Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

Спецвыпуск
06.07.2016
3254
Поделиться
Библиографическое описание
Киселёва, Н. А. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации / Н. А. Киселёва, Т. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31989/.


В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий формированию у воспитанников таких духовно-нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, милосердие, благотворительность.

Ключевые слова: волонтерское движение, благотворительность, агитбригада, благотворительная акция

Как вы думаете, почему люди разных возрастов, национальностей и вероисповеданий идут в волонтёры и с каждым годом всё больше и больше? Возможно, для многих из них это возможность быть нужным, полезным для общества или самореализации личной гражданской позиции в социальном обществе. А может быть, каждому из нас в мире материального потребительства хочется духовного, душевного общения с людьми разных поколений через реальные добрые дела и поступки. Ответить на этот вопрос, возможно, поможет история волонтерского движения как формы благотворительной, бескорыстной помощи нуждающимся в этом, потому что волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат. — добровольно — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности — без расчёта на денежное вознаграждение.

Волонтёрство получило свое распространение с заповедями христианства о милосердии и любви к ближнему еще в Древней Византии, когда появились первые богодельни и благотворительность богатых людей.

В европейских странах, в средние XVII- XVIII века, волонтёрство подразумевало неблагодарную профессию божедома во время эпидемий чумы и холеры. Странствующие врачи пытались лечить инфицированных прижиганием бубонов, прочими нехитрыми, почти шарлатанскими средствами того времени и в итоге заражались сами.

На Руси, впервые, волонтёрство появилось после 988 года с принятием христианства в русской православной среде, когда добровольцы приходили потрудиться в монастыри. В России в XVIII веке бытовал термин «волентир» или «вулентёр» с тем же значением. Современное, более широкое понимание слово «волонтёр» получило лишь в ХХ столетии.

В России волонтёрство всегда было связано с тяжелыми историческими страницами в течении всей истории её существования: до революции — в виде бесплатных начального образования и медицинского обслуживания в деревнях, первых сестер милосердия — женщин, волонтёров в первую мировую войну (Красный крест). В годы Великой Отечественной войны были возрождены традиции сестер милосердия, которые сражались наравне с мужчинами, а также в виде тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. В конце 1980- х годов прошлого столетия волонтёрство вновь появилось в Москве и Санкт-Петербурге и продолжает развиваться во многих городах России.

Сегодня созданы волонтёрские организация, имеющие международный статус и работающие под руководством ООН и ЮНЕСКО. Это старейшие международная волонтерская организация- SCI или Service Civil International (Международная Гражданская Помощь — франц.), Международный Красный Крест, международные добровольческие объединения как British Volunteer Programme (Британская волонтёрская программа), US Peace Corps (Корпус Мира), Deutsche Entwiklungsdienst. Их волонтёров можно встретить в зонах экологических и гуманитарных катастроф. Они оказывают гуманитарную, медицинскую и психологическую помощь, работают с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми и инвалидами, участвуют в образовательных программах.

Понятие добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятием «общественная деятельность», которая обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена, в первую очередь, на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

В Российской Федерации юридическое обоснование волонтёрского движения закреплено соответствующими положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения — «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» (ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008г.)

Определение добровольца или волонтера дано в статье 5 Федерального закона РФ «О благотворительной деятельности иблаготворительных организациях» от 7 июля 1995 года: «Добровольцы граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

Самая распространенная деятельность волонтеров в России — это помощь детям, которая включает в себя разовые акции по сбору новогодних подарков, средств личной гигиены и помощь в лечении и обучении детей, а также оказание юридической и психологической помощь родителям-усыновителям.

В России волонтёрское движение развито не только в центральных городах, но и в регионах. Наиболее известными на сегодня являются: группа «Доноры — детям», благотворительный Фонд «Настенька», благотворительный фонд «Кто, если не Я?», волонтерская группа «Мир в ладошке», волонтерское движение в благотворительном Фонде брошенных младенцев «Я без мамы», общественный фонд помощи престарелым «Доброе Дело», «СБОР — Союз благотворительных организаций России». Миссия данных волонтёрских (общественных) организаций является поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (сиротство, болезнь, жестокое обращение), в том числе оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих в сиротских учреждениях.

На территории Волгоградской области волонтёры, задействованные в мероприятиях, представляют Региональный волонтерский центр Волгоградской области,объединяющий всех неравнодушных людей, кто стремится возродить в России общечеловеческие духовно-нравственные ценности и проводящие различные благотворительные акции.

