Кавер-версия (cover-version) музыкального произведения как объект авторских и смежных прав | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Авторское право и смежные права

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.

Дата публикации: 19.04.2017

Статья просмотрена: 1789 раз

Библиографическое описание:

Субботин, Ф. В. Кавер-версия (cover-version) музыкального произведения как объект авторских и смежных прав / Ф. В. Субботин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 1 (1). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/66/2392/ (дата обращения: 21.11.2024).



Законодательство Российской Федерации не содержит в себе таких понятий как «музыкальное произведения» и «Кавер», однако отечественными учеными предпринимались попытки дать им дефиниции.

Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектом авторского права [1]. Легального определения произведения современное законодательство об авторском праве в себе не содержит. Однако, в трудах отечественных ученых в области юриспруденции можно обнаружить большое количество самых разных вариантов определения произведения. Э. П. Гаврилов определяет произведение достаточно просто, по его мнению, это «результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме» [2]. Несколько сложнее дал определение В. И. Серебровский, который определял произведение как «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [3].

Если же рассматривать понятие «музыкальное произведение», то мы можем заметить, что оно не раскрывается в юридической литературе. А. П. Сергеев и Н. В. Иванов определяют музыкальное произведение как «совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований» [4].

Форму произведения, охраняемую законом, как правило, делят на внутреннюю и внешнюю. В состав внутренней формы входят различные образы, являющиеся неотъемлемой частью сюжета. Внешнюю форму произведения образуют конкретные выразительные средства (язык, динамика, тембр, фактура, полифония, гармония, ритм), использующиеся для передачи образов.

В случае с музыкальными произведениями, правовой охране подлежит только внешняя форма произведения, так как внешняя форма образована из звукового ряда, который является определенной последовательностью звуков, созвучий и пауз различной высоты, длительности и силы. Иначе говоря, авторское право охраняет так сказать «музыкальный текст», то есть внешнюю составляющую музыкального произведения, которая воспринимается при прослушивании. Внутренняя форма музыкального произведения не может охраняться правом по своей природе. Образы в музыке не являются достаточно определенными и как следствие, они не подлежат правовой охране. Эти образы передаются с помощью различных по высоте, частоте, силе и длительности звуков, которые каждый человек воспринимает индивидуально.

Кавер-версией (Cover-version) является запись или исполнение песни, которая изначально исполнялась другим исполнителем [5]. Кавер-версия выгодна тем, что в руки исполнителя поступает уже готовая песня, обладающая определенным успехом, которую не нужно сочинять и обсуждать ее сочинение. Для кавер-версии достаточно только лишь выучить и отрепетировать её для последующей записи или исполнения. Исполнение кавер-версий популярно как среди любительских и начинающих групп, так и среди профессиональных музыкальных групп и сольных артистов — исполнителей. Некоторые музыкальные коллективы создаются изначально только лишь для того, чтобы играть кавер-версии. Бывают случаи, что многие известные песни, становятся популярными лишь после создания кавер-версий на них. В качестве примера таких песен можно привести кавер-версию группы «Metallica» на песню «Die, Die, Die my darling» группы «The Misfits» [6]или кавер-версию Whitney Houston на композицию «Iwill always love you» исполнителя/композитора Долли Партон [7]). Иногда эти Кавер-версии сыграны другими исполнителями настолько хорошим и запоминающимся образом, что у большого количества людей может сложиться мнение, что данная композиция является не кавер-версией на композицию другого исполнителя, а является собственной песней исполнившего её артиста — исполнителя.

Кавер-версии могут быть двух видов: исполнение композиции без ее изменения (классический) и исполнение композиции с изменением (оригинальный).

Для обоих видов правомерного исполнения кавер-версии музыкального произведения артисты исполнители должны совершить ряд действий, за исключением случаев, когда истёк законный срок охраны исключительных прав на данное музыкальное произведение, а также иных случаев, предусмотренных законом. Так согласно статье 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года. [8]

Для того, чтобы артист исполнитель мог правомерно исполнить свою кавер-версию на произведение без изменения композиции нужно получить разрешение автора или правообладателя на публичное исполнение данного произведения другого автора.

Право на публичное исполнение произведения относится к исключительным правам. Согласно пункту 6 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичным исполнением произведения понимается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения [9]. При исполнении данной кавер-версии композиции при помощи технических средств должно указываться имя автора оригинального произведения. Помимо этого, следует обратить внимание на то, что при исполнении данного произведения вживую на концерте организатор концерта должен договориться с организацией по коллективному управлению авторскими и смежными правами об исполнении данной кавер-версии.

