Развитие положений права интеллектуальной собственности о свободном публичном исполнении музыкальных произведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беспалько, В. Г. Развитие положений права интеллектуальной собственности о свободном публичном исполнении музыкальных произведений / В. Г. Беспалько, Е. В. Бабаш, С. И. Михайлович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 103-107. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54234/ (дата обращения: 22.11.2024).



Поход в магазин или кафе, поездка в машине или общественном транспорте до работы или до дома — все это в современном мире сопровождается музыкой, без которой ни один человек не может представить свою жизнь. Все эти произведения являются результатом творческого труда автора или исполнителя, а в случае сложного аудиовизуального произведения или музыкальной композиции — и не одного. Как известно, каждый труд должен быть вознагражден, в особенности, если чужим результатом творческой деятельности воспользовался кто-либо еще, иначе это будет считаться нарушением авторских прав, за которое может последовать как гражданско-правовая (имущественная), так и административная или даже уголовная ответственность [1].

Одной из самых актуальных проблем гражданского права на современном этапе его развития является защита авторских прав, в частности — интеллектуальных прав на музыкальные произведения. Соблюдение норм, закрепляющих права авторов, необходимых для охраны их интересов, находится в прямой зависимости от уровня правовой культуры и добросовестности пользователей. Это объясняется тем, что на практике фактически не представляется возможным проконтролировать все случаи незаконного исполнения или иного использования музыкальных произведений.

Статья 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) содержит примерный перечень объектов авторского права, перечисляя, в числе прочего, музыкальные произведения. Однако, в действующем законодательстве отсутствует понятие музыкального произведения, но встретить его определение можно в научно юридической литературе. Так, Р. Мерзликина и А. Юмашев в своей статье описывают данный объект авторского права следующим образом — это «общая правовая категория, объединяющая различные музыкальные произведения, которая вводит результаты музыкального творчества в сферу правового регулирования» [2]. И. Е. Смирнов определяет музыкальное произведение как «совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и во времени звуковых последований» [3]. Судебная практика также оперирует понятием «музыкальное произведение». Так, Суд по интеллектуальным правам (далее — СИП) неоднократно указывал в своих решениях, что музыкальное произведение является единым объектом авторского права независимо от наличия или отсутствия в нем текста [4].

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ публичное исполнение произведения — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения. К публичным местам можно отнести парки, открытые концертные площадки, стадионы, предприятия общественного питания (рестораны, бары, столовые и т. п.), где исполняется или откуда напрямую транслируется музыкальное произведение. Таким образом, главный критерий, которым руководствуется суд при разрешении соответствующих споров — это публичность исполнения музыкального произведения, т. е. осуществлялось ли исполнение музыкального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

При этом свободное (без согласия правообладателя и выплаты вознаграждения за использование) публичное исполнение допускается только в отношении музыкальных произведений и допустимо в следующих трех случаях, предусмотренных ст. 1277 ГК РФ:

  1. Во время религиозных церемоний.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), которые могут сопровождаться различным музыкальным оформлением, соответствующим целям и характеру религиозной церемонии.

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в местах, определенных Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». К таким местам относятся культовые помещения, здания и сооружения, а также земельные участки, на которых расположены такие здания и сооружения, места паломничества, кладбища и крематории и др. Кроме того, религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Соответственно, во всех указанных выше местах при отправлении религиозных обрядов или проведении иных религиозных церемоний могут свободно публично вживую или с помощью технических средств исполняться любые музыкальные произведения, объективно необходимые в таких случаях (например, песнопения и др.).

Представляется, что возможность свободного публичного исполнения музыкальных произведений на таких церемониях справедливо нашла свое закрепление в ст. 1277 ГК РФ, так как в данном случае музыкальное сопровождение выступает неотъемлемой частью религиозных обрядов, служит для них необходимым фоном, выражающим музыкальным языком характер церемонии, и помогает верующим людям «погрузиться» в процесс религиозной церемонии.