В настоящее время «волонтёрство» является обычным явлением в различных направлениях социальной жизни общества: от благоустройства дворов и городских улиц до помощи животным и зоопаркам; от заботы о людях с ограниченными возможностями, мигрантах, беженцах до помощи наркозависимым, от участия в разовых акциях до реализации государственных национальных программ.

Принятая государственная программа «Здоровье нации» нацеливает деятельность всех волонтёрских организаций России на объединение сил для обеспечения:

– положительных перемен в образе жизни россиян, распространения в обществе идеалов здорового образа жизни в противовес пагубным привычкам — алкоголю и наркотикам;

– распространения через воспитательно-образовательные учреждения и средства массовой информации положительных примеров здорового и высоконравственного образа жизни.

Для реализации основной цели программы «Здоровая нация», в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования России, волонтёрское движение по здоровому образу жизни должно быть направлено на:

– пропаганду здорового образа жизни и его преимуществ на личном примере волонтеров;

– создание условий по выявлению групп риска среди подростков и вовлечение их в работу, приносящую пользу обществу или в здоровьеформирующую деятельность — занятием физкультурой и спортом;

– формирование у подростков социальной и личностной компетенции, позволяющей им противостоять формированию у них пагубных привычек — курения, употребления алкоголя, психоактивных веществ и внешнему давлению;

– оформление и раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества жизни человека и его окружения;

– оказание посильной помощи через участие в благотворительных акциях;

– просвещение детского и взрослого населения (жителей города) по различным вопросам здоровьесбережения (вакцинации, иммунизации).

Учитывая возраст воспитанников дошкольной образовательной организации и психологические особенности детей дошкольного возраста — приоритетным направлением волонтёрской деятельности в дошкольной образовательной организацииявляется:

– информирование воспитанников ДОУ и семей дошкольников о ценностях здорового образа жизни (ЗОЖ);

– создание условий по овладению элементарными нормами ЗОЖ (правилами в питании, двигательном режиме, закаливании);

– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

– воспитаниепотребности в полезных привычках.

И как результат работыраспространение информации среди населения через различные формы: выступление детской агитбригады; распространение просветительской литературы по различным вопросам здоровьесбережения, пропаганда здорового образа жизни,привлечение к участию в различных благотворительных акциях. Все эти направления нашли отражения в работе МКДОУ д/с комбинированного вида № 38 «Журавушка» г. Волжского Волгоградской области.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Журавушка» городского округа — город Волжский Волгоградской области — одно из старейших дошкольных учреждений г. Волжского, функционирует с 1965г, имеет 2 санаторные группы для детей с туберкулезной интоксикацией. Приоритетным направлением деятельности — является «Физкультурно-оздоровительное развитие».

В течение всего периода работы педагогический коллектив использует в своей деятельности инновационные здоровьесберегающие технологии и формы работы:

– с 1974г. по 2000г. — методика лечебной педагогики детских санаторных учреждений г. Ленинграда;

– с 2000г. по 2010г. — проектная деятельность здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности;

– с 2010г. по 2016г. — волонтерская деятельность по проблеме здоровьесбережения в детской среде и взрослом сообществе.

Причиной использования такой формы работы, как волонтёрское движение, стал анализ экспресс — опроса родителей в рамках выявления запросов семей воспитанников по проблеме укрепления здоровья дошкольников: 86 % родителей были очень заинтересованы в решении проблемы формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста именно в условиях дошкольной образовательной организации совместными усилиями педагогов и родителей; 10 % семей воспитанников самостоятельно занимались вопросами укрепления здоровьем детей; 4 % родителей считали, что ребенок сам должен узнать об укреплении здоровья, когда придет время.

В рамках реализации социального заказа государства на воспитание у подрастающего поколения неприятия вредных привычек и привитию желания следовать нормам здорового и достойного образа жизни в общем, и на основе запроса семей воспитанников в частности, было принято решение использовать в работе педагогического коллектива такую здоровьеформирующую форму как волонтерское движение, которая включает в себя:

организацию детской агитбригады «Журавлята»;

– сотрудничество с родителями и сетевое взаимодействие с городскими учреждениями по организации и проведению благотворительных акций;

– участие в социально-значимых мероприятиях различного уровня.

Цель данной работы: активная пропаганда основ здорового образа жизни через ведущие виды детской деятельности с учетом возрастных характеристик среди детского и взрослого населения г. Волжского.

