Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Бутова Н. А., Токарев А. А. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 163-165. — URL https://moluch.ru/archive/174/45816/ (дата обращения: 18.06.2018).



В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, закрепилось чувство сострадания к живой природе необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание в ДОУ можно рассматривать и как нравственное воспитание (воспитание стремления защищать и беречь природу).

Формирование гуманного отношения к окружающему миру подразумевает под собой воспитание в ребенке уважения к природе, ребенок должен понимать неразрывную связь человека и природы. Тесная связь и непрерывное взаимодействие человека и природы показывается на примере сделанных своими руками кормушек и скворечников для птиц, разрушенных муравейников. Перед воспитателем стоит очень важная задача — показать и объяснить детям, что в отношении природа-человек, они занимают более сильную позицию и именно на их плечи ложится ответственность за окружающий мир, поэтому они должны не только покровительствовать, но и беречь, сохранять и заботиться о природе.

Для развития у детей дошкольного возраста этического и гуманного отношения к окружающему миру — необходимо включать их в практическую деятельность — создать условия для постоянного и полноценного общения с живой природой. Воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания дошкольников, поэтому активное гуманное отношение к природе должно поддерживаться и укрепляться, а создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей — радость от выполненной работы (например, выращенный самостоятельно овощ, расцветший цветок, вылеченный птенец) способствует дальнейшему развитию у дошкольников чувств сострадания и сопереживания. Во время прогулок по экологической тропе необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить их наблюдать за состоянием растений и поведением птиц, животных и насекомых, способствовать тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного ими.

Цель экологического воспитания в ДОО–это формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.

Задачи экологического образования в детском саду:

‒ формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, суть которого состоит в развитии экологических знаний об устройстве окружающего мира, роли в нем человека, пониманием основных взаимосвязей в отношениях человек-природа;

‒ развитие навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, уважения к объектам природы и грамотное взаимодействие с ними

‒ развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;

‒ формирование сознательного отношения к окружающему миру на основе создания и присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

Содержание современного воспитательного и образовательного процесса предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. В особенности это касается работы с детьми дошкольного возраста.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей — это огромный процесс их всестороннего развития [1, 10–16]. Знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у детей мышление: наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов. Сравнивают, находят сходство и различие разных природных объектов. Устанавливают взаимосвязь растений и животных к сезонным явлениям и к среде обитания. Знакомство с природой проявляет любознательность ребёнка, получают эмоциональные впечатления о природе.

Огромную роль играет акцент на художественном, эстетическом воспитательном процессе (сказка, рассказы, музыка, рисунки). Основная задача дошкольной организации поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия. В экологическом воспитании используются разнообразные формы и методы: экологические экскурсии, целевые прогулки/ наблюдения, природоведческие игры, занятия, конкурсы, практическая деятельность. В дошкольном возрасте в ребёнке заложено первоначальные понимания взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждается в определённых условиях жизненно необходимых; человек пользуется природными ресурсами Земли, охраняет природу и по мере возможности восстанавливает её богатство [2, 32].

Кроме того, у детей необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способом охраны природы и животных. В процессе экологического воспитания нужно показать детям взаимосвязь жизни человека с миром природы; укреплять их здоровье (гулять чаще на свежем воздухе, купаться, трудиться и т. д.); подвести их к тому, что для жизни необходимо создать вокруг себя благоприятную обстановку. В доступной для детей форме рассказать и продемонстрировать им, что в природе всё взаимосвязано и, нарушая одну из этих связей, ведёт за собой изменения. В настоящее время проблемы окружающей среды приобрели огромное значение. Общей задачей для нас стало защита окружающей среды от загрязнения и разрушения. Совместно с родителями проводить праздники и развлечения, организовывать фотовыставки. Во время прогулок с детьми приучать к наблюдению за природой, они способствуют развитию вниманию и наблюдательности, памяти и мышления. Эти простые наблюдения воспитывают положительные качества детей.

Семья как средство формирования у ребёнка личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Родители могут получить информацию:

‒ на родительских собраниях;

‒ в процессе посещения территории детского сада;

‒ из консультаций для родителей;

‒ в совместной деятельности с детьми.

Таким образом, взаимодействия дошкольников с природой в процессе экологического образования в ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей, поскольку именно деятельность развивает психику ребёнка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Экологическое образование — непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития и саморазвития личности, который ориентирован на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений и норм поведения, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды [3, 11–15].

Литература:

  1. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. -2005. — № 3. — с. 10–16.
  2. Серебрякова Т. А. Экологическое образование дошкольников — М., 2006. — с. 32–35.
  3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. -2005. — № 17. — с.11–15.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос