Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Институт приемной семьи: актуальные проблемы

Научный руководитель
Юриспруденция
16.11.2025
14
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты правового регулирования института приемной семьи. При этом выявлены актуальные проблемы института приемной семьи и сформулированы возможные пути их решения. В частности, рассмотрены некоторые подходы к определению понятия «приемная семья», особенности решения вопроса передачи приемным родителям детей, оставшихся без попечения биологических родителей, в том числе проблема содержания программы подготовки потенциальных приемных родителей. На основании рассмотренных проблем предложены возможные пути решения выявленных проблем.
Библиографическое описание
Коржакова, Д. Д. Институт приемной семьи: актуальные проблемы / Д. Д. Коржакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 226-230. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130229.


Защита прав детей является важным ориентиром государственной политики России. Это подтверждается тем, что данная сфера отношений регламентирована как положениями Конституции РФ, так и иными нормативными правовыми актами. Например, в соответствии с частью 4 статьи 67.1 Конституции РФ, государство обязано создавать благоприятные условия для развития детей [1].

Естественно, в большинстве случаев воспитанием и обеспечением всем необходимым детей занимаются родители, однако государство взяло на себя обязательства защиты прав и интересов детей в тех случаях, когда это необходимо. Ведь многие несовершеннолетние не имеют возможности жить в нормальных условиях, получать образование. В связи с этим, законодателем регламентированы определенные способы и формы реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей. Важнейшей такой формой является институт приемной семьи.

Актуальность исследования правовых проблем института приемной семьи определяется тем, что в Российской Федерации защита и реализация прав детей является приоритетным направлением государственной политики. При этом дети, оставшиеся без попечения биологических родителей, нуждаются в особой защите, так как самостоятельно не способы отстаивать свои права. Более того, в данном случае от эффективности механизма защиты и реализации прав детей всецело зависит уровень развития несовершеннолетних.

Вместе с тем, на официальном сайте Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка отмечено, что в 2024 году в России было 340 055 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2]. При этом на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации указано, что на конец 2024 года в приемную семью было устроено 307 205 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3]. Соответственно, более 90 % таких детей воспитывается в приемной семье. В свою очередь, из статистики, содержащейся на официальном сайте Правительства Ростовской области, следует, что в данном субъекте России в приемных семьях воспитывается и вовсе более 94 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4].

Таким образом, приемная семья является наиболее распространенной формой устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения биологических родителей. Данное обстоятельство позволяет заключить об исключительной актуальности повышения эффективности правового регулирования института приемной семьи.

Рассматривая проблемы правового регулирования института приемной семьи, необходимо, прежде всего, проанализировать основные подходы к определению понятия «приемная семья». Необходимость этого определяется тем, что в научной литературе существуют различные подходы к определению данного понятия.

Например, по мнению Т. В. Тетериной, приемную семью следует рассматривать в качестве гибридной формы устройства детей, включающей в себя отличительные признаки опеки и усыновления (удочерения) [5, с. 33–34]. В свою очередь, Е. О. Ананьева полагает, что приемную семью можно определить как платную форму опеки (попечительства), осуществляемой на основании заключения договора [6, с. 15–17].

Данные понятия являются достаточно удачными и лаконичными. Думается, приемную семью следует рассматривать как один из институтов семейного права, который отличается существенными особенностями, не позволяющими приравнивать его к опеке (попечительству) или усыновлению (удочерению).

Вместе с тем, логика названных авторов понятна. Так, в пункте 1 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — СК РФ) определено, что приемная семья — это опека (попечительство), осуществляемое на основании договора, заключенного между приемным родителем и органом опеки и попечительства. Следует отметить, что заключаемый приемным родителем и органом опеки и попечительства договор является срочным [7].

Однако существует и более детальное определение рассматриваемого понятия через рассмотрение правового статуса приемного родителя. Так, в пункте 4 Постановления правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» определено, что приемный родитель — это законный представитель ребенка, который принят на воспитание [8]. В соответствии с этим, приемный родитель без наделения тех или иных особых полномочий правомочен защищать права и интересы несовершеннолетнего ребенка во всех отношениях.

Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к определению рассматриваемого понятия, видится целесообразным основываться на легальных определениях, определенных положениями рассмотренных правовых документов. Соответственно, приемная семья — это особая форма устройства в семью ребенка, который утратил связь с биологическими родителями, направленная на обеспечения благоприятных условий для его развития и социализации.

Далее следует рассмотреть порядок заключения договора о приемной семье. Так, далеко не каждый человек может заключить договор о приемной семье. Это связано с тем, что к кандидатам предъявляются определенные требования. При этом в статье 146 СК РФ определены конкретные обстоятельства, при наличии которых заключение с соответствующим лицом такого договора невозможно. Наряду с указанными критериями, существенное значение имеет и совокупность индивидуальных личностных качеств кандидата в приемные родители. При этом тщательно анализируется способность такого лица обеспечить ребенку необходимо условия.

Как отмечает Т. В. Тетерина, в рамках решения вопроса о заключении договора с приемным родителем, ключевое значение имеет то, насколько это соответствует интересам ребенка. Речь идет о том, сможет ли ребенок в приемной семье воспитываться, развиваться как личность, правильно социализироваться. Однако органы опеки и попечительства в обязательном порядке должны исходить из первостепенности обеспечения безопасности ребенка и нивелированию рисков отрицательного влияния со стороны лица, претендующего на заключение договора о приемной семье.

Важным условием для лица, претендующего на заключение договора о приемной семье, является и его психологическая зрелость. Речь идет о том, что такое лицо должно быть способно без затруднений успешно контактировать с приемным ребенком. Данное требование имеет важное значение и связано с тем, что воспитание ребенка в приемной семье подразумевает не только то, что его нужно обеспечивать жильем, едой и одеждой. Кроме того, приемный родитель должен сформировать четкую психологическую связь с ребенком, вызывать у него доверие и симпатию.

В случае несоответствия лица, претендующего на заключение рассматриваемого договора, существенно повышаются риски негативного влияния на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Так, в случае отсутствия психологического контакта ребенок будет испытывать постоянное напряжение, недоверие и стресс. Очевидно, это может нанести вред здоровью ребенка. Как итог, в таких условиях приемный родитель не сможет реализовать основную функцию приемной семьи — сформировать физически и духовно здоровую и развитую личность [9, с. 22–25].

В пункте 6 статьи 127 СК РФ определено, что лица, желающие принять на воспитание ребенка, должны пройти подготовку по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Росси. Данная программа направлена непосредственно на психолого-педагогическую и правовую подготовку таких лиц. Важно отметить, что указанная программа утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623 [10].

Однако данная программа утверждена в 2012 году. В современное время некоторые ученые считают, что ее содержание не в полной мере соответствует современным реалиям. Например, С. В. Доржиева выделяет четыре основных проблемных вопроса в данной сфере [11, с. 208]. Во-первых, программа не предполагает обучение будущих приемных родителей. Это приводит к тому, что они не осознают потенциальные трудности, что существенно усложняет взаимопонимание в приемной семье. Во-вторых, отмечается, что зачастую будущие приемные родители не обладают начальными родительскими компетенциями, включая родительский опыт, устойчивую мотивацию к воспитанию ребенка. В-третьих, зачастую ожидания приемных родителей и объективная реальность не совпадают. Главная причина этого заключается в стереотипном мышлении и не понимании специфики воспитания приемных детей. В-четвертых, приемные родители порой не справляются с эмоциональными трудностями, что оказывает негативное влияние на психологический климат в приемной семье.

Следует согласиться с данным подходом. Для решения указанной проблемы важно при подготовке будущих приемных родителей акцентировать внимание на психических и иных особенностях приемного ребенка, многие из которых уже столкнулись с существенными трудностями, затрудняющими их нормальное развитие.

