Некоторые аспекты авторских и смежных прав, сложившихся при воспроизведении и использовании музыкальных произведений, фонограмм (звукозаписи) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 08.04.2020

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Пазова, Ф. М. Некоторые аспекты авторских и смежных прав, сложившихся при воспроизведении и использовании музыкальных произведений, фонограмм (звукозаписи) / Ф. М. Пазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68665/ (дата обращения: 22.12.2024).



В сложившейся ситуации нестабильное положение занимают результаты интеллектуальной деятельности на музыкальные произведения. Музыка всегда была и остается неотъемлемой частью любого общества и сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни. Однако мало кто знает и задумывается о юридической природе этих правоотношений, являясь продуктом интеллектуальной собственности, музыкальные произведения подлежат правовой охране и защите так же, как и любые другие.

Музыкальные произведения могут существовать в различных формах, воспроизводится с текстом или без текста (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), как произведения искусства «независимо от способа выражения». [1, статья 1259] Здесь можно провести тонкую грань между тем, где берут свое начало авторские права на музыкальные произведения (звукозаписи), которые впоследствии плавно перетекают в смежные. Авторские и смежные права по своей сути очень похожи на своеобразную матрешку, авторское произведение заворачивается в исполнение, которое уже в свою очередь фиксируется в фонограмме (звукозаписи). Институт смежных прав, в отличие от института авторского права, был образован сравнительно недавно. Его формирование было обусловлено стремительным развитием аудио-и видеозаписи, телевидения, Интернета и материальных носителей информации. Это в свою очередь привело к определенному отчуждению прав на результаты интеллектуальной деятельности исполнителей, организаций эфирного вещания, производителей видео-и звукозаписи.

Для эффективной защиты новых субъектов интеллектуальной собственности требовалась несколько новая система охраны прав, нежели та, которая охраняла авторские права, поскольку их деятельность не носила того творческого и оригинального характера, который присущ охраняемым авторским правом произведениям. Эти права не просто смежные с авторскими, но и зависимые от них. Права рассматриваемых субъектов обособляются в самостоятельную систему смежных с авторскими правами. Исходя из смысла различных источников, посвященных правовому регулированию отношений в сфере смежных прав, справедливо отметить, что если авторское право возникает с момента создания произведения в результате интеллектуальной и иной творческой деятельности, то смежное право возникает тогда, когда авторское произведение приобретает ту или иную форму существования. Именно эта форма становится объектом защиты смежных прав. [3, С. 3]

Проблема защиты смежных прав на международном уровне также становится все более актуальной с появлением Интернета границы между странами стали более размытыми, следовательно, усложнилось регулирование отношений в данной сфере. В некоторых странах смежные права рассматриваются в совокупности с авторским правом, не выделяя их в отдельную систему (США) или (Иран), где не предусмотрена какая-либо охрана прав исполнителей, производителей фонограмм или вещательных организаций.

Следует также отметить, что права лиц, деятельность которых связана с непосредственной интерпретацией готовых произведений, не могут быть идентичны правам авторов произведений и, следовательно, не столь верно рассматривать смежные права в сочетании с авторским правом. С определенной точки зрения деятельность исполнителей, например, музыкальных произведений, можно считать вторичной по отношению к деятельности авторов произведений.

Артисты-исполнители, режиссеры или драматурги по своей сути не создают произведения, а лишь интерпретируют уже созданные, делая их доступными и запоминающимися благодаря своему таланту или личным качествам. По такому же принципу производители фонограмм различных теле-и радиопередач, добиваются художественных результатов преимущественно используя какие-либо необходимые для этого технические средства.

Таким образом, правовое регулирование необходимо также в отношениях, связанных с использованием исполнений или постановок, обеспечением исключительных прав исполнителей, производителей фонограмм и недопущением производства контрафактной продукции (экземпляры произведений и фонограмм). Проблема защиты авторских и смежных прав на музыкальные произведения приобретает особую актуальность на фоне масштабных достижений в развитии информационных технологий и распространении продуктов интеллектуальной собственности в сети Интернет. Необходима соответствующая трансформация и расширение законодательства с учетом технологических новшеств, которые помогут устранить угрозу нарушения авторских прав.

Бывает также, что иногда правообладатели не в полной мере осведомлены об объеме своих прав на принадлежащие им произведения, в данном случае главной проблемой является либо нежелание вдаваться в юридические тонкости данного вопроса, либо банальная нехватка времени и нежелание нести дополнительные денежные затраты.

