Навык сформированности пространственной ориентации у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья развивается с опозданием от среднестатистической нормы. Проанализировав труды выдающихся педагогов и психологов, можно сделать вывод, что основными причинами этого является бедность практического опыта ориентировки и слабость ее мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений и ориентировки у детей с ОВЗ нарушается по всем направлениям. Дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности.
Вследствие слабости интегрирующей деятельности мозга у детей с ОВЗ затруднено полноценное развитие пространственных представлений, практической и мысленной пространственной ориентировки, что приводит к существенным затруднениям при решении различных задач в процессе обучения географии.
Сформированность пространственных представлений у обучающихся с ОВЗ является одним из важных требований его социального развития, необходимым условием успешного познания и активной трансформации действительности.
Если пространственные представления недостаточно сформированы у обучающихся с ОВЗ, то можно наблюдать многочисленные ошибки, трудности в процессе обучения и овладение необходимыми компетенциями при изучении географии.
Проблема формирования пространственных представлений у учащихся с ОВЗ является сложной и разносторонней, что приводит к ее актуализации на современном этапе развития школьного образования.
В большой психологической энциклопедии дается такое определение: пространственные представления (англ. space representations) — представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. 1 Пространственные представления — необходимый элемент познания и всей практической деятельности.
Для развития пространственной ориентации и пространственных представлений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выступает такой инструмент как контурная карта.
Контурная карта — особый вид учебных бланковых немых географических карт, содержащих элементы географической основы и координатную сетку. [2]
Процесс выполнения заданий на контурных картах у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вызывает затруднения, так как обучающиеся с ОВЗ с трудом усваивают такие ориентиры как вверху, внизу, слева, справа. Но при работе с контурной картой не используют ориентировку как вверху или внизу, слева или справа, а используют ориентировку по сторонам горизонта север, юг, запад, восток. Определение сторон горизонта на контурной карте вызывает большое затруднение у обучающихся. Для запоминания сторон горизонта на контурной карте использую ориентировку по рукам. Географические объекты, находящиеся по левую руку, всегда находятся на востоке, а по правую — на западе. Если посмотреть на верхнюю сторону контурной карты, там будет север, а если опустить глаза, то будет юг. Такая привязка к рукам ускоряет процесс развития пространственной ориентировки.
Использование контурных карт на уроках географии позволяет формировать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии контурных карт способствует запоминанию картографического содержания и формированию умения по словесной географической характеристике территории определять её положение на карте.
В процессе работы с контурной картой обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья развивают пространственную ориентацию, так как обучающиеся выполняют различные задания на всех этапах урока: при изложении нового материала, при закреплении и проверке изученного.
При составлении заданий на контурной карте учитываю важное требование дидактики — постепенный переход от знакомого к менее знакомому, от более простого к более сложному. В своей работе использую различные задания на контурных картах, руководствуясь данным требованием:
- Заполненные карты — данные карты использую на начальном этапе обучения географии в 6 классе. Обучающиеся находят географические объекты на заполненной контурной карте, а затем на своей «пустой» контурной карте определяют данные объекты и соотносят примерное географическое положение объекта и подписывают его.
- «Полунемые» — на данных контурных картах подписываю только первые буквы географического объекта, а обучающиеся определяют по физической карте, где находится объект по отношению к другим объектам и его название, тем самым определяет его географическое положение. Обучающиеся запоминаю, где расположен тот или иной географический объект и при показе на настенной карте у доски вспоминают, представляют, как наносили его на контурную карту, тем самым контурная карта способствует развитию пространственной ориентации и память.
- «Путешествие по контурной карте». Обучающие наносят на контурную карту маршрут путешествия от одного географического объекты к другому. Обучающимся необходимо образно представлять географические объекты на географической карте, их расположение по отношению друг к другу и нанести их на контурную карту. Наносить необходимо все географические объекты, соблюдая их правильное расположение в пространстве.
- «Раскрашивание определенной территории». Данное задание применяю при изучение природных зон как России, так и каждого из материков, за исключением Антарктиды. Контурная карта закрашена частично, пропущенная какая-то из природных зон. Обучающимся необходимо определить какая зона пропущена и раскрасить ее. Данные задания направлено так же на развитие пространственной ориентации, так как обучающимся необходимо представить, как расположены природные зоны.
Контуры объектов, имеющиеся на контурной карте, помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов, их взаимосвязи между собой. Все географические объекты, нанесённые на карту, помогают запоминать их, способствуют пониманию символики карты, её содержанию.
Работа на контурных картах должна быть систематической. Если выполнять задания в системе, то обучающиеся выполняют задания осознано, ориентируются как на географических картах, так и на контурных.
Литература:
- Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. — Москва: Эксмо, 2007. — 542, [1] с.: портр.; 26 см.; ISBN 978–5-699–20617–9 (В пер.)
- Контурная карта // География. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. А. П. Горкина. — М.: Росмэн-Пресс, 2006. — 624 с. — (Современная иллюстрированная энциклопедия).