Особенности правового регулирования воспитательной деятельности в замещающей семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 2020 раз

Библиографическое описание:

Матвеев, П. А. Особенности правового регулирования воспитательной деятельности в замещающей семье / П. А. Матвеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 238-246. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1646/ (дата обращения: 17.12.2024).

Возникновение прав и обязанностей по воспитанию и содержанию детей связано не только с их происхождением от определенных лиц. Эти права и обязанности в случаях и в порядке, предусмотренных законом, могут быть доверены и другим лицам, которые изъявят желание принять их на себя.

Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком, а при их отсутствии, независимо от причины, ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. В этих случаях отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, и вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку нет состава семейного правонарушения. Кроме объективных причин утраты родительского попечения, существуют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими средствами и др.), но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок нуждается в правовой защите [1, с. 51-52].

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства: 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, то есть дети-сироты при живых родителях [2, с. 143-149].

Поэтому и государство, и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде. Основой решения данной проблемы является юридическое закрепление системы мер, правовых гарантий, направленных на оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение их прав [3, с. 116].

Стоит отметить, что применительно к воспитательной функции семьи в Семейном кодексе Российской Федерации (далее – СК РФ) говорится и о других (помимо родителей) членах семьи. Это дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники (ст. 55, 93, 94, 95), отчим и мачеха (ст. 97), фактический воспитатель (ст. 96). Однако права и обязанности этих лиц по отношению к детям (братьям и сестрам, внукам, пасынкам и падчерицам, фактическим воспитанникам) не определены с достаточной полнотой. За ребенком закреплено право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55), а также право на получение в судебном порядке (при определенных условиях) алиментов от трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, от бабушки и дедушки (ст. 93, 94 СК РФ). Нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи, фактические воспитатели, отчим и мачеха вправе требовать соответственно от трудоспособных совершеннолетних воспитанников предоставления содержания в судебном порядке. При этом оговаривается, что суд вправе освободить фактических воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, либо содержали и воспитывали их ненадлежащим образом (ст. 96). Аналогичное правило предусмотрено и в отношении отчима и мачехи (ст. 97).

Следовательно, можно сделать вывод, что семейное законодательство исходит из возможности выполнения основных родительских обязанностей - по воспитанию и содержанию детей - в отсутствие или наряду с родителями другими членами семьи без специального юридического признания их лицами, заменяющими родителей. Более того, законодателем признаются ситуации, при которых такие лица могут удерживать ребенка у себя на основании закона или судебного решения и вопреки желанию его родителей. Это явствует из п. 1 ст. 68 СК РФ, согласно которой при рассмотрении требований родителей о возврате ребенка от любого лица суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает его интересам. При этом суд может передать ребенка на попечение органа опеки и попечительства лишь при условии, если установит, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие (п. 2 ст. 68 СК РФ).

Таким образом, понятие лиц, заменяющих родителей, в широком его значении может охватывать любого из перечисленных выше членов семьи (включая фактических воспитателей), которые фактически занимаются воспитанием, развитием и содержанием детей, лишенных попечения родителей. Однако закон не возлагает на этих лиц обязанностей по воспитанию детей, защите их интересов, не предоставляет им прав, установленных для граждан, имеющих детей.

Согласно СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ (п. 2 ст. 54). Для более полного обеспечения названного права ребенка семейное законодательство вводит наряду с традиционными институтами усыновления и опеки (попечительства) также институт приемной семьи. Другими словами, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. Лишь при отсутствии возможности поместить детей в семью они передаются на воспитание в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Таким образом, государственная социальная политика ориентирована на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), как это имело место прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности.

Понадобилось более 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, стала понемногу воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов…».

Не случайно семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить значительные средства на их содержание), но, прежде всего, отвечает интересам самих детей. Поскольку семья является естественной средой обитания ребенка, при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки устройства его именно в семью [3, с. 117].