Как справедливо отмечает профессор Н. В. Иванов в своей работе по защите авторских и смежных прав на музыкальные произведения, " простота и доступность современных технических средств, обеспечивающих их владельцам реальную возможность неограниченного использования результатов интеллектуальной деятельности в области музыки, в частности возможность их «цифрового» копирования в неограниченных количествах, привели к масштабному росту случаев нарушения законодательства об авторских и смежных правах». [2, с. 4]

Основная проблема заключается не только в несанкционированном копировании и использовании музыкальных произведений, но и в заимствовании третьими лицами из оригинального авторского произведения какого-либо отрывка с целью его последующего изменения, так называемого сэмплирования. Цель сэмплирования является заимствование наиболее яркого и запоминающегося фрагмента из музыкальных произведений для его дальнейшего использования в совершенно ином произведении, новом по своей сути. На этом этапе возник вопрос о том, что такое сэплирование с точки зрения регулирования авторского права: цитирование или другой случай свободного использования; использование произведения, требующего разрешения правообладателя. [4, с. 48] Большинство юристов относят сэмпл к одной из разновидности цитирования. Однако это не следует позиционировать с точки зрения буквального цитирования, поскольку многие заимствованные фрагменты подвергаются значительной обработке с использованием различных типов музыкальных инструментов или компьютерных программ. В некоторых случаях заимствованные отрывки кажутся настолько незначительными (например, один аккорд, вырезанный из гитарного произведения), что неуместно говорить о цитировании или «музыкальном воровстве».

Право на использование музыкального произведения приобретается путем уплаты роялти, совместного владения или цессии. Несмотря на то, что право на использование сэмплов может быть получено различными способами, доминирующими из них являются приобретение прав и получение лицензий на использование сэмплов и на переработку произведений. Универсальный принцип автономии сторон, который применяется к договорным обязательствам, также применяется в этой области права, что следует учитывать при заключении и толковании лицензионных и других соглашений, касающихся приобретения прав на произведение.

Создание единой системы лицензирования сэмплов позволит устранить неопределенность, связанную с нарушением авторских прав на сэмплирование, и решить проблемы, присущие современной юридической практике в регулировании данной сферы правоотношений. [5, с. 198] Внесение соответствующих изменений в действующее авторское право позволит защитить интересы всех сторон, гарантируя дальнейшее развитие творчества с правомерным использованием сэмплов. Соответствующая реформа законодательства об интеллектуальной собственности стала бы некоторым свидетельством того, что закон идет в ногу со временем и стремительно развивающимися технологиями.

Производная запись никоим образом не заменит оригинальное произведение и не повлияет на его продажи. Таким образом, сэмплирование не будет являться фактором, негативно влияющим на желание автора оригинальной песни или записи творить в будущем. Композиция с использованием сэмпла является творческим продуктом, и авторское право сегодня, хотя и частично, но препятствует созданию таких произведений.

В ходе дальнейших реформ и развития законодательства в этой области необходимо исходить из новых реалий, сложившихся на музыкальном рынке в последние десятилетия с учетом появления новых жанров музыки и особенностей каждого из них, а также развитие цифровых технологий, которые оказали существенное влияние на музыкальную индустрию, влияя как на ее творческую, так и на правовую составляющую.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (Электронный ресурс) URL: http://www.pravo.gov.ru / Дата обращения 30.04.2020.
  2. Иванов Н. В. Авторские и смежные права в музыке. — М.: Проспект, 2009. — 176 с.
  3. Иванов А. А. Международно-правовая охрана смежных прав: дис. канд. юрид. наук. Саратовская гос. юридическая акад., Саратов, 2016.
  4. Луткова О. В., Черныш Д. О. Конвенционное регулирование свободного использования произведений в трансграничном коммерческом обороте // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2011. — № 12. — С. 47–56.
  5. Рабизов А. Н. Особенности регулирования трансграничных отношений в сфере авторских и смежных прав на музыкальные произведения. Сэмплирование // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 12. — С. 194–201.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, интеллектуальная собственность, авторские, производитель фонограмм, авторское произведение, интеллектуальная деятельность.


Похожие статьи

Особенности правовой охраны и ответственность интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав посредством сети Интернет

Концепция исчерпания права в отношении электронных копий объектов авторских и смежных прав

Понятие охраны и защиты в отношении авторских и смежных прав

Отдельные аспекты обеспечения и реализации свободы передвижения и выбора места жительства человека и гражданина в Российской Федерации

О совершенствовании механизмов защиты авторских прав на объекты, размещенные и обращаемые в сети Интернет

Развитие положений права интеллектуальной собственности о свободном публичном исполнении музыкальных произведений

О соотношении правовых и экономических основ регулирования процессов коммерциализации результатов интеллектуальной собственности

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и исключительное право на фирменное наименование: вопросы соотношения и столкновения

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Похожие статьи

Особенности правовой охраны и ответственность интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав посредством сети Интернет

Концепция исчерпания права в отношении электронных копий объектов авторских и смежных прав

Понятие охраны и защиты в отношении авторских и смежных прав

Отдельные аспекты обеспечения и реализации свободы передвижения и выбора места жительства человека и гражданина в Российской Федерации

О совершенствовании механизмов защиты авторских прав на объекты, размещенные и обращаемые в сети Интернет

Развитие положений права интеллектуальной собственности о свободном публичном исполнении музыкальных произведений

О соотношении правовых и экономических основ регулирования процессов коммерциализации результатов интеллектуальной собственности

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и исключительное право на фирменное наименование: вопросы соотношения и столкновения

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Задать вопрос