Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблема защиты авторского права на музыкальные произведения

Юриспруденция
29.11.2024
50
Поделиться
Библиографическое описание
Никитченко, Р. А. Проблема защиты авторского права на музыкальные произведения / Р. А. Никитченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 414-417. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119790/.


В статье анализируются актуальные проблемы развития законодательства Российской Федерации и правоприменительная практика в сфере авторского права на современном этапе. На примере спорных ситуаций и правовых пробелов, с которыми сталкиваются на практике правообладатели и пользователи, раскрываются имеющиеся недостатки в правовом регулировании отношений по поводу создания, использования и охраны авторских прав на музыкальные произведения.

Ключевые слова: авторское право, музыкальные произведения, лицензия, информационно-телекоммуникационные сети.

Авторское право — это совокупность правовых норм, которые помогают определить и признать автора произведения науки, искусства, защищают произведения от незаконного эксплуатирования, наделяют автора имущественными и неимущественными правами. В связи с постоянным прогрессом в области технологий становится все сложнее контролировать использование объектов авторского права. С помощью интернета людям стало доступно постижение огромного количества знаний, используемых в сферах общественной жизни, в которых большую роль стало занимать творчество. Литература, музыка, изобразительное искусство все чаще и проще интегрируется в современное общество. Люди воплощают свою творческую энергию в картины, песни, инструментальные композиции, стихи, романы, и каждый индивид ставит различные задачи и цели, которые достигаются с помощью использования своего детища. Раньше люди, занимающиеся искусством, выполняли роль двигателей культурного прогресса, потому что сложности процесса были посильны не каждому, изъявившему желание попробовать себя в этом деле. Сейчас же все меняется, и существует огромное количество людей, занимающихся созданием объектов авторского права.

Музыка является одним из самых доступных и востребованных видов искусства, так как каждый день появляются тысячи новых исполнителей и композиторов, поэтому музыкальные произведения являются одним из самых распространённых объектов авторского права.

Отличие музыкального произведения от произведений литературы, изобразительного искусства заключается в том, что автор выражает свое мировоззрение и свои мысли путем последовательного построения звуков, которые обладают качествами высоты, длительности, тембра, в то время как, например, произведения литературы являются выражением мыслей автора с помощью слов.

В условиях развивающихся технологий появляются новые процессы создания и распространения музыки, т. е. музыка и технологический прогресс становятся все более соприкасающимися явлениями. Носителями музыки могут быть флеш-карты, жёсткие диски и др. С помощью интернета копии музыкальных произведений распространяются в любую точку мира, выкладываются на различные стриминговые площадки и в различные социальные сети. Но вместе с этим упрощается нелегальное распространение и использование музыкальных произведений, которые требуют контроля и правового регулирования. Периодично музыканты судятся из-за плагиата мелодий, партий, аранжировки композиций, из-за неправомерного использования их материала и т. д. Все это заставляет задуматься над тем, насколько актуально встает вопрос защиты и регулирования прав автора на музыкальные произведения, и с какой продуктивностью законодательство с этим справляется.

В российском законодательстве правовой защите авторского права на музыкальные произведения уделено внимание в 4 части Гражданского кодекса РФ [3], а также в некоторых статьях КоАП [2] и УК РФ [1], пользуясь положениями которых можно также сделать следующие выводы:

1) В ГК РФ не уделено внимание защите авторских на музыкальные произведения в сети интернет, что очень усложняет борьбу с пиратством и плагиатом в данной сфере, связанной с трудным контролем за передвижением информации;

2) Законодательство РФ придерживается традиционного подхода к регулированию отношений, связанных с защитой музыкальными произведений, устанавливая им такой же уровень охраны и защиты, как и остальным объектам авторских и смежных прав;

3) Согласно ст. 1255, 1228, 1270, 1233, 1265, 1257 ГК РФ законодательство наделяет автора произведения полным объемом прав на свое творение, тем самым дав ему возможность распоряжаться произведением и правами на него по своему усмотрению и быть защищенным в независимости от социального статуса;

4) Законодательством РФ предусмотрена ответственность за нарушение авторских прав на музыкальное произведение на гражданском, административном и уголовном уровнях в зависимости от характера совершенного правонарушения, а также от размера причиненного ущерба автору. Такой подход помогает более эффективно регулировать правоотношения в данной сфере.

Любое использование музыкального произведения без согласия автора является незаконным, что влечет за собой ответственность в соответствии с указанными выше законами.

В связи с развитием информационного пространства и технологий правовое регулирование авторского права на музыкальные произведения постоянно сталкивается с новыми формами нарушения, из чего возникает потребность в постоянном анализе судебной практики в РФ и зарубежных странах, в контроле за правомерным использованием произведений, а также в развитии российского законодательства.

Самыми опасными явлениями, которые связаны с авторскими правами на музыкальные произведения, являются «пиратство» и плагиат. Авторы произведений получают огромный материальный, а также моральный ущерб из-за названных правонарушений, что в последствии наносит также ущерб и государству. Именно на них следует обращать большое внимание при усовершенствовании законодательства, особенно в век цифровых технологий.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 [4]: «плагиат — это деяние выраженное, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени». Из определения следует вынести самое главное условие, которое и указывает на наличие плагиата — это присвоение авторства. Плагиат всегда связан с нарушением положений п. 2, ст. 1255 ГК РФ. К сожалению, гражданское законодательство не закрепляет в себе понятие плагиата, а также не вносит определенных норм, которые направлены на привлечение к ответственности за такое правонарушение. Из этого следует, что основным источником регулирования данного вопроса является ст. 146 УК РФ.