В семейном законодательстве РФ достаточно подробно регламентированы институты, имеющие своей целью охрану интересов несовершеннолетних детей. При этом институты, обеспечивающие защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, предусматривающие их передачу на усыновление, под опеку или в приемные семьи, занимают в семейном праве особое место. В субъектах РФ активно развиваются новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приняты специальные законы [4].

Замещающая семья - это форма семейного устройства детей вне кровнородственной семьи. Как уже было указано выше, таких форм законодательством предусмотрено три. Рассмотрим их по порядку.

Усыновление – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью усыновителей, при этом усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а также усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению, то есть к членам кровнородственной семьи. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела об усыновлении рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства, оно подлежит регистрации в органах ЗАГС, и его тайна охраняется законом.

Усыновление представляет собой эффективную форму нормализации условий жизни и воспитания детей, лишившихся родительского попечения, так как она создает для них нормальные условия жизни и воспитания, они обретают семью. В свою очередь усыновители реализуют присущие им родительские чувства, которые они по каким-то причинам не могли удовлетворить рождением и воспитанием собственных детей [5, с. 36].

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних, и чем младше усыновляемые по возрасту, тем быстрее и безболезненнее проходит процесс адаптации в новой семье.

Согласно ст. 124 СК РФ, усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Замечено, что в первые месяцы пребывания в семье дети, усыновленные из детских учреждений, удивительно быстро развиваются; одновременно с формированием чувства уверенности и развитием межличностных отношений значительно улучшается их речь, расширяется кругозор [6, с. 155]. Практически это означает, что семья является уникальной социальной общностью, в наибольшей степени приспособленной к биопсихическим особенностям человека, где при благоприятно складывающихся отношениях реализуются все его потребности [7].

По нашему мнению, применительно к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в наибольшей степени эти потребности могут быть реализованы именно посредством института усыновления, условия которого, в том числе правовые, максимально приближены к условиям кровнородственной семьи.

Вместе с тем, правовое регулирование института усыновления нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Это имеет прямое отношение к вопросу эффективного осуществления воспитательной функции семьей усыновителя.

В части совершенствования законодательства об усыновлении В.А. Бочаров в своей статье «Основные тенденции совершенствования законодательства об усыновлении» [3, с. 116-120] предлагает ряд мер, которые, хотя и носят во многом дискуссионный характер, представляют определенный интерес. Кратко остановимся на тех из них, которые, по нашему мнению, имеют отношение к осуществлению усыновителями их воспитательных функций.

В частности, предлагается пересмотреть положение, касающееся возможности быть усыновителями такой категории лиц, как имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан. Думается, что любое лицо, имеющее судимость, независимо от того, какое умышленное преступление им было совершено, не может быть усыновителем.

Мы склонны согласиться с данной точкой зрения, так как кандидатура усыновителя, его личностные качества, правовая благонадежность являются факторами, непосредственно влияющими на возможность выполнения им воспитательной функции.

Итак, в отношении лиц, имеющих право быть усыновителями, ст. 127 СК РФ устанавливает ряд ограничений. Так, согласно закону, не могут быть усыновителями:

- лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

- лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

- лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум;

- лица, не имеющие постоянного места жительства;

- лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

- лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Действительно, представляется необоснованным законодательное ограничение права быть усыновителем только в отношении тех лиц, которые совершили преступление против жизни и здоровья. В соответствии с данной нормой, могут быть усыновителями те лица, которые имеют судимость за иные преступления, не относящиеся к преступлениям против жизни и здоровья, в том числе тяжкие и особо тяжкие. Такой подход представляется в корне неверным, так как, по нашему мнению, любой преступник, вне зависимости от категории совершенного им преступления, не должен иметь право на усыновление. Речь идет о выполнении воспитательной функции в отношении ребенка, который и так попал в трудную жизненную ситуацию, поэтому к кандидатуре усыновителя в этом случае следует подходить весьма избирательно. Люди, которые изъявили желание взять на себя эту нелегкую функцию, не должны вызывать никаких сомнений и обладать соответствующей безоговорочно положительной репутацией.

