Арт-терапия и игровая деятельность как основные формы проведения занятий в изостудии «Радуга»
Автор: Ханмурзина Минзифа Рахфатовна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 22.11.2018
Статья просмотрена: 210 раз
Библиографическое описание:
Ханмурзина, М. Р. Арт-терапия и игровая деятельность как основные формы проведения занятий в изостудии «Радуга» / М. Р. Ханмурзина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3746/ (дата обращения: 17.12.2024).
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого работа или служба. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
Макаренко А. С.
Игровая деятельность — это основная форма проведения дополнительных занятий, игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях рисования, с наблюдениями повседневной жизни. В процессе игровой деятельности суворовцы учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их в своих рисунках. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
‒ развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
‒ коммуникативную: освоение диалектики общения;
‒ самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
‒ игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
‒ диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
‒ функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
‒ межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
‒ социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка.
Урок рисования может стать для каждого ребенка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, поэтому особое внимание следует обратить на создание эмоциональной атмосферы увлеченности. Свои занятия я стараюсь проводить в форме игры, а также использую приемы арт-терапии с участием самих же суворовцев. Осенью наши занятия проходили в парке училища, где мы рисовали пейзажи, сказочные домики. В процессе занятия ребята сочиняли рассказы и сказки к своим рисункам. Затем эти работы были представлены на выставке творчества суворовцев, посвященной Дню рождения училища.
Также в игровой форме были построены занятия, где ребята учились рисовать шаржи, карикатуры на себя, своих друзей, преподавателей и воспитателей. В своих работах ребята старались не только изобразить кого-то, но и показать характер, настроение персонажа.
«Очень интересно работать над портретом и раскрывать характер человека, который тебе позирует», — прокомментировал суворовец Авдонин Даниил.
«Работая над альбомом, мы столько много узнали про характеры и как они отражаются на портретах», — отметил суворовец Сергей Беляев.
Суворовцы с большим удовольствием работали над портретами своих преподавателей и воспитателей, подготавливая выставки, посвященные Дню учителя, дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 марта. В своих работах суворовцы старались отразить черты личности, характер персонажей. Надеемся, что наши выставки доставили немало приятных минут нашим дорогим воспитателям и преподавателям.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Великий французский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерством». И эта мысль сегодня звучит настолько актуально и верно, что я полагаю никто не осмелится её оспорить.