Особенности экологического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Антонова Н. А. Особенности экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 334-336. — URL https://moluch.ru/archive/233/54186/ (дата обращения: 06.12.2019).



Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является развитие гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней, т. е. — формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Исходя из указанной цели, предполагается решение следующих задач:

– воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать ее красоту и многообразие;

– формировать знание о природе;

– развивать сочувствие, сопереживание ко всему живому.

Данные задачи должны решаться не обособленно, а взаимосвязано. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее — дело сложное. Для этого воспитатель сам должен уметь жить в гармонии с природой. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода в формировании экологической культуры дошкольников, является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.

В процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста используют разные методы: наглядные, это например, наблюдение, демонстрация; практические, это игры; словесные, это беседы, чтение художественных произведений (что способствует расширению знаний о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания) и экспериментальные, это опыт (то есть это наблюдение со специально созданными условиями).

Эти методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней (наблюдение, несложные опыты, игры с природным материалом), или через ознакомление опосредованным путем (беседы, чтение художественных произведений).

Наблюдение является основным методом ознакомление детей с природой, он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате у детей формируются реальные представления об объектах природы. В это время, так же активно взаимодействуют речь, мышление и восприятие. Во время наблюдения дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи.

Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой бывают разные: занятия; экскурсии; прогулки; работа в повседневной жизни.

В детском саду интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях не предоставляется возможным, поэтому основной объем материала я даю в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного общения с детьми.

В ходе экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду используются различные методы: словесные (беседы, чтение художественной литературы); наглядные (труд); экспериментальные (опыт). Дети знакомятся с природой через экскурсии, прогулки, занятия. Проводятся занятия первично-ознакомительного типа; занятия углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа; занятия комплексного типа. В группах есть уголки природы, в которых дети наблюдают за ростом и развитием растений, за изменениями, которые происходят в зависимости от сезона. В работе с детьми использую метод наблюдения. Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, на участке, помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений и животных. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся со строением и функциями их органов. Проводим наблюдения и во время прогулок: за кошками, собаками, птицами. Также в осенне-зимне-весенний период кормим птиц. Предварительно дети с родителями делают кормушки, которые мы разместили на участке.

Экологические занятия воспитывают в детях любовь к природе, стремление охранять ее.

Литература:

  1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
  2. Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998.
  3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. — Мн.: Нар. асвета, 1972.
  4. Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста Электронный курс / В. Г. Фокина, О. М. Газина. — Режим доступа: http://fictionbook.ru/ static/ trials/ 09/74/11/09741121.а4.pdf
  5. Гончарова, Е. В. Технология экологического образования детей ДОУ Текст: учебное пособие / Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева. — Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002.- 194 с.
  6. Зебзеева, В. О. О формах и методах экологического образования дошкольников Текст / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 45–49.
  7. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников Текст / А. И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80 с.
  8. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие Текст / С. Н. Николаева. — М., 2005. — 336 с.
  9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  10. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, занятие, детский сад, экологическое воспитание, любовь, наблюдение.


Похожие статьи

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные

Экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление охранять ее.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики...

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание.

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание...

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе.

Начала работу по экологическому воспитанию детей в детском саду с организации

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во...

ребенок, экологическое воспитание, детский сад, совместная...

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое

Начала работу по экологическому воспитанию детей в детском саду с организации природной зоны...

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. 1. Проявляет ли Ваш...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как...

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного...

ребенок, природа, экологическое воспитание, внимание детей, наблюдение, растение, работа, животное, неживая природа, жизнь

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

Экологическое воспитание в ДОУ можно рассматривать и как нравственное воспитание (воспитание стремления защищать и беречь природу).

Задачи экологического образования в детском саду: ‒ формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа...

Вопрос экологического воспитания в работе со старшими дошкольниками и родителями в ДОУ.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое

Экологическое воспитание — это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу...

Похожие статьи

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные

Экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление охранять ее.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики...

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание.

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание...

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе.

Начала работу по экологическому воспитанию детей в детском саду с организации

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во...

ребенок, экологическое воспитание, детский сад, совместная...

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое

Начала работу по экологическому воспитанию детей в детском саду с организации природной зоны...

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. 1. Проявляет ли Ваш...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как...

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного...

ребенок, природа, экологическое воспитание, внимание детей, наблюдение, растение, работа, животное, неживая природа, жизнь

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

Экологическое воспитание в ДОУ можно рассматривать и как нравственное воспитание (воспитание стремления защищать и беречь природу).

Задачи экологического образования в детском саду: ‒ формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа...

Вопрос экологического воспитания в работе со старшими дошкольниками и родителями в ДОУ.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое

Экологическое воспитание — это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу...

Задать вопрос