В просьбе об усыновлении может и должно быть отказано еще и потому, что человек по своим личностным качествам и поведению не сумеет создать нормальные условия воспитания (например, он болезненно скуп, жесток, эгоистичен и т.п.). В качестве основания для отказа в усыновлении следует также считать отсутствие профессии, постоянной работы, негативное отношение к общественно-полезному труду.

В работе К.Е. Игошева и Г.М. Миньковского «Семья, дети, школа» в этой связи приводится следующий наглядный пример, демонстрирующий всю важность данного вопроса. Жители приволжского города – муж и жена М. – высококвалифицированный рабочий и врач – выбрали в детском доме мальчика и девочку для усыновления. Оно было оформлено, хотя супруги не располагали к этому времени жилой площадью, на которой можно было жить вчетвером, не говоря уже о нормальных условиях для детей (у М. была всего одна комната). Дети были пристроены у родственников М., а они сами, ссылаясь на увеличившийся состав семьи и свой благородный поступок, в считанные месяцы получили большую квартиру. И почти сразу отношение названных родителей к детям изменилось. Дети жили неухоженные и впроголодь, М. обращались с ними так, что мальчик шесть раз бежал из дома. Не щадя достоинство и будущее детей, М. сообщали, что их кровные родители – преступники, а сами дети – психически больные, с сексуальной патологией (экспертиза опровергла такие высказывания). Ясно, что терпение органов опеки и попечительства иссякло – к сожалению, позже, чем надо. Усыновление было аннулировано судом с сохранением за детьми права на жилую площадь.

Описанный случай, хотя и имел место в советское время, тем не менее, не потерял актуальности и сегодня. Многие недобросовестные усыновители и опекуны часто пытаются решить свои материальные проблемы за счет детей. По этой причине ст. 127 СК РФ и закрепила в числе критериев для отбора кандидатов на усыновление необходимый уровень дохода и обеспеченность жилой площадью, отвечающей необходимым требованиям.

Таким образом, лицо должно не только желать, но и быть в состоянии воспитывать ребенка и заботиться о нем, создавать для него нормальные материально-бытовые условия.

Говоря о ст. 127 СК РФ хотелось бы также упомянуть пункт 3 данной статьи, согласно которой при наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка, при условии их дееспособности и с учетом интересов усыновляемого ребенка. По нашему мнению, данное положение не в полной мере соответствует защите прав усыновляемого. Во внимание должно приниматься не только наличие дееспособности у родственников ребенка, но и ряд иных весьма важных обстоятельств, перечисленных в пункте 1 той же статьи. К таким обстоятельствам следует отнести лишение ранее родственников ребенка родительских прав в отношении их собственных детей, состояние здоровья, не позволяющее осуществлять воспитание, отсутствие постоянного источника дохода, постоянного места жительства, опять же наличие судимости. При наличии одного или нескольких из перечисленных обстоятельств родственники усыновляемого не только не должны иметь преимуществ при усыновлении, но и вообще не должны иметь такого права. На наш взгляд, это в полной мере соответствует интересам ребенка.

Другой немаловажный аспект, который остался не затронутым в ст. 127 СК РФ, связан с тем, кому следует отдавать предпочтение, если одного и того же ребенка хотят усыновить разные семьи, не имеющие с ним родственных связей. По нашему мнению, в этом случае при прочих равных условиях приоритет должна иметь семья, имеющая больший опыт в воспитании детей (конечно, если этот опыт положительный). Материальный аспект ни в коем случае не должен играть определяющую роль, хотя, несомненно, может учитываться.

Далее предлагается разрешать лицам, проживающим совместно без регистрации брака, усыновлять детей, но при установлении в суде следующих обстоятельств: отношения между этими лицами должны характеризоваться как семейные; длительность совместного проживания должна быть не менее пяти лет; они должны обладать высоким уровнем личных нравственных качеств. Что касается пятилетнего срока совместного проживания потенциальных усыновителей, то такой срок не только свидетельствует о стабильности отношений между ними, но и является оптимальным для выполнения функций усыновителей.

