В статье автор исследует вопросы правового регулирования и принципов института усыновления (удочерения) детей.
Ключевые слова: правовое регулирование института усыновления (удочерения) детей, принципы института усыновления (удочерения) детей, институт усыновления (удочерения) детей.
В Российской Федерации усыновление (удочерение) детей регулируется различными нормативными правовыми актами. Основным и первичным документом является Конституция Российской Федерации. Обладая высшей юридической силой, она является основным законом, оказывающим прямое действие и, применяемым на всей территории государства [1].
Конституция устанавливает защиту детства и семьи и охраняет право каждого ребенка на защиту. Вне зависимости от конфессиональных, национальных и социальных характеристик, дети, как и любой совершеннолетний гражданин, имеют право на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду и т.д. Конституция также гарантирует право на образование, которое родители или замещающие их лица обязуются обеспечить своим детям.
Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации нормы, регулирующие отношения, связанные с усыновлением (удочерением), устанавливаются не только семейным кодексом, но и гражданским законодательством [2, с. 107].
Однако Семейный кодекс Российской Федерации [3] является основным нормативным правовым актом, регулирующим усыновление (удочерение) детей — он описывает аспекты процедуры усыновления (удочерения) детей как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Одна из его глав содержит различные положения, которые важны данном виде правоотношений: положения о субъектном составе (требования к детям, которые могут быть усыновленными, и лицам-усыновителями) и их правовом статусе; основания изменения имени, отчества, фамилии, даты и места рождения усыновленного ребенка; положения о необходимости получения согласия на усыновление родителей усыновляемого (а также закрепляются положения об усыновлении без такого при наличии сопутствующих обстоятельств)/самого усыновляемого/супруга (супруги) усыновителя — является одним из обязательных условий, обеспечивающим защиту прав для указанных категорий лиц [2, с. 232]; положения, закрепляющие правовые последствия усыновления, положения, закрепляющие тайну усыновления; положения, закрепляющие основания, порядок и последствия отмены усыновления и т.д.
Также в Семейном кодексе содержатся положения, закрепляющие ограничения на право усыновления (удочерения) в целях защиты прав усыновляемых.
Ввиду того, что процедура усыновления (удочерения) происходит через судебные органы, то стоит сказать, что правовое регулирование осуществляется не только через Семейный кодекс, но и через Гражданский процессуальный кодекс [5], который содержит отдельные нормы и требования к судебной процедуре. Помимо этого, предусматриваются гарантии защиты прав ребенка в процессе усыновления (удочерения), положения о расторжении процедуры в случае несоблюдения условий.
Однако, необходимо понимать, что только получение решения суда об усыновлении (удочерении) не является достаточным для завершения процедуры. Для полной легализации усыновления требуется проведение государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» [6]. Это необходимо для того, чтобы имело юридическую силу и наступили правовые последствия [7, с. 192–193].
Так как усыновление (удочерение) детей является ответственным и важным шагом, который может сделать семья, желающая преумножить свое количество [8, с. 265–266]. Однако, перед тем как решиться, необходимо проходить обучение и подготовиться к этому процедуре. В настоящее время, его правовое регулирование осуществляется на основе приказа Минобрнауки России [9], который определяет обязательный порядок подготовки желающих принять на воспитание ребенка. Он содержит информацию о том, какими качествами должны обладать усыновители, какие знания и навыки необходимо усвоить, чтобы стать достойным родителем.
Данный документ помогает повысить качество усыновления, позволяет подготовить усыновителей к ответственному родительству, ознакомить с правилами и нормами, которые необходимо соблюдать при устройстве ребенка в семью. А также устанавливает четкие правила, нарушение которых несет за собой определенные санкции
Соответствующие органы контролируют процесс подготовки потенциальных родителей и проверяют соблюдение установленных правил при устройстве детей. Для Курской области таким органом является ОКУ «Центр сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обладающий своим уставом, целями и задачами [10].
Также имеются нормативные правовые акты, которые не имеют прямого отношения к процедуре усыновления (удочерения), но крайне важны для защиты прав усыновляемых — к таким можно отнести постановление Правительства, которое закрепляет положения об утверждении правил передачи детей и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в новых семьях [11].
В субъектах Российской Федерации также могут быть вынесены свои локальные нормативные правовые акты — они не могут нарушать установленную законом процедуру, но могут закреплять содействие или поддержку после ее завершения. В Курской области таким актом можно обозначить постановление Администрации, которое утверждает выплату денежного пособия за второго и каждого последующего усыновленного (удочеренного) ребенка [12], вынесенного в соответствии с законом о поддержке семей с детьми в Курской области [13].
