В статье обосновывается актуальность и важность выбранной темы исследования. Выявлены существующие проблемные моменты правового регулирования рассматриваемого социально-правового института и предложены пути их разрешения. Сформулированы итоговые авторские выводы.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, органы государственной власти, отдельные государственные полномочия.
Актуальность темы обозначенной темы обусловлена несколькими базовыми факторами:
- Реализация принципа делегирования властных полномочий. Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления является важным элементом устранения чрезмерной централизации государственного управления, что способствует более эффективному решению вопросов властными структурами, близкими к населению. Это повышает оперативность и качество предоставляемых гражданам услуг.
- Юридическая и финансовая ответственность властных субъектов. Вопросы распределения ответственности между публичными органами власти разных уровней становятся особенно важными в условиях сложной экономической ситуации. Актуальной выглядит проблема обеспечения адекватного финансирования государством местных властных структур для исполнения делегированных полномочий 4, с. 263.
- Социально-экономическое развитие территорий. Эффективное использование делегированных государством полномочий местным властным органам является фактором, способствующим развитию местной инфраструктуры, повышению уровня жизни населения муниципального образования, снижению уровня социальной напряженности в обществе 5, с. 13.
- Правовое регулирование и правоприменительная практика. Вопросы осуществления делегированных полномочий активно обсуждаются в контексте правового регулирования рассматриваемых отношений, наличия пробелов и противоречий в законодательстве, а также обширной судебной практики по данной проблеме.
- Реформа местного самоуправления. Постоянное реформирование системы местного самоуправления, закрепление новых полномочий за местными властными органами и преобразование взаимодействия властных органов различных уровней усиливают необходимость анализа эффективности их деятельности 6, с. 63.
Таким образом, исследование обозначенной проблематики должно способствовать улучшению теоретической и практической основы взаимодействия между различными уровнями публичной власти, повышению эффективности системы государственного управления и обеспечению устойчивого развития территорий.
При характеристике порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий немалый интерес представляет и вопрос, связанный с обеспечением органов местного самоуправления материальными ресурсами и финансовыми средствами, необходимыми для осуществления отдельных государственных полномочий, а также с использованием органами местного самоуправления таких ресурсов и средств.
Пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) содержит положение, согласно которому финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Кроме того, в данном пункте имеется указание на то, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2003 г. № 246пв02 уточнил позицию законодателя, указав на то, что органы местного самоуправления именно вправе, но не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми средствами, используя собственные ресурсы 3.
Тем не менее, по данному вопросу существует и противоположная точка зрения, согласно которой, исходя из приоритетности прав и свобод человека и гражданина относительно прав органов местного самоуправления, органы местного самоуправления обязаны осуществить отдельные государственные полномочия в отношении населения муниципального образования за счет собственных средств, и лишь потом запрашивать от органов государственной власти компенсации расходов на осуществление указанных полномочий 7, с. 280.
На практике органы местного самоуправления достаточно часто сталкиваются с проблемой недостатка материальных ресурсов и финансовых средств, переданных их органами государственной власти для осуществления отдельных государственных полномочий. При этом органы муниципальной власти далеко не всегда располагают возможностями осуществлять соответствующие полномочия за счет собственных ресурсов. Однако во многом именно от должной обеспеченности органов местного самоуправления материальными ресурсами и финансовыми средствами, необходимыми для осуществления отдельных государственных полномочий, зависит эффективность такого осуществления 4, с. 265.
При этом рассматриваемая норма Федерального закона № 131-ФЗ не содержит указания на то, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий должно быть достаточным для осуществления органами местного самоуправления этих полномочий и соразмерным их содержанию.
В силу того, что, как отмечено выше, на практике органы местного самоуправления довольно часто сталкиваются с проблемой недостатка материальных ресурсов и финансовых средств, переданных им органами государственной власти для осуществления отдельных государственных полномочий, а также далеко не всегда располагают возможностями осуществлять соответствующие полномочия за счет собственных ресурсов, видится необходимым внести изменения в п. 5 ст. 19 Федерального закона № 131, изложив его в следующей редакции: «Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Предоставляемые субвенции должны быть достаточны для осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и соразмерны их содержанию. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования».
Значимость такого дополнения обусловлена тем, что во многом именно от должной обеспеченности органов местного самоуправления материальными ресурсами и финансовыми средствами, необходимыми для осуществления отдельных государственных полномочий, зависит эффективность такого осуществления.
Финансовая поддержка является базовым фактором при передаче государственных полномочий на местный уровень. Недостаток финансовых ресурсов ограничивает возможности местных органов власти в выполнении возложенных на них задач, что приводит к снижению качества услуг, предоставляемых населению муниципального образования. Соответственно, без достаточного финансирования выполнение местными публичными органами отдельных государственных функций становится формальным и малоэффективным.
Кроме того, материальная обеспеченность позволяет органам местного самоуправления не только эффективно реализовывать делегированные полномочия, но и проявлять требуемую степень независимости при принятии управленческих решений. Недостаток ресурсов зачастую вынуждает местные властные структуры полагаться на помощь со стороны региональных или федеральных органов власти, что ведет к ослаблению их самостоятельности и ответственности за конечные результаты 6, с. 65.
Выводы
Таким образом, для успешного выполнения отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления необходима надлежащая финансовая и материальная поддержка со стороны государства. Это не только является важным фактором, обеспечивающим их способность выполнять поставленные задачи, но и создает прочную основу для улучшения качества жизни граждан конкретной территории, развития местной экономики и повышения доверия к государственной власти на местах.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Правовой сайт «КонсультантПлюс» — URL: www.consultant.ru (дата обращения 01.02.2024).
- Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — 06 октября. — № 40. — Ст. 3822.
- Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2003 г. № 246пв02. URL: http://www.sudbiblioteka.ru/vs/text_big2/verhsud_big_25706.htm.
- Акаева, Ж. А. Некоторые проблемы организации местного самоуправления в Российской Федерации: настоящее и будущее / Ж. А. Акаева // Трансформация права: материалы V Всероссийского научно-практического форума студентов и молодых ученых. — Екатеринбург: УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева, 2022. — С. 263–272.
- Албегов, Г. А. Местное самоуправление и государственная власть / Г. А. Албегов // Актуальные проблемы права: сборник научных статей магистрантов / под ред. Б. Г. Койбаева. — Владикавказ: ИП Цопанова А. Ю., 2020. — С. 13–18.
- Богатырева, А. В. Эффективность наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями / А. В. Богатырева // Социально-экономическое управление: теория и практика. — 2017. — № 1(30). — С. 63–65.
- Защита прав местного самоуправления в судах общей юрисдикции России. Т. 2 / под ред. В. М. Жуйкова. — М.: Городец-издат., 2013. — 477 с.