УК РФ предусматривает, что ущерб выражается в материальной форме, а также в «моральных издержках» автора. Суд определяет размер причиненного вреда в соответствии с объективными и субъективными факторами. Позиция уголовного законодателя не всегда является объективной, так как действия, связанные с плагиатом могут носить не только материальные последствия, и это, возможно, связано с неправильным пониманием сущности правонарушения, ведь присвоение авторства может приносить и только нематериальный ущерб, выраженный в физических и моральных страданиях автора.

В российской и мировой практике с каждым днем прибавляется все больше новых случаев плагиата, установленных судом, которые отходят от классического понимания плагиата, выраженного в идентичном порядке нот.

В рамках разбора проблемы борьбы с плагиатом музыкальных произведений, также особое внимание следует уделить такому явлению, как сэмплирование. Сэмплирование — это использование фрагмента произведения оригинального автора в своем произведении в роли основной темы песни или отдельного инструмента. Сэмпл может быть выражен в вокальной партии, барабанной партии, в партиях духовых, струнных и других инструментов, либо же в фрагменте, заключающем все вышеперечисленное.

Согласно п. 7, ст. 1259 ГК РФ часть произведения, т. е. сэмпл в том числе, является объектом защиты авторского права. Можно сделать вывод, что музыканты имеют права сэмплировать только в соответствии со ст. 1229, п.1, абз. 2 ГК РФ, т. е. только с согласия автора, либо же в отдельных случаях в соответствии с п. 1, ст. 1234 ГК РФ может быть подписан договор об отчуждении исключительного права на музыкальное произведение. Также на таком произведении обязательно нужно указать оригинального автора и название его произведения. Прибыль, полученная от использования музыкального произведения, рассчитывается из соглашения двух сторон.

Следующей актуальной проблемой защиты авторского права является защита авторских прав на музыкальные произведения в сети интернет. Именно музыка является одним из самых востребованных творческих продуктов, тем самым представляя собой очень прибыльную деятельность, связанную с ее сочинением и донесением до массового потребителя. Поэтому большое количество людей нацелено на незаконное ее использование в различных целях, как раз с помощью интернета, ведь этот источник информации очень тяжело контролировать.

Количество нарушений, связанных с использованием музыки, очень сильно возрастает. Основными причинами являются:

1) Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в рамках сети интернет.

2) Трудность идентификации личности, которая незаконно распространяет и копирует музыкальные произведения в интернете. Это связано с тем, что любой человек имеет право анонимно регистрироваться в сети интернет, т. е. в большинстве случаев от лица не требуется внесение паспортных данных для создания аккаунта в социальных сетях и платформах, которые предназначены для опубликования музыки. Также, лица, незаконно распространяющие музыкальные произведения, могут пользоваться специальными ID и IP адресами.

3) Наличие платформ, через которые непосредственно и происходит распространение и копирование музыкальных произведений. Большинство сайтов или платформ обязует людей заключать пользовательское соглашение, которое является одним из основных регуляторов отношений, связанных с использованием сервиса. За нарушение условий соглашения, в данном случае за незаконное распространение и копирование, администраторы сервиса, отслеживающие деятельность пользователей, имеют право на блокировку аккаунта, а также на удаление незаконно размещенной записи. Также, следует заметить, что музыкальные сервисы в последнее время все чаще переходят к способу оформления платной подписки с пользователями, которые приносят прибыль правообладателю, прослушав произведение.

Следует также отметить, что интернет — это глобальная сеть, а соответственно очень сложно отследить и регулировать распространение и копирование музыкальных произведений, так как в рамках сети интернет не существует государственных границ, поэтому эти отношения также требуют международного правового регулирования.

Для защиты авторского права в сети интернет авторам произведения всегда рекомендуется присваивать знак авторского права / копирайта ©, а также дату опубликования и наименование произведения и автора. По сути дела, знак копирайта закрепляет наименование произведения, имя автора, год опубликования и т. д. Обычно он ставится рядом с именем автора и тем самым предупреждает остальных людей, что произведение и автор защищены авторским законодательством РФ.

Защита авторских прав на музыкальные произведения в сети интернет является самой проблемной сферой в регулировании отношений, связанных с авторским правом. В РФ отсутствует узконаправленное законодательство для урегулирования таких отношений, что приводит к постоянному росту нарушений авторского права. Из-за трудностей, связанных с отслеживанием и доказательствами нарушенного права, оригинальные авторы произведений теряют большую прибыль, что также влияет и на государство. Появление в российском законодательстве закона, который смог бы более детально разобрать такие отношения и помочь автором эффективно защищать свои права, значительно улучшило бы состояние как материальное, так и культурное в различных сферах жизни. То же самое следует сказать и о международных соглашениях, заключение которых также эффективно повлияло бы на состояние авторского права как в каждой отдельной стране, так и в целом мире.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление: 29.05.2024.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление: 30.01.2024.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая: федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ: в ред. от 22.07.2024 № 190-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление: 30.01.2024.
  4. О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 // СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление: 30.01.2024.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
авторское право
музыкальные произведения
лицензия
информационно-телекоммуникационные сети
Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 414-417):
Часть 6 (стр. 371-435)
Расположение в файле:
стр. 371стр. 414-417стр. 435

Молодой учёный