Правовое регулирование института приемной семьи на территории Астраханской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 12.01.2019

Статья просмотрена: 514 раз

Библиографическое описание:

Джумагазиева, Г. С. Правовое регулирование института приемной семьи на территории Астраханской области / Г. С. Джумагазиева, К. Г. Бернаккиа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55445/ (дата обращения: 16.11.2024).



Институт приемной семьи занимает важнейшее место среди форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети, приемная семья, орган опеки и попечительства, государство.

Институт приемной семьи развивается и на территории Астраханской области, поэтому его правовое регулирование является важней задачей органов законодательной власти Астраханской области. Так, на территории Астраханской области действует закон Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области» (далее — Закон), который определяет правовые основы деятельности и компетенцию органов государственной власти Астраханской области в сфере социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также меры государственной поддержки в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 1 Закона содержит определение термина приемная семья, под которой понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Указанное определение отличается от определения, данного в ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации в части не указания ссылки на срочность договора.

Форма договора о приемной семье утверждается исполнительным органом государственной власти Астраханской области, уполномоченным осуществлять функции по реализации государственной политики, нормативно-правового регулирования в сфере образования, научной, инновационной деятельности, в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Астраханской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 22 декабря 2009 г. № 660-П «О передаче отдельных полномочий Министерства образования и науки Астраханской области Министерству социального развития и труда Астраханской области» с 01.01.2010 года министерству социального развития и труда Астраханской области осуществляемые министерством образования и науки Астраханской области переданы полномочия по реализации функций органа по опеке и попечительству несовершеннолетних, установленных федеральным законодательством, и по формированию, ведению и использованию регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах (в том числе иностранных и лицах без гражданства), желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Так, институту приемной семьи посвящена статья 6 Закона Астраханской области от 11 февраля 2002 года N 6/2002-ОЗ. Указанная статья содержит ряд норм, регулирующих, прежде всего материальное обеспечение приемных семей и формы социальной поддержки. Именно данный вопрос был передан федеральным законодателем на рассмотрение субъектам и регулированием в законах субъектов Российской Федерации.

За воспитание каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста или имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, дополнительно выплачивается ежемесячная доплата к установленной оплате труда приемных родителей в размере 1100 рублей.

Указанные средства на оплату труда приемных родителей ежемесячно выплачиваются исполнительным органом государственной власти Астраханской области, уполномоченным осуществлять функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, включая вопросы выплаты государственных и социальных пособий, за счет средств областного бюджета.

Денежные средства, предусмотренные на содержание приемного ребенка (детей), выплачиваются одному из приемных родителей, указанному в их совместном заявлении, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Размер выплат на содержание ребенка устанавливается не ниже размера ежемесячных выплат опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Выплата денежных средств, предусмотренных на оплату труда приемных родителей и на содержание детей, переданных в приемную семью, прекращается с момента прекращения действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

В случае возникновения спора о размере выплат приемным родителям, им необходимо обратится в орган опеки и попечительства, который обязан хранить документы по назначению и выплате денежных средств, предусмотренных на оплату труда приемных родителей и на содержание детей, переданных в приемную семью, в личных делах приемных родителей.

В соответствии с п.3 ст. 6 Закона Астраханской области от 11 февраля 2002 года N 6/2002-ОЗ приемные семьи имеют также ряд льгот, а именно:

‒ скидка в размере 30 процентов от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. При этом органы местного самоуправления вправе выделять денежные средства на: отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания приемным семьям;

‒ один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

‒ бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

‒ бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

‒ бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Органами местного самоуправления для лиц, являющихся приемными родителями, могут устанавливаться дополнительные льготы по земельному налогу и арендной плате за землю, находящуюся в муниципальной собственности.

Приемные родители имеют права на получение иных выплат, пользуются правами и несут обязанности, установленным федеральным законодательством и законодательством Астраханской области.

Дети, переданные на воспитание в приемную семью, пользуются льготами, установленными федеральным законодательством и законодательством Астраханской области для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 8 ст. 6 Закона), а также пользуются правами, установленными федеральным законодательством и законодательством Астраханской области.

Таким образом, правовому регулированию института приемной семьи уделяется большое внимание на территории Астраханской области, существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих материальное обеспечение приемной семьи.

На территории Астраханской области проводится ряд мероприятий, организованных Министерством социального развития и труда Астраханской области, по развитию институтов по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Институт приемной семьи функционирует на территории Астраханской области с 2003 года.

В настоящее время всю информацию о создании и функционировании института приемной семьи, в том числе необходимый пакет документов к заявлению приемных родителей можно получить на интернет-портале Министерства социального развития и труда Астраханской области: http://www.minsoctrud.astrobl.ru. [1] Указанное Министерство выступает также региональным оператором банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Второй технологией развития института приемной семьи можно назвать социально-адаптивный институт — «Школа приемных родителей». Указанные школы сформированы практически во всех субъектах Российской Федерации.