Перечисленные выше нормативные-правовые акты не являются исчерпывающим перечнем, отвечающим за правовое регулирование процедуры усыновления (удочерения), и необходимо отметить, что в системе законодательства отсутствует специализированный акт, закрепляющий все нормы и положения в одном месте. Но можно полагать, что данный факт не является большой проблемой, так как все положения аккумулированы в соответствующие категории (в нашем случае — главы), а отдельные нормы при необходимости содержат бланкетные диспозиции, которые позволяют быстро сориентироваться и обратиться к необходимому документу — подобную отсылку к уже упомянутому выше Приказу Минобранауки можно усмотреть в норме Семейного кодекса, закрепляющей требования к усыновителю [3].
Для разъяснения особенностей применения закрепленных норм Верховный Суд РФ издал Постановление, комментирующее применение судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей [14]. И хоть такого рода документы не входят в систему источников права, но суду и иным правоприменителям стоит обратить на них внимание при осуществлении полномочий.
Однако с другой стороны, усыновление (удочерение) является крайне важной процедурой, и специализированный нормативный-правовой акт не был бы лишним. Граждане России, желающие усыновить ребенка, должны предварительно ознакомиться с требованиями различных федеральных законов, постановлений Правительства РФ и, при наличии, нормативных правовых актов органов власти субъектов. Однако все необходимые правовые акты принимаются разными органами власти и имеют отличающиеся названия, что затрудняет их поиск заинтересованными лицами [2, с. 108].
А единый специализированный закон позволил бы людям, не подкованным в области юриспруденции, без проблем и сложностей узнать всю необходимую информацию — тем самым избежать возможных ошибок на различных этапах усыновления (удочерения), в целом лучше понимать всю процедуру и здраво оценивать сроки и свои возможности.
Проблема отсутствия специализированного закона по усыновлению и удочерению может представлять серьезные вызовы для защиты прав и интересов детей, которые нуждаются в постоянном и безопасном усыновлении (удочерении).
Среди проблем, которые может вызвать отсутствие специализированного закона по усыновлению и удочерению, можно выделить разрозненность норм, которые регулируют саму процедуру, механизмы гарантии прав и защиты потенциальных усыновителей (удочерителей) и детей, программ и мер поддержки таких семей, что приводит к трудностям в понимании процесса и применении правил.
Для решения этой проблемы можно предложить разработку специализированного закона по усыновлению и удочерению, который бы устанавливал единые стандарты и правила для процесса усыновления и удочерения в Российской Федерации.
Также важное значение в вопросе правового регулирования усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами несет Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [15], который по-другому именуют «Закон Димы Яковлева».
«Закон Димы Яковлева» — это закон, который был принят в Российской Федерации и назван в честь Дмитрия Яковлева — ребенка, который погиб в США в результате небрежности своих приемных родителей. Закон был направлен на защиту прав детей, которые находятся под опекой и попечительством граждан России за границей, а в частности в США.
Данный закон был принят после того, как несколько случаев смерти детей, находившихся под опекой российских граждан за границей, вызвали общественное возмущение в России. В частности, Дмитрий Яковлев был усыновлен американской семьей, которая не обеспечила ему должный уход, а беспечность усыновителей привела к его смерти.
«Закон Димы Яковлева» вводит ряд ограничений на усыновление и передачу детей в приемные семьи за границей. В соответствии с законом, граждане России не могут усыновлять детей из стран, которые не имеют договора с Россией об усыновлении. Кроме того, закон запрещает передачу детей в приемные семьи за границей, если в стране, куда ребенок будет отправлен, нет гарантий защиты его прав и интересов.
Закон также предусматривает обязательную регистрацию всех детей, находящихся под опекой и попечительством усыновителей за границей, в консульских учреждениях Российской Федерации. Это позволяет российским властям отслеживать условия проживания и обеспечения детей, а также своевременно реагировать на возможные нарушения их прав.
Закон Димы Яковлева вызвал много дискуссий и критики со стороны западных стран, которые считают его политически мотивированным и направленным против усыновления детей из России [16]. Однако, закон был принят исключительно в интересах защиты прав детей и предотвращения случаев их смерти и жестокого обращения. Его реализация требует серьезных усилий в области контроля за условиями проживания и обеспечения детей, а также в области сотрудничества с другими странами в этой сфере.
Переходя к вопросу принципов института усыновления (удочерения) детей, важно вспомнить, что принципы права оказывают огромное влияние на формирование и строгое соблюдение законодательства, так как они являются отправной точкой и задают вектор нужного пути нашему государству в вопросах правотворчества, реализации права и правоохранительной деятельности [17, с. 26]. Они закрепляют основные положения общественной жизни, тем самым действуя абсолютно во всех сферах: политической, экономической, социальной и духовной.
