Проблемные вопросы в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 31.05.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Володин, В. А. Проблемные вопросы в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления / В. А. Володин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115032/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор рассматривает проблемные вопросы в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, в первую очередь в финансово-экономической сфере.

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, проблемы.

В связи с современными изменениями в информационной и иных сферах жизнедеятельности, плодотворное развитие и необходимое совершенствование местного самоуправления в Российской Федерации включает в себя определенный комплекс проблемных вопросов, которые возникают как в теоретических, так и в практических аспектах деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. В проведенных исследованиях по данной тематике, авторы выделяют множество существующих проблем, которые негативно влияют на развитие деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, такие как: недостатки в кадровом обеспечении, в финансовой сфере, управлении муниципальной собственностью и различных вопросах взаимодействия, а также многие другие.

На наш взгляд, самой важной проблемой, из которой вытекают последующие трудности в осуществляемой деятельности, является недостаточно сформированная финансово-экономическая основа муниципальных образований и, как следствие, недостаток средств для эффективного исполнения органами местного самоуправления возложенных обязанностей.

Например, Васькова Д. Н. утверждает, что многим муниципальным образованиям характерен недостаток финансовых и земельных ресурсов, необходимой собственности у местных властей, а равно и несоответствие объёма полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении ресурсам. Также имеет место и крайний недостаток средств, которые необходимы для разрешения инфраструктурных вопросов: проведения оформления и регистрации земельных участков, оформления земельных участков под многоквартирными жилыми домами и так далее.

Всё это в корне подрывает возможности развития муниципальных образований. [1]

Также, нельзя не согласиться с мнением Ю. В. Агибалова, который утверждает, что принятые на федеральном уровне изменения, безусловно, являются шагом вперед в развитии местного самоуправления в России, обеспечении конституционных прав муниципалитетов. Но необходимо сделать следующий шаг, направленный на обеспечение финансовой самостоятельности муниципалитетов. Сегодня очевидно, что в связи с изменением действующего законодательства, касающегося организационных и территориальных основ местного самоуправления, изменения перечня вопросов местного значения сельских поселений по отношению к городским поселениям, требуется внесение изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, предусматривающие уточнение системы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов, поселений из бюджетов вышестоящего уровня, а также закрепления за муниципальными районами дополнительных источников доходов. Предоставление субъектам Российской Федерации права перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти требует создания правовых механизмов по перераспределению источников доходов между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами в целях финансового обеспечения реализации переданных полномочий и обеспечения сбалансированности соответствующих бюджетов. [2]

Естественно, что большую часть доходов местных бюджетов составляют безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов (дотации, субсидии и субвенции), так называемые межбюджетные трансферты. Тем не менее, муниципальные образования должны обладать финансовой самостоятельностью по решению вопросов местного значения, а это значит, что постепенно необходимо уходить от безвозмездных поступлений и самостоятельно формировать доходную базу местного бюджета.

По нашему мнению, для укрепления финансовой основы местного самоуправления необходимо действовать планомерно и поэтапно закрепить на законодательном уровне дополнительные источники налоговых поступлений за местными бюджетами, а именно:

1) передать местным бюджетам доходы от уплаты налога на профессиональный доход, который оплачивают самозанятые граждане;

2) передать местным бюджетам определенный процент поступлений от налога на прибыль организаций, расположенных на территории муниципального образования;

3) передать на местный уровень поступления от уплаты транспортного налога, который оплачивают физические лица, непосредственно зарегистрированные на территории муниципального образования.

Также, вопрос о рациональном использовании бюджетных средств муниципалитетами является открытым. Например, А. Э. Гордеева считает, что данный вопрос во многом зависит от качественной и эффективной внутренней управленческой политики. Именно она во многом определяет высокое исполнение бюджетов местного уровня. Причем проблема неэффективного распределения бюджетных средств затрагивает не только бюджеты третьего уровня бюджетной системы, но и, безусловно, касается федерального бюджета и бюджетов субъектов страны. На современном этапе развития экономической системы очень важно уметь правильно и, самое главное, рационально управлять имеющимися финансовыми ресурсами. [3]

Мы согласны с вышеуказанным мнением, более того, в связи с увеличением финансовых поступлений в бюджет муниципального образования, предвидится необходимость в усилении финансового контроля, как внутреннего, так и внешнего.

На основании изложенного, следует сделать вывод, что в настоящий момент наблюдается нехватка собственных финансовых источников для обеспечения необходимого развития территории муниципальных образований, без достаточного финансирования из вышестоящих бюджетов. Для того, чтобы улучшить уровень и качество жизни населения, прорабатывать необходимые проекты в муниципальных образованиях, следует внести изменения в законодательство Российской Федерации, в первую очередь в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Данные изменения должны быть направлены на расширение доходного потенциала местных бюджетов, что непосредственно скажется на уровне и качестве жизни конкретных муниципальных образований.

Литература:

  1. Васькова Д. Н., «Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации и пути их решения» // Скиф. 2019. № 5–1 (33).
  2. Агибалов Ю. В. «Проблемы развития местного самоуправления и подходы к их решению» // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1.
  3. Гордеева А. Э. «Проблемы низкого исполнения местных бюджетов (на примере муниципальных образований ХМАО-Югры)» / А. Э. Гордеева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 4 (118).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, бюджет, муниципальное образование, лицо, местное значение, Налоговый кодекс, образование.


Ключевые слова

муниципальное образование, проблемы, органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления

Похожие статьи

Задать вопрос