Механизм работы жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране все чаще и чаще дает сбои. С увеличением роста недвижимости в данной сфере появляются проблемы, которые затрагивают каждого домовладельца, недовольство которых понимают и в высших округах нашего государства. В данной статье предметом внимания являются основные пробелы в ЖКХ и их устранение, путем образования реформ и создания законопроектов.
The mechanism of the work of housing and communal services in our country is increasingly failing. With the increase in property growth in this area, problems arise that affect every homeowner whose discontent is understood in the higher districts of our state. This article focuses on the main gaps in housing and utilities and their elimination, through the formation of reforms and the creation of bills.
Keywords. Housing and communal services, state, public private partnership, state budget.
Российская Федерация является федеративным государством. Это означает, что субъекты Российской Федерации имеют право на собственное законодательство в границах указанных предметов ведения и полномочий. Поэтому все субъекты Российской Федерации разрабатывают свои законы. При этом за последние годы количество законодательных актов, принятых в Российской Федерации и, особенно в ее субъектах значительно возросло. Это в полной мере относится и к созданию законодательства на уровне субъекта Российской Федерации (в том числе и на уровне муниципалитетов), регулирующего отношения в жилищно-коммунальной сфере.
Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей сферой социальной структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ определяется три способа управления, при котором собственники помещений могут осуществлять свои обязательства по управлению общим имуществом: непосредственное управление; управление через товарищество собственников жилья (ТСЖ); управление через управляющую организацию.
Важную роль в решении вопросов управления жилищно-коммунальным хозяйством играют органы местного самоуправления. Так в главе 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены многие вопросы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, водоотведение, тепло-, газоснабжение и др.) как вопросы местного самоуправления. Однако и здесь существует много нерешенных проблем, в том числе и правового регулирования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации и федеральной целевой программой «Жилище» на 2015–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889 определены приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах.
Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства, его реформа приводят в целом к неудовлетворительным результатам и требуют новых путей реформирования. Намеченные задачи по реформе жилищно-коммунального хозяйства требуют скоординированных и последовательных действий всех уровней власти по обязательному выполнению мероприятий, предусмотренных каждым этапом реформирования.
Качество нормативно-правовой базы, значительный пробел в законодательстве в значительной степени обусловливают низкую эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством, уровень реализации конституционного права граждан на местное самоуправление. Практика показывает, что как на федеральном, так и на местном уровне отсутствуют меры по реализации новой модели экономических взаимоотношений, что характерно и для города федерального значения Севастополь [1].
Жилищно-коммунальное хозяйство города Севастополь занимает одно из самых больших секторов экономики и включает в себя около трети основных фондов. Населению и другим потребителям жилищно-коммунального хозяйства предоставляется около 20 видов услуг.
В городе Севастополе был выбран путь управления через управляющие компании. На данный момент в городе насчитывается 19 управляющих компаний.
Управляющая компания — коммерческая организация, юридическое лицо, осуществляющее доверительное управление имуществом других физических и юридических лиц, переданным в соответствии с договором доверительного управления [2].
В целях обеспечения устойчивого, эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя Правительство утвердило программу от 03.04.2015 г. № 253-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015–2020 годы».
Целью Программы является повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами.
Для реализации целей Программы предполагается решение следующих задач: создание благоприятных и комфортных условий населения; развитие конкурентных отношений в сферах управления жилищным фондом и его обслуживания, выбор способа управления собственниками помещений МКД; повышение надежности и эффективности работы коммунальной инфраструктуры, обеспечение потребителей коммунальными услугами нормативного качества при их доступной стоимости; обеспечение надежного наружного освещения, повышение уровня благоустройства территории города.
Основными задачами в совершенствовании правового регулирования в жилищно- коммунальной сфере города Севастополя является:
1) Установка государственного контроля за тарифами производителей услуг жилищно-коммунального хозяйства;
2) принятие поправок в местные законы, которые позволят закрепить меры ответственности управляющих компаний;
3) введение в практику системы страхования;
4) совершенствование системы управления в отрасли в части организации системы учета, планирования и контроля.
Необходимо обратить внимание, что проблема устранения пробелов в существующей правовой базе, регулирующей отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, имеет важное государственное значение.
Таким образом, качество нормативно-правовой основы, ее полнота и степень соответствия особенностям регулируемого объекта обусловливает эффективность управления жилищно-коммунального хозяйства. Но практика показывает, что как на федеральном, так и на региональном уровнях отсутствуют последовательные и скоординированные меры по реализации новой модели экономических взаимоотношений, структурных изменений в жилищно-коммунальном хозяйстве на региональном уровне в свете административной реформы. Обращает на себя внимание отсутствие ряда необходимых норм в новом законодательстве, в том числе регулирующих порядок организации управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих нормативно-правовое сопровождение реформы, механизм ее реализации [3, с. 60].
В итоге реформа осуществляется с различными нарушениями в виде несоблюдения федеральных стандартов, превышения роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, неустойчивого функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства и т. д. В этой связи реформа жилищно-коммунального хозяйства нуждается в координации деятельности субъектов Российской Федерации по ее проведению и комплексном подходе к построению правовой базы, регулирующей отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а законодательное сопровождение реформ требует постоянной нормотворческой деятельности.
Действующее законодательство не обеспечивает системного решения проблем управления жилищно-коммунальным хозяйством и не соответствует рыночным правилам поведения хозяйствующих субъектов, населения и работников жилищно-коммунального хозяйства [4, с.40].
Еще одна проблема качественного и своевременного предоставления жилищно-коммунальных услуг скрывается в коррупции и низком профессионализме работников, занятых в данной сфере. Большинство управляющих организаций всю работу по содержанию многоквартирных домов отдали на откуп подрядчикам, а те в свою очередь нанимают дворников и уборщиц из стран ближнего зарубежья, многие из них сотрудники невысокой квалификации — средняя заработная плата работников отрасли не дотягивает до уровня работников крупных и средних предприятиях. Все это приводит к низкому качеству работ и услуг по содержанию домов и жалобам граждан на управляющие организации. Если не изменить концепцию управления жилищной сферой, то отрасль жилищно-коммунального хозяйства так и останется на низком и неконкурентном уровне [5, с. 35].
Следующая проблема — это противоречие между поставщиками коммунальных ресурсов и управляющими компаниями.
На сегодняшний день отсутствует четкий механизм движения денежных средств от населения в управляющую компанию, а оттуда к непосредственному поставщику коммунальных услуг. Из-за этого растут огромные долги управляющих компаний. В связи с переходом от государственного управления, которое позволяло осуществлять контроль и надзор за системой жизнеобеспечения со стороны государства, привело к отсутствию рычага влияния на недобросовестных участников рынка.
Литература:
- https://www.gkh.ru/article/102264-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-jkh;
- https://ru.wikipedia.org/wiki.
- Булатова А. И. Актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства России // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. 2015. № 1 (7).;
- Литвинова Е. В. Пути разрешения конфликтов в сфере ЖКХ // Сервиз в России и за рубежом. 2014. № 5(52).;
- Сергей Кожевников «Жилищно-коммунальное хозяйство региона: состояние, проблемы, перспективы», ЛитРес, 2017.