Государство, руководствуясь ими, может гарантировать обеспечение личных, социально-экономических и политических прав и свобод своих граждан — в том числе детей [18, с. 93].
Принципы права подразделяют на виды относительно сферы их действия. Основными можно назвать общеправовые принципы, которые действуют во всех отраслях права, несмотря на те или иные особенности каждой из них.
Общеправовые принципы закреплены в Конституции Российской Федерации, и среди них можно выделить два особо значимых для института усыновления (удочерения):
— принцип равенства [1] — данный принцип провозглашает равенство всех граждан вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, религии и т. д. Запрещается любое ограничение прав человека по национальному, языковому и другим признакам. В рамках института усыновления (удочерения) детей он заключается в том, что все дети, независимо от их происхождения, имеют право на равные возможности и защиту своих прав, а также на обеспечение возможности на равенство в получении любви, заботы и воспитания в семье;
— принцип законности [1] — данный принцип представляет собой требование строгого и полного соблюдения правовых предписаний субъектами права (гражданами, государством и государственными органами, объединениями, организациями). Он также является важным для института усыновления (удочерения) детей — все процедуры и решения должны соответствовать законодательству и правилам, что гарантирует защиту интересов ребенка.
Еще одной категорией принципов права являются отраслевые принципы, которые выражают особенности (специфику) конкретной отрасли права — в нашем случае речь идет о семейном праве.
Как и в случае с общеправовыми принципами, особое значение в процедуре усыновления (удочерения) имеют не все, а лишь некоторые принципы семейного права [19, с. 46–47]:
— принцип защиты института брака как союза мужчины и женщины является значимым принципом, о котором уже упоминалось в работе выше. Он подчеркивает важность традиционной семейной структуры и обеспечивает защиту прав детей на полноценное воспитание в стабильной семейной среде. Данный принцип также отражает российскую культуру и ценности, которые определяют основные принципы российского законодательства в области семейного права;
— принцип сохранения семейной единицы и защиты интересов детей государством [3] — государство должно прилагать все усилия для того, чтобы сохранить и защитить семейную единицу. Для реализации оно создает условия, чтобы родители могли обеспечить своим детям достойные условия жизни. Если же они не могут это сделать, то государство должно предоставить им помощь, а в случае необходимости — помочь найти новую семью для ребенка;
— принцип защиты прав несовершеннолетних [3] — он заключается в том, необходимо учитывать интересы ребенка, а также защищать его права и свободы. В рамках этого принципа, при принятии решения об усыновлении, необходимо учитывать множество факторов [20, с. 42]: возраст ребенка, его здоровье, желания и мнения ребенка (если он имеет выразить свое мнение в силу возраста), а также соответствие потенциальных усыновителей требованиям закона и возможности обеспечить ребенку достойное будущее.
Ввиду того, что мы рассматриваем институт усыновления (удочерения), стоит также указать и рассмотреть внутриотраслевые (институциональные) принципы — это принципы, которые ограничены конкретным предметом регулирования правоотношений. В Семейном кодексе [3] нет отдельной нормы, закрепляющей их, однако из сути статей можно выделить следующие:
— осуществление только в судебном порядке — это означает, что процесс усыновления может быть произведен только через суд, что гарантирует соблюдение всех процедур и требований, не завися от личных предпочтений или влияния других лиц.
Этот принцип защищает права родителей и детей, которые могут быть затронуты процессом усыновления. Судебный процесс обеспечивает, что родители или опекуны будут уведомлены о намерении усыновить ребенка и им будет предоставлена возможность выразить свою позицию;
— бессрочный характер — решение суда об усыновлении (удочерении) является постоянным и неизменным актом, который создает юридические отношения между усыновителем и усыновленным на всю жизнь — оно не может быть отменено или изменено без особого решения суда. Этот принцип защищает права и интересы ребенка, который получает стабильность и безопасность в новой семье, а также обеспечивает стабильность для усыновителей, которые получают свои права и обязанности родителей и не могут быть лишены их без особого решения суда;
— осуществление усыновления только в отношении несовершеннолетних — этот принцип основан на том, что усыновление является формой защиты и обеспечения прав и интересов ребенка, который не может самостоятельно обеспечить свою защиту и благополучие;
— недопустимость усыновления братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей — направлен на сохранение семейных связей и укрепление братских и сестринских отношений. Это также может помочь избежать разрыва взаимоотношений между братьями и сестрами, которые могут произойти при разделении их между разными усыновителями;
— приоритет усыновления детей родственниками — это поможет сохранить связи с биологической семьей и обеспечить детям чувство принадлежности к своим корням. Однако, важно помнить, что приоритетом в усыновлении должны быть интересы и благополучие детей, а не желания усыновителей — если родственники не могут обеспечить детям безопасность и заботу, то усыновление другими семьями может быть лучшим вариантом;
— тайна усыновления — один из самых важных принципов — это конфиденциальность, которая окружает процесс усыновления. То есть информация о родителях ребенка и о процессе усыновления не раскрывается без согласия всех заинтересованных сторон. Тайна усыновления может быть сохранена на всю жизнь ребенка и его родителей.
