Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 08.01.2019

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Капитонова, Е. В. Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой / Е. В. Капитонова, В. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55423/ (дата обращения: 16.12.2024).



Представлены итоги городского семинара по добровольческой деятельности, выявлены основные проблемы добровольческого движения на базах образовательных организаций. Приводятся результаты социологического исследования среди организаторов/координаторов в области добровольчества в г. Новый Уренгой.

Ключевые слова: добровольческая деятельность, добровольчество, добровольческое движение, семинар, некоммерческие организации, образовательная организация.

The results of the city seminar on volunteering are presented, the main problems of volunteer movement on the bases of educational organizations are identified. The results of a sociological survey among organizers / coordinators in the field of volunteering in Novy Urengoy are given.

Keywords: volunteering, volunteering, volunteering, seminar, non-profit organizations, educational organization.

Добровольчество — уникальный способ самовыражения личности, ее самореализации, саморазвития, формирования личной инициативы, гражданской ответственности, лидерских качеств. Добровольчество получило распространение среди всех возрастных групп и затрагивает все сферы деятельности человека. Добровольческие объединения организованы на базе социальных, образовательных, спортивных организаций, учреждений культуры и др., которые накопили достаточный опыт для представления его широкой общественности. Изучение деятельности волонтерских организаций представляется важным в контексте задач создания концептуальной основы развития добровольчества, как на уровне государства, так и на уроне отдельного муниципального образования.

Так, в рамках проведения в Российской Федерации Года добровольца (волонтера) с целью обобщения и распространения опыта современного добровольчества, стимулирования организаторов/координаторов в области добровольчества к активным действиям 13 декабря 2018 года на базе МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» г.Новый Уренгой проведен городской семинар «Развитие волонтерского движения, добровольчества: методы, технологии, успешные практики».

Семинар является одним из механизмов поддержки добровольческой деятельности и способствует повсеместному распространению практик участников добровольческой деятельности, формирования позитивной репутации наиболее успешных добровольческих объединений.

В семинаре приняли участие представители из 15 образовательных организаций города в лице заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, руководителей детских общественных объединений, классных руководителей и представители МБУ «Молодежный ресурсный центр».

Работа семинара показала, что в образовательных организациях уровень вовлеченности в волонтерское движение за последние годы вырос и остается высоким. Участники семинара отметили крайнюю важность распространения добровольческих практик в г. Новый Уренгой. Во многих образовательных организациях существуют волонтерские движения и добровольческие отряды. Работа волонтеров организована по следующим направлениям: профилактика здорового и безопасного образа жизни, работа с социально-незащищенными группами населения, досуговая и творческая деятельность, помощь животным и защита окружающей среды.

Необходимо отметить, что в организации добровольческой деятельности есть необходимость в комплексной подготовке волонтеров и совершенствовании механизмов взаимодействия и сотрудничества с органами власти, обществом, представителями бизнеса, организациями города. В этом отношении положительную роль могло бы сыграть создание обучающего волонтерского центра и взаимодействие с социально-ориентированными некоммерческими организациями, которые в ходе осуществления своей деятельности нередко обращаются в школы для налаживания партнёрских взаимоотношений. На 01.01.2019 количество некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в муниципальном образовании г. Новый Уренгой, составляет 125, среди которых общественные организации ветеранов (пенсионеров) Великой Отечественной войны и труда, общественные объединения инвалидов, политические партии, детские и молодежные общественные объединения, фонды, казачьи общества, спортивные и национально-культурные общественные объединения, религиозные объединения и др.

Кроме того, с целью изучения уровня удовлетворенности качеством реализации добровольческих мероприятий и акций, проводимых МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» на территории муниципального образования, среди участников семинара проведено исследование с использованием метода социологического опроса, который выступил в качестве сбора первичной информации, основанной на вербальном взаимодействии интервьюера и респондента, в форме анкеты. Всего было опрошено 16 человек.

Результаты анкетирования позволяют установить, что основными потребностями в области добровольчества среди опрошенных (рис.1) являются методические (обучение) (21 %), материальные (16 %) и информационные (16 %).

Рис. 1. Мнение респондентов об основных потребностях в области добровольчества

Большинство образовательных организаций, принимающих активное участие в добровольческой деятельности (рис.2), положительно (4,7 баллов по пятибалльной шкале) оценивают проводимые волонтерами МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» мероприятия и акции, подчеркивая хорошую организацию, привлечение младших школьников и родительской общественности.

