В данной статье рассматриваются особенности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в городах федерального значения на примере города федерального значения Севастополь.
Ключевые слова: местное самоуправление, отдельные государственные полномочия, город федерального значения.
Статья 132 Конституции Российской Федерации гласит, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Вопросы местного значения понимаются как особая категория дел, отделенная от государственных функций (принцип «выделенной компетенции» местного самоуправления). Органы государственной власти не вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения, а органы местного самоуправления обязаны самостоятельно и непосредственно реализовывать (без права передачи государственным органам) закрепленные за ними полномочия по вопросам местного значения. Таким образом, отечественная конституционная модель местного самоуправления построена на основе отграничения сфер ведения государства и местного самоуправления как отдельных видов публичной власти, причем отграничения не инструментального, а сущностного (предметного). Вместе с тем, согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств [1].
Полномочия органов местного самоуправления, их объем и разнообразие раскрывают реальную ситуацию с осуществлением публичной власти на территории муниципального образования. Перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений, муниципального района, городского округа установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).
Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления [2].
В законе города Севастополя от 30.12.2014 № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения органов местного самоуправления. Данный перечень составлялся с учетом новизны российской системы местного самоуправления для города Севастополя, когда в период нахождения в составе Украины органы местного самоуправления не обладали серьезными полномочиями. За три года нахождения Севастополя в составе Российской Федерации система местного самоуправления была апробирована, были выявлены и устранены основные проблемы и огрехи, наступил момент увеличить объем полномочий органов местного самоуправления [3].
Процесс наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом и устанавливает, что полномочия могут быть переданы только на основании специального закона субъекта Российской Федерации. В случае, если передаваемое полномочие находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, оно может передаваться если это не будет противоречить федеральному законодательству [2].
На практике субъекты Российской Федерации чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:
– государственной регистрации актов гражданского состояния;
– лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;
– лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;
– социальной поддержки населения, опеке и попечительству;
– формирования и организации деятельности административных комиссий, а также комиссий по делам несовершеннолетних на территориях субъектов Российской Федерации и т. д.
Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на четыре этапа:
1) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государственных материальных и финансовых средств;
2) осуществление органами местного самоуправления полученных государственных полномочий;
3) государственный контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;
4) прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий [6].
Для расширения полномочий органов местного самоуправления, развития территорий, повышения их статуса, повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти города Севастополя, осуществления децентрализации власти в городе Севастополе был принят Закон города Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя». В 2018 году в данный закон были внесены изменения, изменяющие перечень переданных отдельных государственных полномочий, реализуемых органами местного самоуправления города Севастополя [4].
На исполнение отдельного государственного полномочия из бюджета субъекта Российской Федерации выделяется субвенция органу местного самоуправления. Порядок выдачи и объем субвенции, как правило, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В региональном законе для реализации полномочия должен содержаться способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.
К особенностям наделения органов местного самоуправления городов федерального значения отдельными государственными полномочиями стоит отнести сохранение принципа единства городского хозяйства при передаче этих полномочий. Если после передачи полномочия процедура реализации полномочия разделяется между органом местного самоуправления и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть основание не передавать такое полномочие, так как нарушается баланс в реализации государственной функции.
При передаче организационных полномочий допустимо наделение органов местного самоуправления правом на издание муниципальных актов лишь в объеме, необходимом для решения вопросов реализации данных полномочий.
Орган местного самоуправления, как правило, наделяется отдельным государственным полномочием на неопределенный срок. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется тем же законом субъекта российской Федерации, которым органы местного самоуправления были наделены отдельными государственными полномочиями.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе за использованием материальных и финансовых средств, предоставляемых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации [5].
Федеральный закон не предусматривает необходимости получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Между тем существует вполне обоснованное мнение, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без их согласия не будет способствовать повышению эффективности их осуществления [2].
Примером можно привести полномочие органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя по освобождению земель от самовольно размещенных объектов некапитального строительства. Органы местного самоуправления города Севастополя были наделены полномочием по организации мероприятий по демонтажу объектов некапитального строительства. Данные мероприятия должны были осуществляться через систему государственной закупки услуги по демонтажу, однако органы местного самоуправления города Севастополя не смогли справиться с поставленной задачей, раз за разом предоставляя новые объяснения уполномоченному исполнительному органу государственной власти города Севастополя, почему не запускается процедура, что повлекло за собой изменение в порядок освобождения земель от незаконно размещенных объектов некапитального строительства и возврата данного полномочия в компетенцию исполнительного органа государственной власти города Севастополя [4].
Таким образом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации — есть способ регулирования объема полномочий на основе двухстороннего свободного волеизъявления путем передачи отдельных государственных полномочий от органа исполнительной власти субъекта РФ органу местного самоуправления на основе законодательного акта субъекта Российской Федерации.
Проблема передачи и реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления является актуальной и требует дальнейшего исследования. Распределение полномочий между муниципалитетами, а так же объем субвенций должно соответствовать действительному объему выполняемых работ.
От эффективного решения, в конечном итоге, будет зависеть не только совершенствования механизма передачи и исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, но реформа местного самоуправления в целом.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. //Росс. газ. — 2009. — 21 янв. — (с учетом внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ);
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Росс. Федерации. — 2003. — № 40. — Ст. 3822. — (в ред. от 03 июля 2018 г.).
- О местном самоуправлении в городе Севастополе [Электронный ресурс]: закон гор. Севастополя от 30 декабря 2014 г. № 102-ЗС // Севастопольские известия. — 2014. — № 122–123. — (в ред. от 26 марта 2018 г.);
- О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя [Электронный ресурс]: закон города Севастополя от 29 декабря 2016 г. № 314-ЗС // Официальный сайт Законодательного Собрания города Севастополя. — 2016. — (в ред. от 08 июня 2018 г.);
- Петрова, О. Н. Некоторые вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями [Текст] / О. Н. Петрова // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. — 50–52;
- Худолей, К. М. Проблемные вопросы осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (на примере Пермского края) [Текст] / К. М. Худолей // Научный журнал «Вестник Пермского университета. Юридические науки», Пермь, 2010. — № 4 (10).