Ее значимость заключается в том, что она защищает интересы ребенка и его новой семьи. Так как каждый может иметь свои личные причины для того, чтобы не раскрывать информацию, данный принцип помогает защитить свою личную жизнь.
Тайна усыновления также защищает ребенка от возможных негативных последствий, которые могут возникнуть в результате раскрытия информации о его прошлом. Например, ребенок может столкнуться с дискриминацией или осуждением, если они узнают о его прошлом. Это позволяет ребенку жить своей жизнью, не боясь негативных последствий.
Однако есть и другая сторона этого принципа — он может иметь негативные последствия. Некоторые люди могут чувствовать себя обманутыми, если узнают, что они были усыновлены и что от них скрыли информацию о биологических родителях. Это может вызвать эмоциональную боль и привести к потере доверия к своим родителям — в особенности в юном возрасте.
Таким образом, можно отметить, что правовое регулирование института усыновления (удочерения) не ограничивается только лишь Конституцией Российской Федерации и Семейным кодексом, но и включает в себя и иные нормативные правовые акты, которые формируют систему источников права. Основными принципами этого института являются равенство, законность, приоритет интересов ребенка и защита его прав, которые гарантируют защиту интересов и прав в процессе усыновления, а также принцип тайны усыновления.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета, 04.07.2020
- Рахванова Д. Н. Правовое регулирование усыновления, опеки и попечительства в современной России // Чебоксары, Интерактивная наука. № 7(72). 2022. С. 107–109.
- Федеральный закон «Семейный Кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223–ФЗ // Российская газета, N 17, 27.01.1996
- Попова Е. Н. Особенности условий усыновления (удочерения) в Российской Федерации // М., Государственная служба и кадры. № 4. 2020. С. 231–232.
- Федеральный закон «Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138–ФЗ // Российская газета, N 220, 20.11.2002
- Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143–ФЗ // Российская газета, N 224, 20.11.1997
- Закирова С. А. Проблемы правового регулирования института усыновления // Ростов-на-Дону, Гуманитарные и социальные науки. № 6. 2015. С. 180–194.
- Фомичева К. М. Проблемы правового регулирования усыновления // М., Молодой ученый. № 22(208). 2018. С. 265–267.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» от 20.08.2012 № 623 // Российская газета, N 200, 31.08.2012
- ОКУ «Центр сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [HTML] (https://kursk.ru/region/control/page-89536/)
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» от 29.03.2000 № 275 // Российская газета, N 72, 13.04.2000
- Постановление Администрации Курской области «Об утверждении правил назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям при усыновлении (удочерении) второго, третьего и каждого последующего ребенка и Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям при рождении второго ребенка» от 25.08.2021 № 892-ПА // Сайт официального опубликования правовых актов, 31.08.2021
- Закон Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области» от 10.12.2008 № 108-ЗКО // Курск. N 222, 17.12.2008
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» от 20.04.2006 № 8
- Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 № 272-ФЗ // Российская газета, N 295, 29.12.2012
- Как изменил жизнь сирот «закон Димы Яковлева». Расследование РБК [HTML] (https://www.rbc.ru/investigation/society/17/01/2017/585802559a794798dcb9e688)
- Явич Л. С. Система советского права и систематизация законодательства (тезисы сообщения) // М., Научная сессия, посвященная теоретическим вопросам систематизации советского законодательства. Тезисы докладов и сообщений. 1961. С. 26–29.
- Бессонов В. А. Принципы усыновления детей в российском семейном праве // Нижний Новгород, Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. С. 93–95.
- Илюхина В. А. Классификация принципов семейного права России // Нижний Новгород, Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. № 1(57). 2022. С. 44–51.
- Гутник С. И., Сугоняк А. В. Требования принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка, подлежащие выполнению при усыновлении (удочерении) // Красноярск, The Newman in Foreign policy. № 53(97). 2020. С. 41–43.