Статьей 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентированы договорные отношения с правообладателями по вопросам управления авторскими и смежными правами. Согласно пункту 1 данной статьи организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов [10].

Для того, чтобы артист исполнитель мог правомерно исполнить свою кавер-версию на произведение с изменением композиции необходимо получить разрешение от автора или правообладателя на переработку произведения, к которой, в частности, относится создание кавера. Право на переработку произведения также относится к исключительным правам.

Согласно пункту 9 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного) [11]. После получения такого разрешения на создания производного произведения, в соответствии с частью 1 статьи 1260 гражданского кодекса Российской Федерации создатель такого производного произведения является его автором и обладает личными неимущественными и исключительными правами на такое произведение и может использовать его любым законным образом по своему усмотрению [12].

В случае нарушения вышеуказанных прав авторов или правообладателей музыкального произведения, автор или правообладатель имеют право обратится в суд с соответствующим исковым заявлением.

В соответствии со статьей 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Гражданским Кодексом РФ, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, исходя из характера нарушения;2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель [13].

Однако, на практике, зачастую, музыканты не смотрят на это как на нарушения их прав. Исполнение кавер-версий воспринимается как определенный жест уважения к группе, на чью песню исполняется кавер. Также это может быть выгодно для обеих групп, так как поклонники групп узнают об этом кавере и могут начать интересоваться творчеством группы исполнителя кавер-версии или группы, на песню которой исполняется кавер-версия.

Литература:

  1. Ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвёртая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства российской Федерации, 05.12.1994, N32
  2. Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 2005. С. 44.
  3. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. -Издательство академии наук СССР М., 1956. С. 32
  4. Иванов Н. В. Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие /под ред. А. П. Сергеева.- Москва: Проспект, 2015. — 6 с. ISBN 978–5-392–16747–0
  5. CambridgeDictionariesOnline // [Электронный ресурс]URL: http://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/англо-русский/cover-version (Дата обращения: 20.05.2015).
  6. DIE, DIEMYDARLINGWrittenbyDanzig // Metallica [Электронныйресурс] URL: https://metallica.com/songs/34733/die-die-my-darling (датаобращения: 05.03.2017).
  7. Марина Максимова. История одной песни: I WILL ALWAYS LOVE YOU, Долли Партон // Дилетант — Исторический журнал для всех -. — 2015. [Электронный ресурс] URL: http://diletant.media/story_of_one_song/25617216/ (дата обращения: 05.03.2017).Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвёртая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства российской Федерации, 05.12.1994, N32
  8. Пункт 6 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвёртая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства российской Федерации, 05.12.1994, N32
  9. Пункт 1 статьи 1243 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» (Дата обращения: 27.09.2016).
  10. Пункт 9 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвёртая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства российской Федерации, 05.12.1994, N32
  11. Часть 1 статьи 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвёртая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства российской Федерации, 05.12.1994, N32
  12. Статьи 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвёртая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства российской Федерации, 05.12.1994, N32
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, произведение, Российская Федерация, гражданский кодекс, смерть автора, жизнь автора, исполнитель, переработка произведения, производное произведение, срок действия.

Похожие статьи

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права

Некоторые аспекты авторских и смежных прав, сложившихся при воспроизведении и использовании музыкальных произведений, фонограмм (звукозаписи)

Понятие охраны и защиты в отношении авторских и смежных прав

Проблемы перехода произведения в общественное достояние до истечения срока действия исключительного права на произведение

Понятие, признаки и значение жилого помещения как объекта гражданских прав

Право на воспроизведение, распространение и импорт аудиовизуального произведения: законодательство и судебная практика

Арендная плата как существенное условие договора аренды зданий, сооружений

Что определяет произведение и как в нём выражается авторская позиция

Государственная и муниципальная гарантия как непоименованный способ обеспечения исполнения обязательств

Существенное нарушение договора как основание изменения и расторжения гражданско-правового договора

Похожие статьи

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права

Некоторые аспекты авторских и смежных прав, сложившихся при воспроизведении и использовании музыкальных произведений, фонограмм (звукозаписи)

Понятие охраны и защиты в отношении авторских и смежных прав

Проблемы перехода произведения в общественное достояние до истечения срока действия исключительного права на произведение

Понятие, признаки и значение жилого помещения как объекта гражданских прав

Право на воспроизведение, распространение и импорт аудиовизуального произведения: законодательство и судебная практика

Арендная плата как существенное условие договора аренды зданий, сооружений

Что определяет произведение и как в нём выражается авторская позиция

Государственная и муниципальная гарантия как непоименованный способ обеспечения исполнения обязательств

Существенное нарушение договора как основание изменения и расторжения гражданско-правового договора

Задать вопрос