Задачи:

  1. Формирование у детей в соответствии с возрастом знаний о здоровом образе жизни и его составных частях (режим, питание, отдых, занятия физкультурой и спортом) как жизненной ценности человека.
  2. Профилактика вредных привычек и асоциального поведения в сообществе детей и взрослых черезмоделирование опасных жизненных ситуаций для ребенка в социуме и показ альтернативного поведения детей в данных ситуациях (вредные привычки).
  3. Популяризация в детской среде занятий физкультурой (в условиях семья и социального окружения) и спортом (в специально организованных спортивных секциях в городской инфраструктуре).
  4. Транслирование в семьи воспитанников инновационных технологий по сохранению здоровья детей и оказание адресной социально-педагогической помощи родителям.

Этапы работы по реализации волонтерского движения:

подготовительный этап, цель — сбор информации о волонтерском движении, определение цели и задач данного направления в условиях дошкольной образовательной организации, разработка сценариев тематических выступлений;

основной этап, цель — организация выступлений перед различными категориями (детским и взрослым населением города);

итоговый этап, цель: подведение итогов работы, корректировка и определение перспектив.

В результате проведенной работы был получен следующий результат:

  1. Создание детской агитбригады «Журавлята»,всостав которой входят воспитанники ДОО — старшие дошкольники 6–7 лет в количестве от 6 до 10 человек. Участники агитбригады не только пропагандируют ЗОЖ, но и принимают участие в физкультурно-оздоровительном фестивале «Стартуем вместе — будем здоровы!» («ДРОЗД»)

Форма проведения волонтерской деятельности — тематические выступления по здоровому образу жизни, основам безопасной жизнедеятельности.

Выступление детской агитбригады «Журавлята» проводится в рамках комплексно-тематического планирования, во время проведения тематических недель «Я в мире человек!» (ноябрь), «Я буду здоровым!» (апрель).

Аудитория детской агитбригады — это дошкольники 4–7 лет, посещающие дошкольную организацию, семьи воспитанников, учащиеся начальной школы, жители города.

С целью охвата наибольшего количества слушателей — детей различного возраста, проживающих рядом с ДОО территориально, организовано сетевое взаимодействие с другими общественными организациями — управления образования, в том числе и дополнительного образования (школа, подростковые клубы).

Содержание тематических выступлений определяется нормативно-правовыми (ФГОС ДО — образовательная область «Физическое развитие») и организационно-методическими документами (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), а также с учетом регионального компонента и особенностями санаторного дошкольного учреждения.

  1. Организация и проведение с 2013г. в рамках сетевого взаимодействия с общественными организациями и жителями города благотворительных акций: «Спешите делать добро»для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации — учащихся Волжской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интерната 8 вида и детей, проходящих лечение в Волгоградском областном детском онкогематологическом центре, а также адресные благотворительные акции для ветеранов «Фронтовая посылка от благодарных потомков», в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
  2. Участие и проведение мероприятий по привлечению внимания к актуальным проблемам и категориям населения города. Воспитанники принимают участие:

– в организации праздничных мероприятиях для первостроителей города и ветеранов Великой Отечественной войны;

– в проведении Всероссийской Недели Доброты на территории Волгоградской области (акция — марш по привлечению жителей города к участию в донорском движении);

– в участии в экологических акциях и проектах по проблеме утилизации бытового мусора в городе как условия улучшения экологической обстановки, а значит и здоровья горожан;

– в сборе макулатуры с целью сохранения природного богатства родного города.

Таким образом, организация и проведение волонтерской деятельности в рамках дошкольной образовательной организации способствует получению следующего результата:

В широком смысле — формирование у ребенка активной жизненной позиции гражданина, неравнодушного и желающего оказать реальную помощь и поддержку кто в ней нуждается.

В узком смысле — формирование у детей дошкольного возраста интегративного качества личности «Эмоционально отзывчивый» (в соответствии с ФГОС ДО)

Перспективу работы по волонтерскому движению в МКДОУ д/с комбинированного вида № 38, педагогический коллектив видит в разработке творческого проекта «Маленькие волонтёры — большие дела!», с целью формирования у подрастающего поколения активной гражданской позиции через участие в практических делах волонтерского движения.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
  2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  3. Интернет-ресурсы:
  4. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/
  5. Википедия. Свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
  6. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // http://ktoeslineya.ru/.
  7. Благотворительный фонд «СБОР. Союз благотворительных организаций России. sbor@sbornet.ru
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
волонтерское движение
благотворительность
агитбригада
благотворительная акция

Молодой учёный