  1. Во время похорон.

Церемония похорон — традиционная церемония, включающая в себя совокупность обрядов омовения и подготовки к захоронению, траурного кортежа, прощания и панихиды, переноса останков к месту погребения, захоронения останков (или праха после кремации), поминовения. Похороны — это символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке (по ритуалу), определяемом истерическими традициями, национальными традициями и религиозными канонами.

К местам проведения ритуальных обрядов относятся:

а) зона траурных церемониалов;

б) ритуальные здания и сооружения;

в) ритуальный зал крематория.

Порядок проведения похоронных обрядов и обрядовых церемоний (ритуал) определяет помимо состава участников, порядка обрядовых действий и прочего, также музыкальное и иные виды сопровождения похоронной церемонии.

Музыкальное сопровождение процессий может быть оркестровым, колокольным, хоровым (в том числе «а капелла»), фонографическим.

Атмосфера, которая складывается во время похорон несет в себе тяжелый душевно-эмоциональный настрой. Музыка, по нашему мнению, помогает людям справиться с потерей близкого человека, проявить надлежащее уважение к личности умершего. Поэтому данное мероприятие невозможно без свободного музыкального сопровождения.

  1. Во время официальных церемоний.

Под официальной церемонией понимается церемония, исходящая от государства, например, инаугурация Президента РФ, открытие и закрытие заседаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ и сессий Государственной Думы Федерального Собрания РФ, подъем Государственного флага РФ и др.

Применение данного положения ст. 1277 ГК РФ характеризуется наибольшим количеством судебных споров. Например, спорный случай исполнения музыкальных произведений в рамках (или под видом) официальной церемонии произошел на большом торжественном мероприятии в городе Сочи. Российское авторское общество (далее — РАО) обратилось в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на музыкальные произведения, которые исполнялись на концерте «Мой Сочи, мы тебе поем!», организованном администрацией г. Сочи на День города. На концерте выступали хоры, вокальные коллективы и ансамбли из Сочи, которые пели песни, входящие в репертуар РАО («Я живу в России» Загуменниковой Н. Д., Цветкова В. Н.; «Ой, цветет калина» Исаковского М. В., Дунаевского И. И.; «Старый рояль» Иванова Д. Г., Минкова М. А.; «Широка страна моя родная» Лебедева-Кумача В. И., Дунаевского И. И. и др.).

Администрация настаивала, что это была официальная церемония, а значит, в ходе ее проведения могли использоваться музыкальные произведения без уплаты вознаграждения авторам.

Однако, понятие концерта отличается от понятия официальной церемонии. Концерт — музыкально-зрелищное увеселительное мероприятие. Церемония — торжественное выполнение обряда по установленным правилам от имени государства, субъекта федерации или органов местного самоуправления. На церемонии песня или иное музыкальное произведение не является основным объектом восприятия, а служит лишь фоном. Во время концерта, наоборот, музыкальные произведения имеют основное значение. Поэтому при исполнении песни на концерте ее авторам выплачивается вознаграждение, а при исполнении на церемонии — нет.

В споре между РАО и администрацией г. Сочи СИП пришел к выводу, что концерт, организованный в Сочи, не был официальной церемонией и присудил выплатить РАО 180000 руб. компенсации за нарушение исключительных авторских прав на музыкальные произведения.

Помимо перечисленных трех оснований свободного публичного исполнения музыкальных произведений, указанных в ст. 1277 ГК РФ, гражданским законодательством предусмотрен еще ряд случаев, при которых допускается свободное публичное исполнение любых, в том числе и музыкальных произведений без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования [5]:

а) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

б) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях.

Представляется, что все предусмотренные гражданским законодательством мероприятия, при проведении которых допускается свободное публичное исполнение музыкальных произведений, проводятся массово, охватывают большие группы граждан, широко распространены на территории всей страны и важны для всего общества и каждого отдельного человека. И с нашей точки зрения, музыкальные произведения, которые исполняются, например, на официальных церемониях, определяют статус и характер всего мероприятия и, как правило, являются неотъемлемой частью культурного наследия государства.

