В современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности и вовлечение в общественную жизнь, направленную на организацию добровольческого труда молодежи. В рамках волонтерской деятельности мы не только проявляем внимание и заботу, но и стараемся оставаться неравнодушными.
В мире и нашей стране уже активно развиваются и функционируют различные волонтерские движения и акции. Так, среди основных, мы можем выделить Гринпис, UNV, Волонтеры ООН, Российский Красный Крест, Фонд помощи детям «Доброе дело»,Благотворительный фонд «Предание», Благотворительный фонд «Дари добро». Именно они в трудной жизненной ситуации помогают людям преодолеть трудности, ощутить помощь и поддержку.
Почему это надо? Для того чтобы помогать людям и научиться быть неравнодушным к проблемам других. Для того чтобы приносить пользу, как обществу так и самим себе не только решать социальные проблемы, но и развивают свои умения и навыки, удовлетворять потребности в общении и самоуважении, осознавать свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивать в себе важные личностные качества.
Волонтёры, безусловно, вносят значительный вклад в развитие общества. Волонтёрство — это командная работа. Разделяя с другими своё время и таланты, вы в первую очередь учитесь обмениваться важными знаниями, развивать свои навыки и приобретать новые умения. Помимо этого, значимым преимуществом для каждого члена волонтерского объединения являются:
– умение находить компромисс и решать проблемы;
– приобретение друзей-единомышленников;
– получение удовольствие от командной работы, тем самым расширяя сеть важных для себя контактов;
– изменение своей жизни (вы изменяете чужие жизни в лучшую сторону);
– получение новые возможностей и перспектив на разных уровнях;
– развитие уверенности в себе, чувствуя себя нужным и ценным человеком.
Данная проблема выбрана нами не случайно, так как несколько лет подряд мы участвуем в акции «Ветеран», разносим родниковую воду пенсионерам, и тем самым, видим, как радуются пенсионеры и люди, нуждающиеся в поддержке, не только той помощи, которую мы оказали, но и вниманию, в котором они нуждаются. Наряду с акцией «Ветеран» в нашей школе проводятся такие акции как «Родники», «Живи лес» и др.
На основании вышеизложенного можно сформулировать гипотезу — создание школьного волонтерского объединения позволит активизировать и систематизировать общественную активность школьников на основе волонтерской деятельности.
Таким образом, цель нашей работы — создать модель школьного волонтерского объединения.
Объектом исследования является социальная активность школьников.
Предмет — школьное волонтерское объединение.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
- Изучить понятия «волонтерское движение», «волонтерство», «волонтер».
- Определить востребованность и актуальность волонтерской деятельности среди населения.
- Разработать модель школьного волонтерского объединения.
С целью анализа проблемы волонтерства мы составили анкету, позволяющая оценить актуальность волонтерского движения в нашем городе. Анкета предусматривает оценку рассматриваемого вопроса двух целевых групп: те, кто нуждается и те, кто может осуществлять эту деятельность.
Анкета включает 5 вопросов и предполагает открытые вопросы.
В анкетировании участвовали две группы. Первая группа — пенсионеры, состоящие на учете в Управлении социальной помощи нашего города, в возрасте 55–80 лет, женщины. Вторая группа — обучающиеся 7 классов МАОУ НГО «СОШ № 4».
По результатам анкетирования нами были получены неоднозначные результаты.
- Анкетирование старшей возрастной группы (пенсионеры) показало, что большинство людей старшего возраста знают, что такое волонтёрство. Однако 22,2 % не знают, поэтому им нужно объяснять, что такое волонтерство. Большинство людей не получали волнтерской помощи, но существует ее острая необходимость. На сегодняшний день самая острая проблема у пенсионеров является уборка снега.
- Анкетирование обучающихся показало, что все учащихся знают, что волонтёрство — это помощь, при этом большинство именно подчеркивают, что это бескорыстная помощь. Большинство учащихся принимают участие в волонтерских движениях и оказывают адресную помощь. Таким образом, готовность участвовать бескорыстно помогать нуждающимся наши обучающиеся проявляют охотно. На сегодняшний день 93,3 % опрошенных считают, что современному обществу нужна помощь волонтеров, но всего 13,3 % учащихся состоят в волонтерских отрядах и 60 % хотели бы вступить в такие отряды.