Данное предложение вызывает у нас некоторые сомнения. Если лица проживают совместно без официальной регистрации брака, значит этому есть определенные причины, чаще всего сомнения по поводу перспективы создания полноценной семьи. Согласно действующему семейному законодательству, действительным признается только тот брак, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния. Следовательно, совместно проживающие лица, не зарегистрированные в установленном законом порядке, юридически не могут рассматриваться как семья со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. В соответствии с нормами главы 19 («Усыновление (удочерение) детей») СК РФ, усыновителем может быть либо семья, либо определенное лицо. Поэтому усыновить ребенка по закону имеет право только одно лицо из двух, проживающих совместно без регистрации брака. Мы считаем данное ограничение вполне обоснованным.

Что касается предлагаемого пятилетнего срока совместного проживания, то с практической точки зрения это представляется весьма проблематичным. Как в судебном порядке определить этот срок? Ведь факт совместного проживания лиц с какого-то определенного времени в данном случае документально нигде не зарегистрирован. Это может послужить почвой для различного рода злоупотреблений. К тому же, по мнению диссертанта, мы не должны стремиться в нормотворческом процессе к тому, чтобы в максимальной степени уравнять в правовом отношении зарегистрированных супругов и лиц, проживающих совместно без регистрации брака. Необходимо создавать дополнительные стимулы для молодых пар регистрировать свой брак.

Также В.А. Бочаров предлагает упростить процедуру усыновления несовершеннолетних детей отчимами и мачехами. Статистика свидетельствует, что в масштабах страны доля усыновления пасынков и падчериц отчимами (мачехами) в общем числе усыновлений составляет каждые три из пяти случаев [8, с. 44]. При безусловной необходимости государственного контроля все же представляется, что применительно к рассматриваемой категории дел процедура могла бы быть упрощена.

Мы согласны с данным предложением, так как оно действительно соответствует интересам усыновляемого ребенка, тем более что он уже к моменту усыновления находится и воспитывается в определенной семье и, следовательно, нет проблемы выбора формы его устройства. Если мы говорим о замещающей семье, то семью, где один из супругов является для ребенка родителем по крови, нельзя назвать замещающей. Такую семью скорее следует считать кровнородственной.

Таким образом, на сегодняшний день приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, по­жизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

Наконец, усыновление (удочерение) - это «такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей».

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновле­ние (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невос­требованными и продолжают жить в детских домах либо усыновля­ются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию [9].

Вместе с тем, институт усыновления, несомненно, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. На наш взгляд, главным образом это касается правового регулирования процедуры отбора кандидатов на роль усыновителей.

Следующей формой устройства детей на воспитание, закрепленной в СК РФ, является опека и попечительство, которая предполагает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. При этом опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Следует различать органы опеки и попечительства и лиц, осуществляющих опеку или попечительство непосредственно. Детям, воспитание которых полностью осуществляется в детском доме или другом интернатском учреждении, опекуны и попечители не назначаются, так как данные обязанности несет администрация соответствующего учреждения. Согласно ст. 6 Федерального Закона «Об опеке и попечительстве», органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. Основными законами, регламентирующими вопросы опеки и попечительства, являются СК РФ и упомянутый выше Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».  

Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным при­чинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:

- воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 145 СК РФ; п. 1 ст. 31 ГК РФ).

Опекун (попечитель) является законным представителем ребенка (детей), переданного ему на воспитание, и выступает в защиту его прав и интересов без специальных полномочий. Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. Если опекун (попечитель) не выполняет свои опекунские обязанности, то орган опеки и попечительства отстраняет его (п. 3 ст. 39 ГК РФ). А если неисполнение опекунских обязанностей связано с жестоким обращением с ребенком, то опекун может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ).

