Требования государственного образовательного стандарта предполагают развитие у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к миру, воспитание художественного вкуса, овладение навыками художественно-творческой деятельности. Современное образование должно не просто обучать ребенка конкретным навыкам, но и готовить обучающегося к стремительно нарастающему темпу жизни и к сверхскоростному развитию новых технологий. Ребенок должен быть готов к появлению новых профессий, новых способов передачи информации, и личность должна быть адаптирована к переменам.
«Лишь реализация творческого потенциала, каковы бы ни были его масштабы, делает человека психически нормальным и эмоционально устойчивым». Жариков Е. С.
Для гармоничного развития личности необходимо раскрыть творческий потенциал ребенка на этапе становления личности. Ведь творчество — это не только конкретный вид искусства (в нашем случае — живопись), это еще и рождение идей, креативность в работе, науке, повседневной жизни, с помощью которой людям удается делать открытия, создавать нечто из ничего. Ведь именно креативность мышления дает весьма успешный рост в карьере, в своем деле.
В Казанском СВУ художественное творчество осуществляется на уроках изобразительного искусства и во время дополнительных и воспитательных занятий. Я веду кружок «Изостудия «Радуга». Наблюдая за суворовцами 1 курса, можно заметить, что на начальных этапах освоения программы Изостудии «Радуга» у обучающихся не в полной мере раскрыты способности художественного выражения действительности (изобразительные, декоративные и конструктивные).
Для успешной работы кружка и достижения высоких результатов, как коллективных, так и личностных, очень важно, чтобы у суворовцев было развито воображение, пространственное мышление, умение выразить свое настроение, эмоции в своих работах. В этом случае работы не будут носить безликий характер и смогут отразить внутренний мир ребенка, принесут ему радость «обретения себя» в искусстве, радость самовыражения через творчество. В дальнейшем, именно эти эмоции будут способствовать формированию конструктивных способностей суворовца.
Занятия рисованием, используя технологии арт-терапии, раскрепощают творческие силы каждого суворовца, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует формированию положительной мотивации к труду, развитию интеллекта.
Говоря о творческом развитии обучающихся, нельзя не отметить большую роль воображения в этом процессе.
Воображение — погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений.
«Воображение важнее знания». Альберт Эйнштейн
Работа с суворовцами 2 роты над проектом «Мы — дети Галактики» — это работа с воображением и познаниями ребенка в области космоса и астрономии. Космос всегда будоражит воображение. Но создание космического рисунка невозможно без двух компонентов: знания о космосе и развитого воображения.
Для проектной работы «Мы — дети Галактики» необходимо задействовать иные качества, кроме воображения: интеллект, творческое мышление, наблюдательность. Проектные работы, включающие в себя сумму навыков для их реализации, закладывают хороший фундамент для ребенка, ведь вступая во взрослую жизнь, человек должен быть способен охватывать и объединять широкие области знаний, уметь находить решения, используя аналогии, искать выходы из сложных ситуаций при помощи креативности.
Цель проекта:
‒ Развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, традиционных и нетрадиционных художественных техник акварели, сухой и масляной пастели.
‒ Развитие мотивации любознательности, стремления к познанию и размышлению работая над эскизами.
‒ Обеспечение эмоционального благополучия и положительного заряда на занятиях кружка.
‒ Приобщение к знаниям о космосе, космонавтике и космонавтах.
‒ Создание условий для интеграции знаний и умений в области космонавтики.
Задачи:
‒ Прививать любовь к Родине и чувство гордости за успехи своей Родины в области космической науки и техники.
‒ Познакомить суворовцев с историей развития космонавтики.
‒ Стимулировать развитие у суворовцев фантазии и творческого воображения, мышление, а также коммуникативные навыки.
‒ Воспитание эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства.
‒ Издать альбом.
В процессе работы над проектом суворовцы раскрыли не только талант воображения, но и проявили себя как личности, с неповторимыми особенностями и чертами характера. Каждому суворовцу, выполнившему работу, была составлена краткая характеристика, обязательно подчеркивающая сильные стороны ребенка.
Развитию способностей к адаптации в изменчивом мире помогает творчество. Именно поэтому, когда суворовцы занимаются проектной работой, решаются не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные — раскрывается интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Проектные технологии укрепляют дружеские отношения, дети учатся уважать друг друга, прислушиваться к чужому мнению, что, несомненно, поможет им налаживать деловые и личные отношения в учебе и во взрослой жизни.