Таким образом, на основе анализа проведенного социологического исследования мы можем сделать следующие выводы:
- Потребность в волонтерах в нашем городе достаточно актуальна, т. к. и обучающиеся и старшая возрастная группа респондентов высказывают востребованность бескорыстной помощи нуждающимся.
- В нашем городе и Новолялинском городском округе нет волонтерских движений и объединений, которые были бы известны горожанам, однако адресная помощь на добровольных началах осуществляется.
- Большинство опрошенных среди обучающихся (73,3 %) готовы и хотели бы осуществлять волонтерскую деятельность и стать участником волонтерского движения.
- Целевой аудиторией волонтерской деятельности в нашем городе все-таки являются люди пенсионного возраста. Так, опрошенные в качестве острой проблемы выделяют уборку снега и дров. Возможно предположить, что выделение данных проблем связано с зимним сезоном, а в целом в будущем будет также актуальна помощь бытового порядка.
На основании проведенного исследования становится актуальным создание волонтерского движения, которое бы могло осуществлять бескорыстную помощь нуждающимся.
Для этого мы разработали модель школьного волонтерского движения.
Основная цель: Развитие волонтерского движения в школе
Для достижения поставленной цели необходимо объединение усилий педагогического и родительского коллективов, которые помогут решить социальные задачи.
Направления деятельности:
– информирование: размещение информации с использованием Internet-ресурсов, а также на школьном сайте; создание буклетов и информационных листов, оформление информационного стенда;
– сбор и обработка заявок;
– помощь (реализуемая через акции и адресную помощь).
Социальные партнеры: Государственное областное учреждение социальной защиты населения Комплексный центр обслуживания по Новолялинскому району, Новолялинский районный центр социальной помощи семье и детям.
Функциональная модель волонтерского объединения представлена на Рисунке 1.
Рис. 1. Структура волонтерского объединения «Дарим добро»
Работа волонтерского движения, осуществляемая совместно с Государственным областным учреждением социальной защиты населения Комплексным центром обслуживания по Новолялинскому району, должна осуществляться системно. Поэтому нами была разработана программа волонтерского движения в МАОУ НГО «СОШ № 4». Данная программа предполагает организацию деятельности по трем основным направлениям:
1) информирование и информационная поддержка;
2) сбор и обработка заявок;
3) проведение акций и оказание адресной помощи.
На основании проделанной работы мы сделали основной вывод о том, что волонтёры, безусловно, вносят значительный вклад в развитие общества. Волонтёрство — это командная работа. Разделяя с другими своё время и таланты, в первую очередь мы учимся обмениваться важными знаниями, развивать свои навыки и приобретать новые умения.
Разработанная нами модель школьного волонтерского объединения позволит не только оказывать помощь и поддержку нуждающимся в ней людям, но и пропагандировать неравнодушие среди наших учеников и находить возможности творить и дарить добро.
Проект нашей программы рассчитан на четыре года: 01.01.2016 г.- 30.06.2020г.
- Формирование и становление волонтерского движения;
- Работа по развитию волонтерского движения;
- Совершенствование волонтерского движения.
Ожидаемый результат:
– Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
– Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности
Увлеченность детей идеями добра и помощи окружающим.
Для того чтобы помогать людям и научиться быть неравнодушным к проблемам других. Для того чтобы приносить пользу, как обществу так и самим себе не только решать социальные проблемы, но и развивают свои умения и навыки, удовлетворять потребности в общении и самоуважении, осознавать свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивать в себе важные личностные качества. Ведь, помогая другим, изменяешься сам.
Литература:
- Большая советская энциклопедия 1971г. изд-во Москва.
- В. И. Даль Толковый словарь русского языка Современная версия М: Изд-во Эксимо,2006–736.
- Энциклопедия для детей ред.коллегия: М. Аксенова, А. Ростоцкая, О. Носкова и др.: Мир энциклопедий Аванта+,2003–432.
- Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. и Ве-Ге; Большая Российская энциклопедия,2002–256.
- Информационные ресурсы интернет.