Волонтерское движение студентов профессионального образования: социологический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Клименко, Я. В. Волонтерское движение студентов профессионального образования: социологический анализ / Я. В. Клименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53985/ (дата обращения: 21.11.2024).



Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры… Я познакомился с волонтёрским движением весной 2015 года, когда стал первый раз волонтером Победы. 9 мая 2015 года я работал на мероприятии, посвященном 70летию победы в Великой Отечественной Войне. Меня очень увлекла эта тема, я решил исследовать её шире. Изучить теоретические основы и практическую деятельность волонтёрского движения.

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста.

Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества.

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу.

Волонтёрство, волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

На сегодняшний день наиболее распространенные виды волонтерской деятельности следующие:

1) Работа с социально незащищенными группами населения. Добровольцы, выбравшие для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям, находящимся в доме для престарелых, сиротам в домах ребенка и детских домах.

2) Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков. В рамках данного направления осуществляются: репетиторство, проведение праздников, организация досуга и др.

3) Служба в больницах. В этом направление волонтер позволяет реализовать целостный подход к пациенту, дает им шанс ощутить свою жизнь полноценной.

4) Профилактика здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой реализации этой деятельности проводятся целенаправленные обучающие семинары, тренинги, антинаркотические акции. Также существует такая форма работы, как телефон «Доверия» – оказание консультации.

5) Работа, направленная на восстановление и сохранение памятников культуры и природы. Участие в такого рода деятельности не только позволяет оказать посильную помощь, но и познакомится и приобщиться культурному наследию.

6) Помощь животным и защита окружающей среды. Предполагает участие в различного рода акциях по привлечению общественности к данной проблеме.

7) Досуговая и творческая деятельность. Молодые люди, выбравшие для себя это направление имеют возможность приобщения к миру искусства. В данном направление волонтеры реализуются в конкретных проектах (проведение всевозможных мероприятий), а так же занимаются рекламой / пропагандой.

8) Интернет-добровольчество. В данной деятельности волонтеры создают и обеспечивают доступ к различным интернет – ресурсам и совместно изменяют его и дополняют; ярким примером является интернет энциклопедия Википедия.

Таким образом, можно сделать вывод, что волонтёр — человек, добровольно занимающийся за свой счет безвозмездной общественно полезной деятельностью. Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством как ответственность. Форм волонтерской деятельности много и каждый человек может найти себе занятие по душе. На сегодняшний день институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым ресурсом развития общества.

С целью изучения информированности молодежи о волонтерской деятельности и организациях в городе Хабаровск было проведено исследование. В исследовании приняли участие 158 молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет.

В процессе исследование был проведен опрос молодежи посредством очного анкетирования и заочного анкетирование с использованием сервиса Google – формы, молодых людей просили ответить на 10 вопросов авторской анкеты «Информированность молодежи о волонтерстве и волонтерских организациях в г. Хабаровск». Полученная информация была обработана и изучена при помощи анализа. Полученные данные проиллюстрированы в диаграммах.

Результаты опроса выявили что, только 19 % респондентов на вопрос «что такое добровольческая деятельность» ответили утвердительно и смогли дать определение данному понятию, наиболее часто встречающийся варианты были: добровольческая деятельность – это волонтерство, помощь людям и участие в проведении мероприятий. Большинство опрошенных либо затруднились ответить – 56%, либо ответили, что им неизвестно определение данного понятия – 25.

Из 158 опрошенных человек 43 % считают, что волонтером является человек готовый безвозмездно помогать людям, 32 % что это человек, которому не безразлична жизнь других, 24% считают, что это человек периодически участвующий в проведении каких-либо акций и мероприятий.

Результат опроса выявил желание 57 % респондентов участвовать в волонтерской деятельности и готовность вступить в волонтерские организации, 25 % ответили отрицательно, 18 % сомневаются в ответе. Это говорит о том, что среди молодежи есть группа людей, потенциально готовых помогать людям при определенном информировании и работе с ними.

Далее было выяснено, что, по мнению молодежи, препятствует участию в волонтерской деятельности. Большинство респондентов – 30% считают, что главное препятствие это отсутствие информации об организациях, которые занимаются волонтерской деятельностью, 28 % – отсутствие мотивации, 17% – нехватка времени, 11% -равнодушие к проблемам общества, 10 % – отсутствие должного отношения к деятельности волонтеров (Рисунок 2).

67% опрошенных не знают о существовании в г. Хабаровск волонтерских организаций. Только 33% респондентов знают и приводят в качестве примера благотворительные организации «Лучик» и «Капля добра», добровольческий отряд КГБ ПОУ 16.

Результат опроса выявил, что из 158 опрошенных человек только 11 % состоят в волонтерских организациях г. Хабаровск, 89% не принимают участие в волонтерской деятельности.

По результатам опроса видно, что только 9 % респондентов когда-либо видели информационные буклеты или другие средства информирования о волонтерской деятельности и организациях, 91 % опрошенных уверены, что не видели средств информирования о волонтерской деятельности.

В то же время 73 % респондентов отметили свою заинтересованность в существовании информационных буклетов о волонтерской деятельности и организациях, 27 % не видят в этом необходимости.

По мнению 27% респондентов волонтер должен обладать такими личностными качествами , как: доброта, отзывчивость, ответственность, сострадание.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы:

- подавляющее большинство опрошенной молодежи г. Хабаровск либо ничего не знает о добровольческой деятельности, либо имеет слабую осведомленность о данной деятельности.

-многие молодые люди хотели бы начать заниматься волонтерской деятельностью и вступить в волонтерские организации.

-отсутствие информации об волонтерстве и волонтерских организациях, отсутствие мотивации, нехватка свободного времени препятствует участие молодежи в волонтерской деятельности.

- молодые люди не знают о существовании волонтерских организаций, и лишь малая часть молодежи являются участниками таких организаций.

-подавляющее большинство не видели информационные буклеты или другие средства информирования о волонтерской деятельности и организациях, но молодежь выразила заинтересованность в существовании такой формы пропаганды волонтерства.

Исследование показало, что молодежь, в целом воспринимают волонтерство положительно, но недостаточно хорошо информирована о деятельности добровольческих организаций и мотивационном компоненте вступления в ряды волонтеров. Поэтому необходимо развивать систематическую работу с молодежью в этих направления, прежде всего информационную.

Для информационного обеспечения автором статьи был разработан единый буклет о волонтерстве и волонтерских.

Литература:

  1. Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие / сост. И. А. Потапова, Г. Р. Джумагалиева. – Астрахань , 2012.
  2. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
  3. Синецкий Сергей Борисович Эволюция добровольчества: история становления новой социальной парадигмы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. №17 (72).
Основные термины (генерируются автоматически): волонтерская деятельность, добровольческая деятельность, хабаровск, результат опроса, волонтерское движение, свободное время, средство информирования, группа людей, отсутствие информации, отсутствие мотивации.


Похожие статьи

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Социологическая диагностика молодежных субкультур в контексте социальных изменений

Образование взрослого населения: история и проблемы развития

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

Социально коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ как научно-педагогическая проблема

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт

Современное общественное развитие и гуманизация общего образования: векторы взаимодействия

Похожие статьи

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Социологическая диагностика молодежных субкультур в контексте социальных изменений

Образование взрослого населения: история и проблемы развития

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

Социально коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ как научно-педагогическая проблема

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт

Современное общественное развитие и гуманизация общего образования: векторы взаимодействия

Задать вопрос