Рис. 2. Участие в мероприятиях, акциях, проводимых МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба

На вопрос: «Оцените степень взаимодействия между организациями, занимающимися добровольчеством», респонденты отметили несколько проблем: отсутствие общего координатора, наличие конкуренции и ограниченное взаимодействие (отдаленность территории). По мнению опрошенных координация добровольческих организаций, функционирующих на базах образовательных организаций г. Новый Уренгой должна осуществляться, в равной степени, специально созданным организационным центром по обучению волонтеров, МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба», Добровольческим центром, специалистами ДО и специалистами по работе с молодежью, людьми, которые сами активно участвует в жизни образовательной организации, могут не только отдать свое время, но и душу.

Таким образом, проанализировав в целом работу семинара и результаты исследования, авторы в целях развития волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой приходят к мнению о необходимости:

‒ формирования и совершенствования механизмов взаимодействия и сотрудничества в рамках развития добровольческого движения с органами власти, обществом, представителями бизнеса, организациями города;

‒ развития системы подготовки и обучения волонтерских отрядов через создание специализированного центра;

‒ внедрения инновационных волонтерских проектов, добровольческих программ и мероприятий по воспитанию социальной активности среди детей и подростков;

‒ содействия развитию культуры добровольчества, формирование и укрепление традиции добровольчества;

‒ использования разнообразных методов и приемов вовлечения детей в социальную активность и способов пробуждения интереса к добровольной общественной деятельности.

Кроме того, обучающиеся, благодаря своему участию в волонтёрской деятельности, смогут лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки [1, С.8]. Это возможно, в том числе, во время учебного процесса, когда преподаватель на своих занятиях обращает внимание школьников на социально-значимые проблемы и подводит их к идее принять участие в их решении через реализацию проектов, которые они могли бы совместно разработать.

Участие в социально-ценной волонтёрской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. Наиболее эффективно в этом плане социально-педагогическое движение детей и молодежи, суть которого заключается в стремлении придать детско-юношеской инициативности и активности социально-позитивный характер и при этом не только решать задачи воспитания человека, способного воспринимать и присваивать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии с убеждениями, но и решать перспективную задачу формирования естественными, мягкими средствами будущих профессионалов и волонтёров социальной работы разной направленности. Дети и подростки, прошедшие через волонтёрские программы и мероприятия социально-педагогического характера, так или иначе, связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой, серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся значительно более творческими и деятельными.

Литература:

  1. Арсентьева Т. Н., Загладина Х. Т., Менников В. Е. Волонтерское (добровольческое) движение в общеобразовательной организации. — М.: Ассоциация волонтерских центров, 2016. — 65 с.
Основные термины (генерируются автоматически): добровольческая деятельность, Уренгой, область добровольчества, волонтерское движение, добровольческое движение, городской семинар, муниципальное образование, образовательная организация, орган власти, социальная активность.


Похожие статьи

Инновационный проект для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток»: механизмы и опыт реализации

Представлен опыт реализации инновационного проекта для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток» в г. Новый Уренгой.

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства в Белгородской области

В статье раскрывается система работы по организационно-методическому сопровождению конкурсного движения в Белгородской области.

Национальные проекты в формате социальной активности школ

С 3 по 7 декабря активисты добровольческих отрядов побывали на итоговом мероприятии Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы», который проводился Российским движением школьников. Конкурс был организован в рамках Национального проекта «Обр...

Взаимодействие с молодежными субкультурами Хабаровска через организацию культурных мероприятий

В статье рассмотрены различные виды субкультур и их особенности. Представлены результаты работы по организации досуга посредством взаимодействия с молодежными субкультурами Хабаровска. Проведена оценка конкурентных организаций на рынке досуга, выполн...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Похожие статьи

Инновационный проект для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток»: механизмы и опыт реализации

Представлен опыт реализации инновационного проекта для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток» в г. Новый Уренгой.

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства в Белгородской области

В статье раскрывается система работы по организационно-методическому сопровождению конкурсного движения в Белгородской области.

Национальные проекты в формате социальной активности школ

С 3 по 7 декабря активисты добровольческих отрядов побывали на итоговом мероприятии Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы», который проводился Российским движением школьников. Конкурс был организован в рамках Национального проекта «Обр...

Взаимодействие с молодежными субкультурами Хабаровска через организацию культурных мероприятий

В статье рассмотрены различные виды субкультур и их особенности. Представлены результаты работы по организации досуга посредством взаимодействия с молодежными субкультурами Хабаровска. Проведена оценка конкурентных организаций на рынке досуга, выполн...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Задать вопрос