В статье анализируются подходы к определению видов авторских прав. Основные категории авторских прав описываются с точки зрения законодательства. Также приведены и аргументированы исследовательские точки зрения относительно данного вопроса. Различные виды авторских прав анализируются путем выделения их характерных черт и особенностей.
Ключевые слова: авторское право, право на распространение, право на перевод, право на воспроизведение, право на публичный показ, право на импорт, право следования.
Действующее законодательство Российской Федерации в области авторского права определяет, что авторы обладают правовыми гарантиями в отношении созданных ими произведений. По мнению ряда ученых-юристов, данный факт проявляется непосредственно в виде такого единого права собственности, которое содержит право авторства и имени, неприкосновенности, обнародования произведения и т. д. [1, с. 97]
Мнение других исследователей отлично и отождествляется с тем, что автор может обладать четко ограниченным рядом субъективных прав, без их объединения [4, с. 64]
Сама категория авторского права имеет экономическую основу происхождения, ввиду того что разделяется на право имущественное и неимущественное. Законодательством Российской Федерации разграничены аспекты, указывающие на экономическую природу происхождения авторского права или же на его неимущественный характер. Так, статья 1228 ГК РФ, к личным неимущественным правам относит право авторства и право на имя. Они носят неотчуждаемый характер. Умышленным нарушением этих прав считается полное или частичное воспроизведение содержания произведения, без ссылки на авторство другого лица и указания источника заимствования информации, называется плагиатом [2, с. 547].
В случае возникновения юридической ситуации, в которой происходит нанесение крупного ущерба автору или иному правообладателю по причине нарушения его прав, то нарушитель непосредственным образом несет уголовную ответственность за данного рода нарушение законодательства.
Имущественное право автора — это исключительное право использования произведения в любой форме и любым доступным способом. Использованием произведения, в соответствии с п. 2 ст. 1270 ГК РФ, считается: воспроизведение, распространение, публичный показ, импорт в целях распространения, прокат, публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, практическая реализация, доведение до всеобщего сведения.
Правом на воспроизведение считается повторное придание ранее созданной объективной формы, доступной для восприятия иному кругу лиц. Дискуссии среди правоведов вызывает вопрос, о том является ли воспроизведение копированием непосредственно самого произведения или размножением его материальных носителей. Также в правовой сфере распространена и более широкое толкование данного понятия. Согласно нему, воспроизведение представляет собой любой доступный для этого способ. Подход с точки зрения узкой направленности определяет воспроизведение как изготовление одного или нескольких экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Также данный подход толкования выявляет и иные способы воспроизведения выносятся за рамки данного права и рассматриваются как особые правомочия автора [2, с. 64]
Распространенная разновидность воспроизведения — репродуцирование, факсимильное копирование в любом размере и форме, в любом количестве письменных и других графических произведений, путем фотокопирования или использования технических средств. С помощью современных технологий создание репродукций возможно в качестве, не уступающем оригиналу. При этом согласие автора и выплата ему вознаграждения не обязательна, в отличие от обязательного отображения имени автора или источника заимствования. Законодательно регламентируется использование произведения архивами и библиотеками в целях обучения, проведения исследовательских и других категорий работ. Основным отличием является объем использования этого права.
Правом на распространение считается возможность реализации объектов интеллектуальной собственности в гражданском обороте, с помощью размножения их на отдельные копии на основании правомочий по воспроизведению. Следовательно, распространение произведения возможно только путем фиксации его на материальных носителях. Стоит отметить, что распространением произведения не является его публичное воспроизведение или показ, основные способы распространения — продажа, прокат, а также бесплатная передача объектов авторского права — дарение имени [5, с.140].
Анализируя современные подходы к категории авторского права, необходимо отметить, что довольно важной тенденцией в авторском праве является то, что приобретение его объекта посредством покупки в личное пользование, позволяет дальнейшую реализацию данного объекта, без получения на это согласия автора. Так проявляется принцип «исчерпания авторских прав». Законом защищается только первичное распространение произведений. Отличительной чертой права распространения от права воспроизведения является то, что произведение возможно за пределами территории, где было произведено, и иным лицом, что его воспроизводило. Данным фактом подтверждается самостоятельность способа использования произведения.
В современной юридической науке определяются основные виды авторских прав, характеристика которых будет приведена ниже. Путем исследования их юридической природы и применения в практической деятельности будут выделены основные специфические черты и особенности видов авторских прав.
Правом на публичный показ предусмотрена демонстрация оригинала или одного из экземпляров авторского произведения, как непосредственно, так и посредством трансляции на экран, диапозитив, телевизионный кадр или иными техническими средствами. Специфическая особенность данного вида права заключается в том, что оно носит публичный характер, т. е. проводится в общедоступном месте. Таким образом, демонстрация для узкого круга лиц, в том числе членов семьи, друзей или специалистов, никоим образом не может быть приравнена к публичному показу.
Право на импорт предоставляет возможность создателю импортировать экземпляры своего произведения для реализации заграницей с целью его распространения. Его основной чертой является то, что у данного вида права прослеживается тесная взаимосвязь с правом распространения, оно является его разновидностью.