По мнению А. С. Васильева, «объем, оправданный характером церемонии, следует определять, как объем использования, при котором музыкальное произведение не является основным объектом восприятия, оно должно быть лишь «фоном», а основное значение должна иметь сама церемония, что не исключает исполнения произведения в полном объеме, так как церемония не должна превращаться в концерт» [6].

Однако не все знают, что на сегодняшний день существует альтернатива платному использованию интеллектуальной собственности, которая позволяет бесплатно использовать музыку в различных заведениях, — лицензии Creative Commons. Чтобы ими воспользоваться, необходимо «скачивать» музыкальные произведения с тех интернет-сайтов, на которые «закачивают» свои произведения непосредственно сами авторы произведений (например, www.jamendo.com, www.creativecommons.org и др.), но предварительно необходимо настроить фильтры для исключения коммерческих фонограмм. При таком копировании произведений открывается доступ к информации, содержащей имя автора, а также сведения о лицензии. Стоит отметить, что данные интернет-сайты были созданы специально для того, чтобы поклонники различных исполнителей могли бесплатно слушать их произведения и распространять их среди неопределенного круга лиц, и тем самым правообладатели могли «нести себя в массы», популяризировать результаты своего творчества, при этом достаточно зарабатывая исключительно на своих концертах и шоу.

Таким образом, проанализировав действующее законодательство, мы пришли к выводу, что все предусмотренные в ст. 1277 ГК РФ случаи свободного публичного исполнения музыкальных произведений являются оправданными общественными потребностями и объективно необходимыми, однако они нуждаются в существенном расширении. В перечень законных оснований свободного публичного исполнения музыкальных произведений, т. е. осуществляемого без согласия правообладателя и выплаты вознаграждения автору, мы предлагаем добавить:

а) благотворительные встречи и мероприятия;

б) международные и национальные спортивные соревнования;

в) научные конференции и круглые столы.

Благотворительные организации действуют в целях осуществления имеющей огромное общественное значение благотворительной деятельности, направленной на поддержку социально незащищенных категорий граждан, оказания им материальной и иной помощи, а также другим людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Определение благотворительной деятельности приведено в ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Оно гласит, что это «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Наиболее типичными для России организационными формами благотворительных объединений являются общественные организации, фонды, движения, учреждения. Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться: поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями). Как мы видим, такие благотворительные мероприятия преследуют собой важные для общества цели, они намного важнее, чем просто собрать деньги для дальнейшего функционирования фонда или организации, их цель — это помощь тем, кто в этом действительно нуждается. И мы считаем, что необходимо дать право свободного публичного исполнения музыкальных произведений на мероприятиях, проводимых данными организациями для привлечения внимания к их деятельности, сбора денежных средств на благотворительные цели и т. д.

Цель проведения спортивных соревнований — это популяризация и развитие спорта, привлечение внимания к здоровому образу жизни, мотивирование посетителей спортивных мероприятий к личным спортивным достижениям. Воздействие на них осуществляется при проведении таких мероприятий на эмоциональном уровне, а способами приобщения к здоровому образу жизни и спорту служат вовлечение в спортивные состязания, создание атмосферы общности интересов, сплоченности, сопричастности. Для яркости проведения таких мероприятий исполнение музыкальных произведений не только рекомендуется, а необходимо для поднятия уровня массовости участия в таких мероприятиях и их яркости. Сказанное предопределяет общественную необходимость в свободном публичном исполнении музыкальных произведений на спортивных мероприятиях.