Статья 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.

Между тем далее, определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), ГК РФ меняет подход к роли этих лиц и фактически возлагает на их плечи все бремя забот о подопечном - о питании, содержании, медицинском уходе, воспитании (для несовершеннолетних). Увеличивают это бремя и положения о возмещении вреда, причиненного подопечными, закрепленные в статьях 1073, 1074, 1076 ГК РФ. Такой характер статуса опекуна (попечителя) позволяет назвать опеку и попечительство формой устройства физических лиц.

В действительности, именно такие отношения фактически и складываются при установлении опеки и попечительства. Именно такой термин может быть справедливо употреблен по отношению ко всем видам опеки, как употребляет его СК РФ в ст. 123 по отношению к различным способам определения судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Понятие «устройство» может быть истолковано в самом общем смысле как закрепление за подопечным физического лица, обязанного совершать те или иные действия. Отметим, что на практике «устройство» - это еще и размещение указанных лиц в одном жилом помещении (как правило, подопечный проживает в жилом помещении опекуна или попечителя, реже - наоборот). Как правило, надлежащее исполнение возложенных на опекуна (попечителя) обязанностей возможно только при совместном проживании с подопечным [10, с. 536].

Юридическая природа опекунских прав и обязанностей всегда едина, независимо от того, каким образом в каждом конкретном случае был произведен выбор опекуна. Опекун несовершеннолетнего во всех случаях является лицом, не только управомоченным представлять права и интересы ребенка, но и обязанным это делать. Кроме того, субъективные права и обязанности опекунов (попечителей) также неразделимы, как и родительские права и обязанности. Выступая от имени ребенка, опекун (попечитель) выражает свою волю. Однако не вызывает никаких сомнений, что критерием оценки правильности этой  воли всегда должны быть права и интересы ребенка.

Когда встает вопрос о выборе конкретного лица для осуществления обязанностей опекуна, должна приниматься во внимание воля несовершеннолетнего. В результате анализа норм ст. 145-150 СК РФ можно сделать вывод о том, что не допускается назначение опекуна (попечителя) в случае противоположности  интересов опекуна и подопечного. По мнению Н.С. Шерстневой, термин «противоположность» желательно ввести в СК РФ, тем более, когда речь идет о ребенке [11]. Статья 145 СК РФ достаточно четко указывает на то, что устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

СК РФ значительно расширил перечень лиц, исключенных из числа опекунов (попечителей). Исходя из формулировки ст. 146 СК РФ, этот перечень является исчерпывающим. По большому счету, при внимательном прочтении названной статьи можно сделать вывод, что ограничения, относящиеся к кандидатуре опекуна (попечителя) практически дублируют аналогичные ограничения, установленные по отношению к усыновителям.

Если опекунство (попечительство) устанавливаются в соответствии с договором на возмездной основе, то в этом случае уместно вести речь о таком правовом институте как приемная семья. Согласно нормам законодательства, приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемные родители являются профессиональными работниками и получают за выполнение своих обязанностей заработную плату.

Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие:

- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;

- лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями;

- труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

- воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

- приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями [12, с. 9].

На воспитание в приемную семью могут быть переданы:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

- дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими;

- дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов;

- дети, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (ст. 121 СК РФ; ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) [13].

Цель приемной семьи - создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется не совсем правильным [14, с. 69-79].

Приемная семья является возрожденной формой семейного вос­питания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечи­вает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием СК РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспи­татель получал определенное вознаграждение. После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного призна­ния и перестал существовать.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности [15, с. 53-59].

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают слож­ность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаи­моотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моде­лью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают суп­руги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает воз­можность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она форми­рует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной ста­бильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, преж­де всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть един­ственным источником их существования [9].

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует ре­шению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи пока не получили широкого распространения. Поэтому Минобразования России в Письме от 22 мая 2002 года «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа» отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового статуса. На примере этих семей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что успех или неуспех подобного начинания зависит от позитивного об­щественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации. В целом, можно отметить, что недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института [16, с. 158-159].

