Как графический дизайн в детских образовательных учреждениях может стать более доступным для детей с ограниченными возможностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 25.11.2018

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Шокарева, А. В. Как графический дизайн в детских образовательных учреждениях может стать более доступным для детей с ограниченными возможностями / А. В. Шокарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 395-397. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54127/ (дата обращения: 19.10.2024).



Дизайнерское мышление — это процесс внедрения инноваций и решения проблем. Это такой успешный и универсальный инструмент, который создает не только красоту, как твердят многие стереотипы, но и функциональность. Многие даже не подозревают, как сильно дизайн влияет на жизни людей.

Дизайн — это путь, с помощью которого все люди могут чувствовать себя интегрированными в общество, это также путь, поддерживающий достоинство каждого человека, его права. И при неправильных решениях, он может повысить уязвимость определенных групп людей, чьи потребности не были учтены.

Сфера, на которую прежде всего нужно обратить внимание — это система образования. Ведь именно с ранних этапов необходимо создавать развивающую среду и формировать определенные ценности у детей любого уровня мобильности. Таким образом, реализация права каждого ребенка на полноценную жизнь и всестороннее развитие напрямую зависит от решений дизайнерского мышления.

Во многих школах России уже внедрены элементы доступной среды, среди которых: архитектурные (установка пандусов, противоскользящих покрытий, специальных перил и поручней),материально-технические (установка мобильных подъемников на лестницах, специальной мебели и сантехники) предметно-пространственные (использование в классах читающих машин, адаптированных клавиатур и т. д.) элементы. Безусловно, данные решения значительно упрощают жизнедеятельность учеников с ограниченными возможностями здоровья. [1]

Но необходимо также не исключать немаловажные аспекты графического дизайна, чему не уделено должного внимания.

Дети-инвалиды по своей природе имеют разные потребности, которые иногда не определяются правилами. Важно иметь в виду, что ребенок с инвалидностью не учится так же, как это делает обычный ребенок. Они могут иметь или не иметь нарушения двигательных навыков, менее развитые социальные навыки, нарушения когнитивного развития или проблемы внимания.

Одной из важнейших задач, которую необходимо решать в первую очередь — это проектирование навигации в школе, разработанной визуально и физически так, чтобы способствовать лёгкому и быстрому пониманию всеми учениками. Этого можно достигнуть тщательно продуманной системой навигации с определенными упрощенными знаками, а также с крупным размером шрифтов, где он необходим. Это помогает детям развивать повседневную жизнь, проще ориентироваться в пространстве здания и на территории школы.

Цвета, используемые в полиграфии и на различных пособиях в классе, афишах, крупных баннерах и других элементах также могут вызывать негативное или положительное воздействие на психику учеников. Лучшие цвета для детей с особыми потребностями — приглушенные, более холодные цвета, а не яркие теплые цвета. Жёлтый в большом количестве может вызвать напряжение в глазах из-за его яркости. Красные могут вызвать гиперактивность у ребенка. Зеленые и голубые — лучшие варианты. Синий успокаивает. Зеленый имеет тот же эффект, но с более привлекательным, теплым чувством к нему. Это не означает, что нельзя использовать теплые яркие цвета. Их следует употреблять в качестве цветов акцента. Данные приёмы употребления цветов в полиграфии касаются и иллюстративного ряда. Хорошее эмпирическое правило состоит в том, чтобы обеспечить как минимум 70 % разницу в цвете между шрифтом и фоном. Дизайнеры достигают оптимального контраста между оттенками путем сочетания дополнительных цветов, однако их значение и интенсивность слишком схожи. Эта оптическая иллюзия создает у многих читателей зрительное напряжение.

Четкие подразделения обеспечивают акцентирование информации для читателей с нарушениями зрения, указатели помогают идентифицировать нужные разделы и быстро обрабатывать смысл. Иерархия должна присутствовать во всех проектах, но особенно важна в сложных произведениях, где явный логический порядок приносит пользу читателям разных способностей. Важно выбрать бумагу из печатных материалов, которые минимизируют блики. Лучше использовать бумагу с матовым, а не с глянцевым эффектом.

Связь между основным и соединительным штрихами, которые определяют распознавание букв, также является немаловажным критерием читабельности. Если буква имеет чрезвычайно толстый основной и маленький соединительный штрихи, для распознавания букв требуется больше времени. То же самое верно для тонких основных и небольших соединительных штрихов. Соотношение высоты между строчными и прописными буквами также имеет решающее значение для определения общей удобочитаемости. Считается, что шрифты с высокими x-высотами легче читать, потому что они выглядят большими. Курсив, подчеркивание также должны использоваться только тогда, когда они улучшают общение, в противном случае они создают визуальное отвлечение. [2]

Таким образом, с помощью проектирования различных носителей для школы, учитывая все вышеперечисленные правила, графический дизайнер может создать комфортное обучение и нахождение в школе для всех учащихся. Благодаря этим принципам будут достигнуты следующие необходимые условия для достижения доступной среды: информационная осведомленность, усиление обучения, адаптация, комфорт, чувство безопасности, устойчивое развитие, социальная сплоченность.

Проектирование для детей с особыми потребностями — это вызов, который обязан принимать каждый дизайнер. Очень важно, чтобы подходы были тщательно разработаны в тесной консультации с заинтересованными сторонами.

Развивающаяся и доступная среда детских образовательных учреждений должна становиться объектом самого пристального внимания специалистов разного профиля, в том числе графических дизайнеров. Повышенное внимание к доступной среде для детей с ограниченными возможностями определяется тем, что именно от качества образования, социальной адаптации людей с ограниченными возможностями и, в целом, от качества их жизни, начиная с ранних этапов, во многом зависит развитие России в ближайшие десятилетия. Ведь от того, какое поколение мы воспитаем, какие стартовые условия предоставим для его развития, зависят культура, физическое и нравственное здоровье нашего общества. [3, с.3]

Литература:

1. Создание доступной среды в образовательном учреждении// Obrazov.org. URL: https://www.obrazov.org/info/articles/sozdanie-dostupnoy-sredy-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii/ (дата обращения: 21.10.2018)

2. Как может графический дизайн быть более доступным для людей с ограниченными возможностями?// Графический дизайн. URL: https://graphicdesign.stackexchange.com/questions/15674/how-can-graphic-design-be-more-accessible-for-people-with-disabilities (дата обращения: 21.10.2018)

3. Грашин А. А. Дизайн детской предметной развивающей среды. -: Отдельное издание, 2008. — 296 с.

Основные термины (генерируются автоматически): доступная среда, дизайнерское мышление, распознавание букв, ребенок, цвет.


Похожие статьи

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

Работа с контурными картами на уроках географии как инструмент развития пространственной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Методические аспекты применения различных технологий на занятиях по хореографии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Похожие статьи

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

Работа с контурными картами на уроках географии как инструмент развития пространственной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Методические аспекты применения различных технологий на занятиях по хореографии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Задать вопрос