В качестве примера из судебной практики проанализируем Решение Луховицкого районного суда Московской области от 29 января 2020 г. по делу № 2А-87/2020. Так, истцы обратились в суд для того, чтобы оспорить невозможность стать приемными родителями. В обосновании своего иска истцы привели довод о том, что они уже являются приемными родителями троих детей, но желают принять в свою семью еще ребенка. В связи с этим, они обратились в орган опеки и попечительства, однако им было отказано в принятии в семью других детей.

Судом было отказано в удовлетворении иска. Так, суд исходил из того, что истец злоупотреблял спиртными напитками и несколько раз привлекался к административной ответственности на этой почве. При этом до этого такого за истцом не наблюдалось. Кроме того, суд учел то, что, со слов представителей детского сада, в который ходила приемная дочь истцов, они не посещали родительские собрание и другие мероприятия.

Наряду с этим, представители детского сада пояснили, что истица, общаясь со своей приемной дочерью, была замечена в использовании оскорбительных слов и грубого тона разговора. При этом такое поведение истицы обосновывается тем, что приемная дочь что-то не умеет или не знает. Соответственно, истица не наладила эмоциональный контакт с приемной дочерью, а также даже не стремится к этому. В результате такого поведения истцов приемная дочь боялась свою приемную мать, в связи с чем испытывала определенные трудности контакта с другими взрослыми людьми и своими сверстниками. Более того, истцы отказались от предложения обращения в специализированный центр для работы с психологами с целью повышения их навыков воспитания с детьми, обращения с ними. На основании этого суд отказал в удовлетворении иска [12].

Далее следует отметить, что многие дети, которые остались без попечения родителей, испытывали различные жизненные трудности, терпели негативное влияние и отношение. Поэтому умение приемных родителей контактировать и общаться с приемными детьми имеет ключевое значение. Если у потенциальных приемных родителей отсутствуют знания и навыки общения с детьми, их воспитания и развития, то невозможен и близкий эмоциональный контакт с приемными детьми. Кроме того, невозможно построить доверительные отношения, что со временем негативно скажется на здоровье приемных детей. Соответственно, в таких условиях станет невозможным реализовать основную функцию приемной семьи.

В связи с этим, законодателем предусмотрена необходимость обязательного прохождения специальной подготовки лицами, которые хотят принять в семью приемного ребенка. Порядок и содержание данной программы регламентирован Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 года № 623. Однако, по мнению некоторых ученых, усвоение данной программы является недостаточным для того, чтобы обеспечивать приемным детям необходимые условия для их развития, воспитания. Данный факт, к тому же, подтверждается рассмотренным примером из судебной практики.

Причины недостаточности такой подготовки заключаются в том, что в рамках прохождения программы не уделяется достаточно внимания изучению специфики психологии детей. Думается, это является наиболее важным для потенциальных приемных родителей. Другой проблемой является то, что содержание данной программы характеризуется преимущественно теоретической направленностью. Думается, в рамках прохождения специализированной подготовки потенциальных приемных родителей преимущественное внимание должно уделяться не рассмотрению многочисленных терминов, понятий и правовых норм. Это, скорее, должно быть вводной частью. При этом преимущественное внимание требуется уделять обучению методике воспитания и развития детей, налаживанию с ними доверительных отношений, поддержанию положительного психологического климата в семье.

В содержательной части определены проблемы в сфере института приемной семьи. Учитывая значимость приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их решение является весьма значимым.

В ходе исследования было установлено, что в практической деятельности встречаются случаи, когда потенциальные родители желают взять в семью ребенка, однако им не всегда предоставляется такая возможность. Причины, по которым потенциальным приемным родителям может быть отказано, рассмотрены ранее. Одной из ключевых причин принятия отрицательного решения в данном случае является то, что потенциальные приемные родители не обладают необходимой психологической подготовкой. Очевидно, в таких случаях такие лица не будут способны в полной мере обеспечить развитие и социализацию ребенка.

