LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 15.05.2021

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Карачарова, Л. Е. LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей / Л. Е. Карачарова, А. А. Жуйборода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80994/ (дата обращения: 16.12.2024).



Настоящее время по праву считается веком компьютеризации и роботостроения. Невозможно представить жизнь в современном мире без машин, предназначенных для производства и обработки продуктов питания, производства одежды, сборки автомобилей, сложных систем управления и т. д. Технический прогресс пронизывает все сферы жизни человека и вызывает интерес современных детей к технологиям. С раннего возраста детей интересуют различные устройства и механизмы, а именно то, как они работают, как самостоятельно сконструировать и собрать эти механизмы. В то же время ребенок должен не только обладать определенными знаниями, но и уметь самостоятельно приобретать эти знания, использовать их, трансформировать и адаптировать предыдущий опыт к быстро меняющимся условиям.

LEGO — одна из самых известных и широко используемых образовательных систем, которая часто использует трехмерные модели реального мира и предметную игровую среду для обучения и развития детей.

Игра — самый важный спутник детства. С LEGO дети могут учиться, играя.

Конструкторы LEGO сегодня — незаменимый материал в дошкольных учреждениях. Дети любят принимать участие в свободной деятельности.

При работе с конструктором LEGO можно выделить следующие этапы:

– конструирование по модели, то есть добавление предложенной выкройки с определенными деталями по желанию ребенка;

– конструирование по чертежам и схемам, когда детям необходимо воссоздать внешние и индивидуальные особенности проектируемого объекта;

– конструирование по теме, воссоздающая общую тему, на основе которой построено данное здание;

– конструирование по зачину, когда дети сначала слышат сказку, сказку, а потом сами воссоздают свое строение [2, с. 22].

Созданные — ЛЕГО постройки используются детьми в ролевых играх. Например, два мальчика построили здания LEGO. Сначала сделали поезд, потом туннель и мост. Потом запустили игру, поезд зашел в туннель, переехал через мост и т. д.

Объекты, смоделированные на основе деталей LEGO, можно использовать в игровых театрах, где содержание, роли и действия в игре определяются сюжетом и содержанием литературного произведения или сказки. LEGO также можно использовать в обучающих играх и упражнениях. На основе дидактических игр, описанных в общем и специальном образовании, могут быть разработаны различные учебники и использованы для выполнения упражнений с целью развития языка, интереса к обучению и формирования коммуникативной функции. Например, в игру «Замечательный мешок», в которой дети развивают чувственное восприятие формы и языка, можно играть с LEGO. Учитель складывает в сумку разные детали и просит элемент определенной формы (2х2 или 2х4) [3, с. 47].

Игра «Запомни и повтори», которая направлена на развитие памяти, мышления и речи у детей, дает хорошие результаты. Учитель строит из кубиков LEGO, вместе с детьми подробно изучает, из каких частей он состоит, а затем воссоздает их по памяти. В конце игры результаты анализируются. Использование дидактических упражнений с использованием LEGO очень эффективно при проведении курсов по подготовке к чтению, правильному произношению и познанию окружающего мира. Например, человечки красного цвета LEGO могут представлять гласные при подготовке к чтению, а твердые согласные — человечков в синих костюмах, мягкие согласные — зеленым.

Также детали LEGO используются в работе при рисовании схемы слов, чтобы найти звук в слове. Под картинкой ребенок кладет желтый кирпич 2х8 и прикрепляет человечка к той точке на кирпиче, где он слышит звук: в начале, в середине или в конце слова. LEGO также можно использовать как часть уроков «Знакомство с внешним миром»; предметы, изучаемые с помощью игровой и конструктивной деятельности, лучше усваиваются детьми. Например, по предмету «Животные» дети строят коня и жеребенка, строят им дом. В процессе завершения конструкции дети создают объемные изображения, способствующие лучшему запоминанию изображения предмета.

И еще одна область применения LEGO — это его использование в диагностике. Свободная конструктивная игровая деятельность детей с LEGO позволяет не только быстро установить контакт между воспитателем, детьми и родителями, но и более полно раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения формирования эмоциональных компетенций — волевой и двигательной сфер, чтобы определить языковые навыки ребенка, чтобы установить уровень его общения [2, с. 11].

В процессе конструктивной деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, улучшает сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корректирует поведение, развивает функцию общения и интерес к обучению.

Воспитатель может работать с конструктором LEGO в следующих формах:

– по образцу или его изображению. «Детям предлагают образец здания, взятый из деталей конструктора или его изображения, и показывают, как его строить. Образец может быть цельным или состоять из отдельных частей, частей. Такую форму работы с конструктором LEGO сложно связать напрямую с развитием творческого воображения и творческих способностей в целом. Этот модуль служит этапом обучения, на котором решаются задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной творческой деятельности».

  1. По условиям. «Используется после того, как дети освоили дизайн модели. Детям не дается образец конструкции, способов проектирования и реализации, только те условия, которым должно соответствовать здание. Во время этой формы построения у детей развивается способность анализировать условия и строить практические занятия на основе этого анализа. Такая форма организации обучения способствует развитию творческого воображения».
  2. По замыслу. «Эта форма используется после успешного освоения предыдущих. Это сложная и в то же время интересная форма образовательного конструирования, которая предлагает большие возможности для развития творческих способностей детей и выражения их независимости: они сами решают, что и как строить. Эта форма не является средством обучения детей развитию идей, а просто позволяет им использовать ранее приобретенные знания и навыки независимо и творчески» [1, с. 14].

Таким образом, в силу своего конструктивно-преобразующего характера при определенной организации обучения конструкция носит действительно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения живых и «умных» эмоций, позволяющих использовать этот вид деятельности как эффективный способ развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи конструирования актуальным.

Литература:

  1. Боровик, О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик // Дошкольное воспитание. — 2013 — № 6. — С. 14–17.
  2. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т. В. Лусс. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 104 с.
  3. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду: методическое пособие / Е. В. Фешина. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, ребенок, игра, двигательная сфера, конструктивная деятельность, творческое воображение.


Похожие статьи

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста

ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста

Lego-конструирование как средство познавательного развития в инновационном пространстве дошкольного образования

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста

ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста

Lego-конструирование как средство познавательного развития в инновационном пространстве дошкольного образования

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Задать вопрос