Ежегодно в мире проводятся тысячи деловых мероприятий самого разного направления — симпозиумы, конференции, семинары, конгрессы, деловые встречи и прочие. В условиях информационной открытости, сведения, полученные с конференции, являются проверенным источником знаний. Для бизнес-сообщества и научной среды конференции также предлагают огромные возможности — позволяют решить многие актуальные проблемы, наладить международное сотрудничество, познакомить сотрудников и объединить их усилия в решении научных и иных общественных проблем, вынести на обсуждение общественно значимые события и многое другое. Огромным преимуществом таких мероприятий является непосредственно реальное общение заинтересованных участников, а не виртуальная переписка. Поскольку научное мероприятие носит преимущественно официальный и строгий характер, мы уверены, что свободное публичное исполнение музыкальных произведений на научных конференциях поможет отвлечь их участников на время перерывов, обеспечить условия для непринужденного обсуждения насущных вопросов.

Таким образом, поскольку проведение благотворительных, спортивных и научных мероприятий не преследует цели извлечения прибыли от исполнения музыкальных произведений, а напротив преследует цель разрешения различных общественно значимых проблем, полагаем, что также как в случае проведения религиозных, похоронных и официальных церемоний, благотворительным организациям, организаторам спортивных соревнований и научных конференций следует предоставить право свободного использования музыкальных произведений путем их публичного исполнения на соответствующих мероприятиях в объемах, оправданных общественно полезными целями данных мероприятий. Иное публичное исполнение музыкальных произведений должно считаться нарушением действующего российского законодательства об объектах интеллектуальной собственности и интеллектуальных правах на такие объекты.

Литература:

  1. Абрамов А. М., Беспалько В. Г., Жданов С. П., Завьялов Н. В., Карпеченков М. Ю., Крайнов А. А. Административная и уголовная ответственность за посягательства на интеллектуальную собственность. —: Российская таможенная академия, 2014. — 160 с.
  2. Мерзликина Р., Юмашев А. Современный взгляд на определение понятия музыкального произведения как объекта авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2009. — № 8.
  3. Смирнов И. Е. О понятии музыкального произведения как объекта авторского права // Ленинградский юридический журнал. — 2015. — № 4.
  4. Свиридова Е. А. Правомерное использование музыкального произведения без согласия правообладателя // Образование и право. — 2017. — № 8.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая). — № 230-ФЗ от 18.12.2006.
  6. Алексеев С. С., Васильев А. С., Голофаев В. В. и др. Комментарий к ГК РФ (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). — 2. — Екатеринбург: Проспект, 2009. — 1504 с.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, музыкальное произведение, свободное публичное исполнение, ГК РФ, публичное исполнение, мероприятие, официальная церемония, Сочи, церемония, благотворительная деятельность.


Похожие статьи

О совершенствовании механизмов защиты авторских прав на объекты, размещенные и обращаемые в сети Интернет

Концепция исчерпания права в отношении электронных копий объектов авторских и смежных прав

О соотношении правовых и экономических основ регулирования процессов коммерциализации результатов интеллектуальной собственности

Особенности правовой охраны и ответственность интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав посредством сети Интернет

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Гражданско-правовые способы защиты авторских прав в сети Интернет

Порядок реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания

Понятие принципов российского избирательного права. Реализация права граждан на участие в референдуме

Защита прав добросовестного приобретателя имущества в международной торговле

Реализация субъективного публичного права на дошкольное образование в Российской Федерации

Похожие статьи

О совершенствовании механизмов защиты авторских прав на объекты, размещенные и обращаемые в сети Интернет

Концепция исчерпания права в отношении электронных копий объектов авторских и смежных прав

О соотношении правовых и экономических основ регулирования процессов коммерциализации результатов интеллектуальной собственности

Особенности правовой охраны и ответственность интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав посредством сети Интернет

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Гражданско-правовые способы защиты авторских прав в сети Интернет

Порядок реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания

Понятие принципов российского избирательного права. Реализация права граждан на участие в референдуме

Защита прав добросовестного приобретателя имущества в международной торговле

Реализация субъективного публичного права на дошкольное образование в Российской Федерации

Задать вопрос