Школа приемных родителей в Астраханской области функционирует на базе государственного учреждения «Центр защиты прав детей», а также государственного учреждения Астраханской области «Центр по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям» Министерства социального развития и труда Астраханской области.

Школы приемных родителей — это организации, осуществляющие помощь органам опеки и попечительства в подготовке граждан, выразивших желание взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также функции по сопровождению замещающих семей.

Целью работы «Школы приемных родителей» является улучшение качества и надежности семейного устройства детей за счет повышения психолого-педагогической грамотности приемных родителей.

В «Школе приемных родителей» основным принципом работы является конфиденциальность. Вся личная информация о слушателях и их семьях, полученная в ходе встреч и обучения, не подлежит разглашению и не передается третьим лицам. Сами слушатели могут обучаться анонимно, выбрав себе любое имя и предоставив только координаты для оперативной связи с ними в случае непредвиденных изменений в программе занятий.

В настоящее время в качестве одной из технологий развития института приемной семьи является обширный мониторинг деятельности региональных органов опеки и попечительства, способствующий формированию целостной картины деятельности указанных органов на всей территории Российской Федерации. Результаты мониторинга будут являться основной для дальнейшего развития законодательства и принятия необходимых мер для развития института приемной семьи.

Данный мониторинг проводится на базе организации единой информационной системы Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации. [2, с 67

Таким образом, развитие института приемной семьи как приоритетной формы воспитания, наилучшим образом обеспечивающей интересы ребенка, на территории Астраханской области происходит с внедрением современных технологий — полная информационная поддержка на интернет-портале Министерства социального развития и труда Астраханской области, социально-адаптивная поддержка для потенциальных и существующих приемных родителей путем реализации проекта «Школа приемных родителей», программы «слета приемных родителей».

Литература:

  1. Школа приемных родителей — заголовок с экрана// http://www.usynovite.ru/help/http://www.minsoctrud.astrobl.ru.
  2. Приложение № 4. Анкета мониторинга эффективности развития семейных форм устройства детей-сирот. С. 67
Основные термины (генерируются автоматически): Астраханская область, приемная семья, попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, орган опеки, приемная, семья, социальное развитие, государственная власть.


Похожие статьи

Развитие института приемной семьи в России

В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий.

Договор о приемной семье как один из основных институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей

В статье автор рассматривает договор о приемной как особую форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление (удочерение) как приоритетное направление в решении имущественных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье автор раскрывает содержание формы устройства усыновление (удочерение) и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Договорное регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в современной России

В настоящей статье автором рассматривается институт опеки и попечительства над несовершеннолетними, изучаются его правовые основания, рассматриваются базовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, анализируются особенности догово...

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

В данной работе автором проводится комплексный анализ учета и выявления детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого, в статье затрагиваются наиболее сложные проблемы, связанные с выявлением данной категории детей.

Обеспечение права на семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная статья посвящена правовым институтам, способствующим обеспечению права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семью.

Проблемные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Охрана и защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье авторы анализируют законодательство в области охраны и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы в современном российском обществе по реализации жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, а также пути решения рассмотренных проблем.

Особенности оформления законного представительства ребенка

Законное представительство несовершеннолетних является важной предпосылкой осуществления гражданских прав. В статье проанализированы особенности оснований оформления законного представительства ребенка.

Похожие статьи

Развитие института приемной семьи в России

В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий.

Договор о приемной семье как один из основных институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей

В статье автор рассматривает договор о приемной как особую форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление (удочерение) как приоритетное направление в решении имущественных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье автор раскрывает содержание формы устройства усыновление (удочерение) и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Договорное регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в современной России

В настоящей статье автором рассматривается институт опеки и попечительства над несовершеннолетними, изучаются его правовые основания, рассматриваются базовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, анализируются особенности догово...

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

В данной работе автором проводится комплексный анализ учета и выявления детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого, в статье затрагиваются наиболее сложные проблемы, связанные с выявлением данной категории детей.

Обеспечение права на семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная статья посвящена правовым институтам, способствующим обеспечению права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семью.

Проблемные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Охрана и защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье авторы анализируют законодательство в области охраны и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы в современном российском обществе по реализации жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, а также пути решения рассмотренных проблем.

Особенности оформления законного представительства ребенка

Законное представительство несовершеннолетних является важной предпосылкой осуществления гражданских прав. В статье проанализированы особенности оснований оформления законного представительства ребенка.

Задать вопрос