Подводя итоги, можно с уверенностью констатировать, что предпочтительность какой-либо из рассмотренных выше формы устройства определяется с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии, особенностей развития детей, специфики и возможностей охраны детства в детском учреждении или семье [17, с. 4].

Несомненно, общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Иметь родителей для ребенка означает безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру. Как справедливо заметил австрийский педагог Х. Райнпрехт, «хорошая супружеская пара является для ребенка источником ценностной ориентации, без родителей процесс поэтапного формирования личности затруднен» [18, с. 33-34].

Исследования в различных областях знаний (медицине, психологии, социологии) достаточно убедительно показывают, какую огромную роль в умственном, психическом, нравственном и физическом развитии личности играет родительская любовь и забота о ребенке [19, с. 9, 11]. Так, наблюдение за развитием маленьких детей в стенах детского учреждения позволило сделать вывод о том, что у них значительно больше возможностей для контактов, чем у тех, которые живут в семьях, но явно отсутствует способность к эмоциональному контакту с другими детьми [20, с. 102].

Это объясняется тем, что персонал часто относится к своим воспитанникам равнодушно и не проявляет к ним большого интереса как к личностям. Подобного рода обстоятельство «обезличивает» детей, они не могут надлежащим образом развивать свои способности к синтонии (то есть возможности различать эмоции), которая только вместе с чувством «созвучия» с ними других людей составляет двусторонний естественный эмоциональный контакт [3, с. 117-118].

Еще один серьезный вопрос, требующий, по нашему мнению, обсуждения и урегулирования именно на федеральном уровне, - организация патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Ни для кого не секрет, что в субъектах Российской Федерации эта форма устройства детей активно развивалась. Система патронатного воспитания в России складывалась как сотрудничество между семьей, принимающей на воспитание ребенка, и организацией (обычно это организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которая поддерживала и помогала и патронатным воспитателям и ребенку, помещенному в патронатную семью.

В настоящее время патронат (патронатное воспитание) в соответствии с СК РФ и Федеральным законом об опеке и попечительстве рассматривается как одна из форм опеки (попечительства), осуществляемая на основании договора. К гражданину, желающему стать патронатным воспитателем, предъявляются общие требования, установленные законодательством для опекунов, попечителей, приемных родителей, а к организациям, желающим предоставлять услуги по созданию и профессиональному сопровождению патронатных семей, – общие нормы, регулирующие порядок передачи организациям (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,) отдельных полномочий органов опеки и попечительства.

В результате такого подхода к пониманию патронатного воспитания организации, которые ранее предоставляли гражданам, желающим стать патронатными воспитателями, детям, оставшимся без попечения родителей, и патронатным семьям услуги по подготовке и сопровождению, теперь не имеют возможности обязать граждан, желающих стать патронатными воспитателями, проходить предварительную подготовку, психолого-педагогические тренинги. Отсутствует и правовая основа для наблюдения за создаваемой патронатной семьей, для предоставления такой семье услуг по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

Более того, несмотря на особую норму Федерального закона об опеке и попечительстве, согласно которой договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу, во многих регионах органы опеки и попечительства требуют от патронатных воспитателей открывать счета на имя своих несовершеннолетних воспитанников (для перечисления денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка в семье) и предоставлять отчеты по форме и в сроки, вновь установленные в законе  «Об опеке и попечительстве».

В результате все субъекты Российской Федерации, ранее развивавшие систему патронатного воспитания, с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» попали в сложную ситуацию, и значительная их часть вынуждена отказаться от патроната в пользу популяризации института приемной семьи, а наработанный опыт взаимодействия организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с патронатной семьей постепенно теряется.