В таких ситуациях очевидна необходимость принятия органами опеки и попечительства отрицательного решения. При этом видится целесообразным внесение изменений в действующее законодательство в части возложения на приемных родителей прохождения дополнительной подготовки в случаях, если органами опеки и попечительства либо иными государственными органами, представителями общественности выявлен факт неподобающего поведения. Речь идет о тех случаях, когда поведение и модель взаимодействия приемных родителей с ребенком напрямую затрагивает права ребенка.

С другой стороны, для минимизации таких ситуаций необходимо также усовершенствовать программу первоначальной подготовки потенциальных приемных родителей. Так, видится целесообразным смещение приоритета с рассмотрения теоретических аспектов воспитания на практические вопросы, что обеспечит более эффективное развитие и социализацию детей. В ходе этого положительное влияние может оказать изучение негативных примеров, связанных с негативным влиянием на детей из-за отсутствия психологического контакта с приемными детьми и иными значимыми аспектами воспитания и развития детей в приемной семье. Теоретическую часть также необходимо видоизменить с уклоном на изучение специфики психологии детей разного возраста.

Таким образом, приемная семья является важнейшей формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельным институтом семейного права. От эффективности правового регулирования института приемной семьи и практической реализации соответствующих правовых норм напрямую зависит степень воспитания и развития детей, которые лишены возможности жить с родными родителями.

Для совершенствования правового регулирования института приемной семьи видится целесообразным следующее:

  1. Внести изменения в Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623, а именно уменьшить теоретическую составляющую программы и ввести в нее практико-ориентированные занятия, позволяющие обучить будущих приемных родителей навыком решения проблем при воспитании приемных детей, которые потенциально могут возникнуть;
  2. Пункт 6 статьи 127 СК РФ дополнить абзацем: «В случае установления факта неисполнения либо ненадлежащего исполнения приемными родителями возложенных на них обязанностей, осуществляется обязательная дополнительная подготовка;
  3. Разработать программу обязательной дополнительной подготовки, которая должна проводиться с привлечением психологов и иных специалистов в целях формирования у приемных родителей необходимых знаний и навыков.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144.
  2. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: официальный сайт. — URL: https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535. (дата обращения: 11.10.2025).
  3. Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. — URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans. (дата обращения: 10.10.2025).
  4. Правительство Ростовской области: официальный сайт. — URL: https://www.donland.ru/news/23162/ (дата обращения: 10.10.2025).
  5. Тетерина Т. В. Содержание договора о приемной семье: отдельные аспекты / Т. В. Тетерина // Экономика, социология и право. 2019. № 2. С. 33–34.
  6. Ананьева Е. О. Договор о приемной семье: проблемы законодательного регулирования / Е. О. Ананьева // Юридический мир. 2020. № 7. С. 15–17.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1 Ст.16.
  8. Постановление правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Российская газета. 27 мая 2009 года. № 94.
  9. Явон С. В. Взаимоотношения в приемных семьях: проблема привязанности / С. В. Явон, М. В. Башкирова // Технологизация социо-экономической сферы. 2024. Т. 2. № 2 (3). С. 22–25.
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Российская газета от 31 августа 2012 г. № 200.
  11. Доржиева С. В. Приемная семья: прошлое, настоящее, будущее: монография / С. В. Доржиева, А. Н. Левушкин. — Москва: Издательство «Проспект», 2025. — 208 с.
  12. Решение Луховицкого районного суда Московской области от 29 января 2020 г. по делу № 2А-87/2020: официальный сайт. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/roXWoOksh0rQ/. (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
  14. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
  15. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С. А. Аникиева» // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 февраля 2014 г. № 7. Ст. 735.
  16. Митцукова Г. А. Экономико-правовые основы приемной семьи в Российской Федерации / Г. А. Митцукова, Т. В. Шалаумова // Право и государство: теория и практика. 2024. № 10 (238). С. 376–378.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 226-230):
Часть 4 (стр. 221-287)
Расположение в файле:
стр. 221стр. 226-230стр. 287

Молодой учёный