Настоящее время по праву считается веком компьютеризации и роботостроения. Невозможно представить жизнь в современном мире без машин, предназначенных для производства и обработки продуктов питания, производства одежды, сборки автомобилей, сложных систем управления и т. д. Технический прогресс пронизывает все сферы жизни человека и вызывает интерес современных детей к технологиям. С раннего возраста детей интересуют различные устройства и механизмы, а именно то, как они работают, как самостоятельно сконструировать и собрать эти механизмы. В то же время ребенок должен не только обладать определенными знаниями, но и уметь самостоятельно приобретать эти знания, использовать их, трансформировать и адаптировать предыдущий опыт к быстро меняющимся условиям.
LEGO — одна из самых известных и широко используемых образовательных систем, которая часто использует трехмерные модели реального мира и предметную игровую среду для обучения и развития детей.
Игра — самый важный спутник детства. С LEGO дети могут учиться, играя.
Конструкторы LEGO сегодня — незаменимый материал в дошкольных учреждениях. Дети любят принимать участие в свободной деятельности.
При работе с конструктором LEGO можно выделить следующие этапы:
– конструирование по модели, то есть добавление предложенной выкройки с определенными деталями по желанию ребенка;
– конструирование по чертежам и схемам, когда детям необходимо воссоздать внешние и индивидуальные особенности проектируемого объекта;
– конструирование по теме, воссоздающая общую тему, на основе которой построено данное здание;
– конструирование по зачину, когда дети сначала слышат сказку, сказку, а потом сами воссоздают свое строение [2, с. 22].
Созданные — ЛЕГО постройки используются детьми в ролевых играх. Например, два мальчика построили здания LEGO. Сначала сделали поезд, потом туннель и мост. Потом запустили игру, поезд зашел в туннель, переехал через мост и т. д.
Объекты, смоделированные на основе деталей LEGO, можно использовать в игровых театрах, где содержание, роли и действия в игре определяются сюжетом и содержанием литературного произведения или сказки. LEGO также можно использовать в обучающих играх и упражнениях. На основе дидактических игр, описанных в общем и специальном образовании, могут быть разработаны различные учебники и использованы для выполнения упражнений с целью развития языка, интереса к обучению и формирования коммуникативной функции. Например, в игру «Замечательный мешок», в которой дети развивают чувственное восприятие формы и языка, можно играть с LEGO. Учитель складывает в сумку разные детали и просит элемент определенной формы (2х2 или 2х4) [3, с. 47].
Игра «Запомни и повтори», которая направлена на развитие памяти, мышления и речи у детей, дает хорошие результаты. Учитель строит из кубиков LEGO, вместе с детьми подробно изучает, из каких частей он состоит, а затем воссоздает их по памяти. В конце игры результаты анализируются. Использование дидактических упражнений с использованием LEGO очень эффективно при проведении курсов по подготовке к чтению, правильному произношению и познанию окружающего мира. Например, человечки красного цвета LEGO могут представлять гласные при подготовке к чтению, а твердые согласные — человечков в синих костюмах, мягкие согласные — зеленым.
Также детали LEGO используются в работе при рисовании схемы слов, чтобы найти звук в слове. Под картинкой ребенок кладет желтый кирпич 2х8 и прикрепляет человечка к той точке на кирпиче, где он слышит звук: в начале, в середине или в конце слова. LEGO также можно использовать как часть уроков «Знакомство с внешним миром»; предметы, изучаемые с помощью игровой и конструктивной деятельности, лучше усваиваются детьми. Например, по предмету «Животные» дети строят коня и жеребенка, строят им дом. В процессе завершения конструкции дети создают объемные изображения, способствующие лучшему запоминанию изображения предмета.
И еще одна область применения LEGO — это его использование в диагностике. Свободная конструктивная игровая деятельность детей с LEGO позволяет не только быстро установить контакт между воспитателем, детьми и родителями, но и более полно раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения формирования эмоциональных компетенций — волевой и двигательной сфер, чтобы определить языковые навыки ребенка, чтобы установить уровень его общения [2, с. 11].
В процессе конструктивной деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, улучшает сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корректирует поведение, развивает функцию общения и интерес к обучению.
Воспитатель может работать с конструктором LEGO в следующих формах:
– по образцу или его изображению. «Детям предлагают образец здания, взятый из деталей конструктора или его изображения, и показывают, как его строить. Образец может быть цельным или состоять из отдельных частей, частей. Такую форму работы с конструктором LEGO сложно связать напрямую с развитием творческого воображения и творческих способностей в целом. Этот модуль служит этапом обучения, на котором решаются задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной творческой деятельности».
- По условиям. «Используется после того, как дети освоили дизайн модели. Детям не дается образец конструкции, способов проектирования и реализации, только те условия, которым должно соответствовать здание. Во время этой формы построения у детей развивается способность анализировать условия и строить практические занятия на основе этого анализа. Такая форма организации обучения способствует развитию творческого воображения».
- По замыслу. «Эта форма используется после успешного освоения предыдущих. Это сложная и в то же время интересная форма образовательного конструирования, которая предлагает большие возможности для развития творческих способностей детей и выражения их независимости: они сами решают, что и как строить. Эта форма не является средством обучения детей развитию идей, а просто позволяет им использовать ранее приобретенные знания и навыки независимо и творчески» [1, с. 14].
Таким образом, в силу своего конструктивно-преобразующего характера при определенной организации обучения конструкция носит действительно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения живых и «умных» эмоций, позволяющих использовать этот вид деятельности как эффективный способ развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи конструирования актуальным.
Литература:
- Боровик, О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик // Дошкольное воспитание. — 2013 — № 6. — С. 14–17.
- Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т. В. Лусс. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 104 с.
- Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду: методическое пособие / Е. В. Фешина. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 144 с.