Правом на публичное исполнение предусмотрено публичное исполнение музыкальных, драматических, хореографических, литературных произведений, пантомим и сценографий. Непосредственное участие исполнителей (актеров, певцов музыкантов), воспроизводящих произведение в непосредственном контакте со зрителями, считается отличительной чертой данного права. Публичное исполнение при этом предполагает однократное восприятие произведения аудиторией. Это возможно во время проведения выставок, презентаций и т. д.
Право на передачу в эфир автор реализуется путем представления своего произведения для его публичного распространения посредством трансляции по теле- и радиоканалам. Процесс эфирной трансляции — передача знаков, звуков и изображений с помощью электромагнитных волн, посылаемых от передатчика и принимаемых в других местах на приемники, а затем снова преобразуемых в знаки, звуки и изображение, сообщение по кабелю, проводу, оптического волокна и других аналогичных средств, возможен только с согласия автора. Таким образом, передача в эфир транслирует авторскую работу широкому кругу лиц.
Различают также первоначальную трансляцию и ретрансляцию — прием и одновременное сообщение в эфир, которая предполагает публичный показ для нового круга потребителей. На ретрансляцию требуется специальное авторское разрешение.
Право на перевод. Перевод литературного произведения может быть произведен как самим автором, так и иными лицами, которые получили согласие автора на перевод. При этом не допускается искажение произведения в процессе перевода. В связи с этим в договоре должно быть прописано положение об авторизации перевода. И автор перед непосредственным допуском к публикации самостоятельно проверяет свою переведенную работу. Анализируя практическое применение данного вида права стоит выделить, что в случае обнаружения искажения или нарушения целостности произведения, автор имеет право запретить использование данного перевода и потребовать его корректировки.
Зарубин С. В. отмечает, что данное правомочие, несмотря на схожесть по характеру с исключительной лицензией, таковой не является, в силу того, что осуществление перевода может происходить с помощью нескольких самостоятельных переводчиков или организаций. Однако с учетом принятых обязательств, автор сам может отказаться от уступки данного права на определенное время [3, с. 23].
Право следования. Данное правомочие направлено на защиту интересов авторов объектов изобразительного искусства, так как художники получают доход при продаже оригинала своего произведения. Специфической особенностью данного вида авторского права является то, что право следования предполагает получение прибыли автором произведения изобразительного искусства не только от первичной продажи, но и от каждой последующей публичной перепродажи оригинала работы, посредством проведения аукциона. Исключение составляют архитектурные сооружения, фотографии и объекты прикладного искусства, которые не могут быть отнесены к объектам права следования.
Право следования является неотчуждаемым, и после смерти автора данное право по закону переходит к его наследникам. По мнению А. П. Сергеева, выручка от продаж произведений изобразительного искусства, а также часть прибыли от их последующих продаж, является основным источником дохода авторов. После смерти автора законом закрепляется право долевого участия за теми лицами, которые пользовались этими доходами совместно с автором. Обычно круг этих лиц преимущественно совпадает с кругом наследников по закону, соответственно закон относит их к субъектам права следования. Дальнейший переход права следования к иным лицам исключен, поскольку в законе говорится лишь о наследниках самих авторов [7, с. 142].
Право на переработку позволяет автору переделывать, аранжировать или иным способом перерабатывать собственное произведение. Законодательство Российской Федерации в гражданской сфере также закрепляет за автором это право. Ключевым моментом является тот факт, что при этом автору не запрещено поручать переработку иным лицам. Специфическая особенность этого вида права — его направленность на сохранение общего содержания, а также формы первоначального произведения. Право на переработку применяется ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности, наследуется по закону. Соответственно, наследники автора могут давать свое согласие на внесение различных изменений в произведение.
Исходя из этого следует, что авторское право представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих условия признания произведений науки, литературы и искусства охраняемыми государством объектов, устанавливающих необходимые достаточные основания и порядок в отношении возникновения, осуществления и прекращения прав на созданные автором результаты интеллектуальной деятельности. В отрасли права на современном этапе ее развития выделяют такие виды авторских прав как право на распространение, право на перевод, право на воспроизведение, право на публичный показ, право на импорт, право следования. Каждая из данных правовых категорий обладает своими специфическими чертами и особенностями, которые были раскрыты с юридической точки зрения в данной статье.
Литература:
1. Байтниц А. А. Прощалыгин Р. А. Сущность охраны авторских прав в международном частном праве // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2020. № 3. С. 96–102.
2. Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности. Учебник / М.: «Проспект», РГАИС. 2017. С. 547.
3. Зарубин С. В. К вопросу о гражданско-правовой защите авторских прав // Современная научная мысль. 2018. № 9. С. 21–25.
4. Исмаилов Р. А. Проблемы защиты авторских прав в цифровой среде // Юридическая наука. 2020. № 9. С. 63–65.
5. Моргунова Е. А. Авторское право. М.: Норма, 2017. 288 c.
6. Новоселова Л. А. Право интеллектуальной собственности. М.: Издательство Юрайт, 2017. 302 с.
7. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Феникс, 2019. 475 с.