявлено влияние гендерной идентичности (β=-0,402, p=0,015) на суверенность социальных связей. Чем больше у девушки преобладание маскулинных черт, тем выше у нее суверенность социальных связей (таблица 3).

Таблица 3

Коэффициенты регрессионной модели для показателя суверенность социальных связей удевушек

B

Стд. Ошибка

Бета

t

Знч.

(Константа)

1,848

0,531

3,477

0,001

Гендерная идентичность

-2,373

0,927

-0,402

-2,561

0,015

Было обнаружено, что некоторые измерения суверенности в свою очередь позволяют построить регрессионную модель для показателя гендерной идентичности.

Фемининная направленность идентичности зависит от низких показателей суверенности социальных связей (β=-0,672, p=0,002) и высоких показателей суверенности территории (β=0,421, p=0,038). Таким образом, чем выше суверенность социальных связей и ниже суверенность территории, тем большую склонность к проявлению маскулинных черт можно наблюдать у девушек (таблица 4).

Таблица 4

Коэффициенты регрессионной модели для показателя гендерная идентичность удевушек

B

Стд. Ошибка

Бета

t

Знч.

(Константа)

-0,262

0,128

-2,044

0,049

Суверенностьсоциальных связей

-0,114

0,033

-0,672

-3,453

0,002

Суверенность территории

0,059

0,027

0,421

2,160

0,038

В целом обнаруженные нами взаимосвязи подтверждают первую гипотезу исследования.

Взаимосвязь суверенности социальных связей с маскулинной направленностью идентичности девушек можно объяснить распределением мужских и женских ролей в общении, которое транслируется обществом и СМИ. Существует представление о том, что во взаимоотношениях, особенно сексуальных, фемининная женщина пассивна и податлива, проявляет мягкость, конформность и больше обитает в частной, нежели публичной сфере. Для маскулинности наиболее показательной характеристикой считается активность, в том числе в выстраивании социальных связей. Мужчина энергичнее проявляет инициативу в общении и принимает ответственность за близкие отношения, тем самым активно способствуя приобретению друзей, романтических партнеров [6; 7]. Поэтому проявление маскулинности у девушек взаимосвязано с их социальным продвижением, самостоятельным выбором партнеров по общению и, соответственно, большим контролем за сферой своих социальных связей.

Согласно полученным результатам, суверенность территории способствует формированию фемининности у девушек и, наоборот, депривированность данного измерения ведет к увеличению маскулинности. По нейроандрогенетической теории Ли Эллиса, одной из типично мужских поведенческих программ является территориальное поведение [2]. Эволюционно мужчинам больше свойственно «помечать», проверять свою территорию, а также охранять ее. Вероятно, условия депривации территории создают необходимость подключения более агрессивного, типично маскулинного инструментария для зашиты собственных границ.

Было выявлено, что фемининность отрицательно коррелирует с суверенностью социальных связей (r=-0,402, p=0,015), что согласуется с другими результатами исследования. Чем сильнее выражена фемининная установка, тем ниже суверенность социальных связей.

Помимо этого, обнаружена отрицательная корреляция фемининности с показателем локуса ролевого конфликта (r=-0,368, p=0,027). Чем большей фемининностью обладает девушка, тем ближе к экстернальному полюсу будет стремиться локус ролевого конфликта.

Также выявлена положительная корреляционная связь локуса ролевого конфликта с суверенностью социальных связей (r=0,521, p=0,001) и суверенностью ценностей (r=0,381, p=0,022). Чем ближе к интернальному полюсу располагается локус ролевого конфликта, тем большей суверенностью ценностей и социальных связей обладает девушка.

Для уточнения данных был проведен регрессионный анализ, показавший влияние параметра локуса ролевого конфликта (β=-0,504, p=0,000) на гендерную идентичность. Чем ближе локус ролевого конфликта к экстернальному полюсу, тем сильнее будет выражена фемининность у девушки (таблица 5).

Таблица 5

Коэффициенты регрессионной модели для показателя гендерная идентичность удевушек

B

Стд. Ошибка

Бета

t

Знч.

(Константа)

1,403

0,180

7,792

0,000

Локус ролевого конфликта

-0,078

0,014

-0,504

-5,595

0,000

Таким образом, результаты корреляционного и регрессионного анализов свидетельствуют о том, что девушки с преобладанием фемининных черт выстраивают свое ролевое поведение преимущественно в соответствии с социальными ожиданиями, ориентируясь на внешнюю систему ценностей и выбирая экстернальные стратегии поведения в условиях ролевого конфликта. При этом экстернальный локус ролевого конфликта является предиктором фемининной гендерной идентичности девушек. Ряд авторов указывают на существующее в настоящее время нормативное и информационное давление относительно гендерных норм со стороны различных институтов социализации, особенно СМИ. [1; 54] Уже к подростковому периоду давление на девушек настолько велико, что большая часть из них предпочитает скорректировать свои личностные особенности и любые «отклоняющиеся признаки» в сторону традиционных представлений о женской роли [7]. В отличие от них, у девушек с преобладанием маскулинных черт доминирует противоположная тенденция — отстаивание собственной ролевой идентичности, выстраивание ролевого поведения в соответствии с Я-концепцией, даже если она противоречит общественно нормативной роли и вызывает межличностные конфликты. Таким образом, можно заключить, что проявления суверенности психологического пространства девушек на уровнях социальных связей, тела и территории в значительной степени определяют доминирование у них маскулинных или фемининных черт.

Литература:

  1. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 74–82.
  2. Васюра С. А. Гендерная психология: учеб. пособие — Ижевск: Удмуртский университет, 2011.
  3. Ипполитова Е. А. Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — С. 70–74 Лопухова О. Г. Внутриличностный гендерный ролевой конфликт: системный подход к проблеме // Современные исследования социальных проблем. — 2010. — № 4(04). — С.113–119
  4. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: Монография. — М.: Прометей, 2005.
  5. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. — Спб.: Питер, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): социальных связей, психологического пространства, суверенность социальных связей, ролевого конфликта, суверенности психологического пространства, гендерной идентичности, суверенность физического тела, локус ролевого конфликта, локуса ролевого, локуса ролевого конфликта, идентичности девушек, психологического пространства девушек, суверенность психологического пространства, гендерной идентичности девушек, психологической суверенности девушек, маскулинных черт, суверенности социальных связей, суверенностью социальных связей, проявления суверенности психологического, гендерная идентичность.

Ключевые слова

гендерная идентичность, девушки, суверенность психологического пространства, фемининные и маскулинные черты

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос