Исполнение гарантии прав ребенка на жизнь и воспитание в семье в условиях потери родных родителей обеспечивается за счет института усыновления. Актуальность выбранной темы обоснована совокупностью факторов, среди которых общественная важность, увеличение числа детей, оставшихся без родителей, значимость последствий юридического характера, потребность в корректировке законодательной базы. Исследование литературных источников, а также научных и исторических архивов обеспечит возможность глубинного анализа проблемы развития института усыновления в разрезе различных периодов изменения законодательства.
Ключевые слова : становление, развитие, институт усыновления (удочерения), дети, специфика, Россия.
Усыновление представляет собой институт семейного и правового характера, имеющий длинную историю возникновения и развития. Также усыновление является наиболее комфортным вариантом обустройства детей, потерявших родных родителей. С юридической точки зрения, усыновлением принято считать процесс, при котором две стороны (усыновители вместе с родственниками и усыновляемый) приобретают перечень прав и обязанностей, приравненных к родителям и детям, а также кровным родственникам [5, c. 65].
В социуме закрепилась такая позиция, что усыновлением является форма воспитания ребенка, потерявшего родных родителей, в семейных условиях. Что касается состава правовых отношений, здесь можно обнаружить множество сходств между отношениями родителей и усыновителей. Однако существует факторы, отражающие существенные расхождения между приведенными правовыми связями [3, c. 79]. По данной причине актуальность исследования формирования и развития отечественного института усыновления становится неоспоримой.
Институт усыновления и удочерения имеет многовековую историю. В 18-м столетии в странах Европы уже функционировало нормативное обеспечение процесса усыновления, чего нельзя сказать о России. По мнению авторов данной работы, отсутствие законодательной базы по этому вопросу объясняется действием крепостного права и продолжающимся монархическим режимом правления. Буржуазного класса фактически не существовало, рядовой житель страны расценивался как раб. Частной собственности не было и в помине. По данным причинам в юридическом закреплении родительских прав потребность отсутствовала. Главный правитель отвечал за распределение прав усыновителей, что являлось нетипичной практикой. Для наглядности стоит привести исторический пример, когда Екатерина Вторая выдала разрешение на усыновление графам Остерманам, чтобы тем могли взять под свое крыло старшего внука их сестры. Таким образом, последующие аналогичные ситуации могли быть разрешены только с одобрения императрицы [4].
Процесс усыновления близких родственников, по разным причинам потерявшим кровных родителей, был закреплен юридически посредством публикации указа 1803 года. Права и обязанности, которыми были наделены усыновленные, распространялись и на усыновителей. Однако следует упомянуть о том, что такой опцией располагали лишь представители дворянства. В дальнейшем законодательство относительно усыновления подверглось расширению и корректировке, благодаря чему внутренние сословные обычаи были реализованы.
В 19-м столетии произошла еще одна трансформация нормативного обеспечения процедуры усыновления, которая была связана с масштабными правовыми событиями той эпохи. Третий пересмотр законодательства был осуществлен в начале 20 века. Именно тогда законотворцы в полной мере осознали значимость поддержки детей, потерявших кровных родственников. Первые шаги в данном направлении нормативно обеспечивали саму процедуру усыновления, однако основная цель заключалась в защите детских прав и совершенствовании условий жизни в приемной семье.
Расширение института усыновления обусловлено вступлением государства в новую общественную систему, приобретением юридической силы большинства новых законов. Создание оптимальных жизненных условий для детей-сирот, несение ответственности за судьбу одиноких детей со стороны государства приобретали исключительную важность. В тот же период значительно увеличилось количество детских домов и спецприемников, что имело положительное воздействие на поддержку детей без родни. Учитывая падение Советского Союза в 91-м году, политические и экономические последствия затронули и сферу усыновления. Концентрация на человеческих правах, нуждах детей повлекли за собой нововведения, направленные на упрощение процедуры усыновления. Кроме того, появились новые инструменты и методы для отслеживания того, как дети обустраиваются в новых семьях. Получается, что отечественный институт усыновления стремится к соответствию современным социальным обстоятельствам.
В начале нулевых годов в России произошли важные изменения в сфере правового регулирования процесса усыновления. Были приняты новые законы, которые обеспечивают защиту прав детей и приёмных родителей, что привело к росту доверия к процедуре усыновления. Внедрение упрощённых процедур и развитие открытого взаимодействия между органами опеки и потенциальными усыновителями способствовало повышению доступности процедуры усыновления.
Современные подходы к усыновлению подчёркивают важность персонального подхода к каждому ребёнку. Психологическая поддержка становится неотъемлемой составляющей процесса, охватывая как детей, так и будущих родителей. Специализированные агентства и службы стали предоставлять консультации и поддержку, что значительно повысило успешность процесса усыновления. Также всё более важной становится проблема интеграции приёмных детей в общество. Программы, направленные на интеграцию и социализацию детей в семьях, способствуют снижению уровня стресса и укреплению уверенности. Это стимулирует развитие института усыновления в России, разрушая традиционные барьеры и внедряя инновационные подходы к созданию гармоничных семейных отношений.
Параллельно с этим, модификация законодательной базы по охране прав несовершеннолетних устанавливает всё более высокие стандарты для института усыновления, делая его ещё более привлекательным вариантом для решения проблем сиротства и беспризорности. Эти структуры, включая приёмные семьи, детские деревни, замещающие семьи и специализированные учебные заведения, обладают гибкостью в разрешении сложных ситуаций, возникающих при общении с детьми, столкнувшимися с жизненными трудностями [2].
Формирование и развитие института усыновления в России — это непростой и разносторонний процесс, зависящий от преобразований в обществе, правовых нормах и гуманитарных принципах. Исторические предпосылки, социальные институты и культурные традиции играли определяющую роль в формировании отношения к детям, лишённым родительской опеки. С начала XX века усыновление в России стало оформляться официально, что привело к его признанию и распространению. Правовые рамки, регулирующие этот процесс, постепенно развивались, обеспечивая тем самым защиту интересов как усыновляемых детей, так и их будущих родителей.
Современное законодательство стремится не только упростить процедуру усыновления, но и создать благоприятные условия для успешной социализации детей. В наши дни институт усыновления продолжает адаптироваться к переменам в обществе, включая трансформацию социальных норм, необходимость поддержки семей и применение инновационных методов воспитания и интеграции детей в общественные структуры. В последние годы в России активно обсуждают идею открытого усыновления, которая подразумевает сохранение связи ребёнка с биологическими родителями, если это возможно. Этот метод помогает снизить стресс от разлуки с семьёй и облегчает ребёнку адаптацию к новым условиям. Такой подход согласуется с международной практикой, которая направлена на поддержание семейных связей при адаптации детей к новым условиям [1].
Разработанные программы для поддержки усыновителей и обучения их практическим и эмоциональным аспектам воспитания детей приобретают всё большую значимость. Эти ресурсы помогают приёмным родителям справиться с возможными проблемами в воспитании детей. Психологическая поддержка и сопровождение для семей, планирующих усыновление, становятся неотъемлемой частью стратегии, способствующей гармоничной адаптации детей в новых семьях.
Литература:
- Кидарова А. Н. Актуальные проблемы усыновления (удочерения) в Российской Федерации // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023254?ysclid=m4goq6tng4620839107 (дата обращения: 09.12.2024).
- Прудникова Л. Б. Усыновление (удочерение) детей гражданами Российской Федерации, иностранными лицами, лицами без гражданства: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Сев.-Кавказ. акад. гос. службы. — Ростов-на-Дону, 2004. — 23 с.
- Пухарт А. А. Правовая природа отношений, возникающих между усыновителем и усыновленным // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 74–79.
- Савельева Е. В. История развития института усыновления в России // Молодой ученый. 2023. № 48 (495). С. 388–390.
- Шестакова А. В. История возникновения и развития института усыновления России // Вестник магистратуры. 2014. № 12–3 (39). С. 65–69.