Таким образом, для развития и сохранения института патронатного воспитания необходимо именно на федеральном уровне закрепить основные принципы и положения, регулирующие вопросы создания и деятельности патронатных семей, в том числе устанавливающие принципиальные отличия системы патронатного воспитания от иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Из четырех рассмотренных форм устройства детей на воспитание наиболее предпочтительными нам представляются усыновление и приемная семья. Усыновление является наиболее естественной формой, она максимально приближена к условиям в кровнородственной семье. На наш взгляд, применительно к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в наибольшей степени их потребности в воспитании могут быть реализованы именно посредством института усыновления.

Приемная семья также представляется перспективным институтом, который пока не получил широкого распространения. Вместе с тем, надо полагать, за ним большое будущее, так как приемные родители, получая за воспитание ребенка вознаграждение, заинтересованы в добросовестном исполнении своих обязанностей. Это становится для них чем-то вроде профессии, и в этом нет ничего отрицательного. На сегодняшний день материальная заинтересованность является одним из самых эффективных стимулов, поэтому воспитание детей за вознаграждение теми людьми, которые могут и хотят заниматься этим, сделать это своим основным занятием, может стать в будущем самой распространенной формой устройства.

 

Литература

1.                  Кобец В. Все лучшее – детям! Так ли на самом деле? // Права человека. Механизмы реализации. М., 1999.

2.                  Лазаренко А.М. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право и образование. - М., 2007, № 7.

3.                  Бочаров В.А. Основные тенденции совершенствования законодательства об усыновлении / Научный портал МВД России, №3, 2009.

4.                  Закон Белгородской области от 26 февраля 2004 г. «О семейном детском доме» // Материалы субъектов РФ. М., 2004.

5.                  Охрана прав несовершеннолетних. М., 1983.

6.                  Кузнецова И.М. Воспитание детей в неполной семье // Проблемы совершенствования законодательства: Сб. статей. М., 1980. Вып. 17.

7.                  Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии и методики. М., 1989.

8.                  Косова О. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы // Российская юстиция. 2001. № 2.

9.                  Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.usynovite.ru/consult/law/druzhinina/ (дата обращения: 05.05. 2010).

10.              Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб., 1999.

11.              Шерстнева Н.С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних. [Электронный ресурс]. URL: http://www.to-1.ru/articles/151/ (дата обращения: 05.05. 2010)

12.              Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Цветков В.А. - Омск, 2005.

13.              Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // «Российская газета» от 27 декабря 1996 г.

14.              Арутюнян Г.В. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения // Актуальные вопросы административного и финансового права. Сборник научных трудов. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2004.

15.              Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5.

16.              Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004.

17.              Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика. М., 2004.

18.              Райнпрехт Х. Воспитание без ограничений / Пер. Н. Брусковой // Защити меня. 2004. № 3.

19.              Иванов Н.В. Как в хорошей семье // Семья и школа. 1995. № 1.

20.              Семья и личность: психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы // Тезисы доклада всесоюзной конференции в г. Гродно. М., 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, попечение родителей, приемная семья, СК РФ, Семья, лицо, родитель, Воспитание, попечительство, родительское попечение.


Похожие статьи

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности

Педагогические особенности воспитания национальной гордости в образовательных учреждениях Республики Узбекистан

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов

Теоретические подходы к организации учебно-воспитательной деятельности школы по профилактике противоправного поведения учащейся молодежи

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Научно-методические основы формирования профессиональной культуры у учащихся

Особенности трудовой деятельности работников органов местного самоуправления в Российской Федерации

Состояние методического сопровождения управленческой деятельности в дошкольном учреждении

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Похожие статьи

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности

Педагогические особенности воспитания национальной гордости в образовательных учреждениях Республики Узбекистан

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов

Теоретические подходы к организации учебно-воспитательной деятельности школы по профилактике противоправного поведения учащейся молодежи

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Научно-методические основы формирования профессиональной культуры у учащихся

Особенности трудовой деятельности работников органов местного самоуправления в Российской Федерации

Состояние методического сопровождения управленческой деятельности в дошкольном учреждении

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Задать вопрос