Краткое описание проекта «Самореализация одаренных детей через изобразительное искусство»
Одаренность и проблема, связанная с ней
Работа с одарёнными детьми становится одним из приоритетных направлений современного образования. Создание эффективной системы выявления и развития способностей детей поможет каждому учащемуся найти и осознанно подойти к выбору будущей профессии.
Проблемы одаренных детей
1. Неприязнь к школе, иногда учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Уязвимость одарённых детей
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.
2. Ощущение уязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены результатом, отсюда — низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, он постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко манипулирует вниманием взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Творческий проект «Самореализация одарённых детей через изобразительное творчество» посвящен одарённым детям , которые пройдя большой путь образования и воспитания в стенах Изостудии и став выпускниками, готовы предоставить зрителю целый ряд изобразительных работ и творческих проектов и связать свою жизнь с профессией художника в дальнейшем.
В ходе работы над проектом в работе Изостудии были проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности. Это дало понимание того, что создание эффективной системы выявления и развития способностей детей поможет каждому учащемуся найти и осознанно подойти к выбору будущей профессии.
В рамках проекта создавались дополнительные условия:
Создавалась база материально — технического обеспечения
а) Информационные стенды по изобразительному искусству;
б) Техническое оборудование: экран, проектор, компьютер;
в) Методические материалы.
Осуществлялось межведомственное взаимодействие
а) Департамент образования г. Тольятти;
б) ММ Центр «Шанс»;
в) ФГБОУ ВО «ПВГУС»;
г) «КЦСОН Центрального округа»;
д) Государственное казенное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Единство» г.о. Тольятти (коррекционный).
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: педагогический, творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: учащиеся Изостудии, педагоги, родители, социальные партнёры — работники районной централизованной библиотеки, художники города, учащиеся школ города и района.
Проблема: Художник не может состояться без зрителя, нашим одарённым детям изостудии необходим свой зритель. Очень важно выявлять талантливых детей и создавать для них возможность демонстрировать результаты своего творчества широкой публике с целью удовлетворения потребности в общественном признании и личностной самоактуализации.
Гипотеза: в процессе организации и проведении открытых мероприятий с активным участием детей изостудии возрастает их уверенность в творческих силах, самореализация дарования.
Субъект проекта: одаренные учащиеся Изостудии.
Объект проекта: творческие способности учащихся Изостудии.
Цель и задачи проекта «Самореализация одаренных детей через изобразительное искусство»:
Цель: Создать условия для самовыражения и самореализации одаренности учащихся через изобразительное творчество.
Задачи:
- выявить и создать условия для развития и поддержки одаренных детей изостудии;
- создать воспитательную среду для формирования и реализации интеллектуальных и творческих способностей талантливых детей;
- исследовать уровень индивидуальных возможностей, личностных качеств, интересов и способностей, учащихся изостудии;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса и профориентации талантливых и одаренных детей.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
– изучение необходимой литературы, подбор учебного материала;
– исследование творческих креативных способностей учащихся;
– выявление одаренных учащихся в изостудии, составление списка.
II этап. Основной
систематическая работа с одарёнными детьми;
– выполнение творческих заданий повышенной сложности одарёнными детьми;
– творческие встречи одарённых детей с художниками города, района, области;
– проведение занятий творчества для одаренных детей (олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные деловые игры);
– организация и сопровождение детей на выставки изобразительного искусства;
– создание авторских творческих работ одарёнными детьми в фонд Изостудии;
– сотрудничество педагога и одаренных детей в подготовке персональных выставок;
– формирование навыков самостоятельного проведения мастер-классов одаренными детьми;
– работа по проектированию и исследовательской работе с одаренными детьми;
– активное участие одаренных детей в профильных днях районного и областного уровней;
– выполнение конкурсных теоретических работ по очной и заочной форме;
– оформление творческих тетрадей с теоретическими и практическими работами;
– участие в конкурсах и выставках детского творчества разного уровня;
– организация персональной выставки рисунков руководителя Изостудии на уровне города.
III этап. Заключительный.
– создание фонда творческих работ в изостудии «Одаренные дети»;
– оформление Творческого портфолио одаренными детьми;
– награждение активных участников проекта;
– благодарность родителям за воспитание и поддержку.
IV этап. Аналитический. Итоговая диагностика. Подведение итогов. Анализ проделанной работы.
Участие в образовательных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях.
Выставки рисунков и конкурсы повышают познавательный интерес учащихся, стимулируют настойчивость, самостоятельность и творчество. Ребята имеют возможность проверить полученные знания, сравнить собственные результаты с показателями сверстников класса, школы, города и страны. Учащиеся получают новый опыт, реализуют свой природный потенциал. Участие в городских, районных, всероссийских и международных конкурсах рисунков было доведено до систематического. За один учебный год в количестве 8–10 раз.
Организация органов самоуправления.
Ученическое самоуправление предусматривает управление деятельностью коллектива Изостудии, который осуществляется непосредственно учащимися. Базируется на проявлении детьми самостоятельности, инициативности, творческом подходе. В результате у учащихся появляется ответственность за свои решения, развиваются и крепнут организаторские способности. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за результат его выполнения.
Модель взаимодействия с семьями обучающихся.
Направления и формы работы взаимодействия с родителями: познавательное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, выставки рисунков, созданных вместе с родителями; совместные экскурсии, семейные проекты); информационно-аналитическое (анкетирование, тестирование, опросы); досуговое (праздники, мероприятия).
Направленность проекта на сохранение здоровья обучающихся.
В современной действительности проблема сохранения здоровья подрастающего поколения стоит очень остро.
Стараюсь создать благоприятную среду для учеников. Провожу следующие мероприятия: динамические паузы, физминутки, индивидуальные беседы, тематические родительские собрания.
Направленность проекта на использование ИКТ.
Использование в своей деятельности информационно-коммуникативных технологий даёт учащимся класса возможность находить источники информации, воспитывает самостоятельность и дисциплину познавательного процесса.
Средства ИКТ, которые я использую в учебно-воспитательной работе: компьютер, принтер, проектор, экран, интерактивная доска, фотоаппарат, видеокамера.
Наличие авторских программ, отражающих сущность воспитательного проекта.
Настоящий проект был реализован в двух программах.
Рабочая программа «Дополнительная образовательная программа «ИЗОСТУДИЯ» (адаптированная), рассмотрена и утверждена на тренерско-преподавательском совете (ТПС) МБУ «Школа № 91», дата утверждения 17.09.2014г. Имеет внешнюю рецензию ФГБОУ ВО «Поволжский государственный институт сервиса».
Рабочая программа «Дополнительная образовательная общеразвивающая художественной направленности программа «ИЗОСТУДИЯ» по модульной системе, рассмотрена и утверждена на тренерско-преподавательском совете (ТПС) МБУ «Школа № 91», дата утверждения 31.08.2020 г. Имеет внешнюю рецензию НОЧУ ДПО «Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения». А также программа имеет регистрационный лист на авторское произведение выдан НОЧУ ДПО «ТИТТ и П» и удостоверяет что единственным автором произведения педагогической науки «Контент комплекса педагогических средств по программе является Волченко Д. Ю.
Программа опубликована «Педагогический альманах. Сборник публикаций № 02–2022».
Эффективность программы определяется результатами изменения поведенческих характеристик личности; укрепления взаимоотношений друг с другом; отзывами родителей об изменениях в личностном развитии участников, отзывами самих учащихся о важности, пользе занятий. Для определения эффективности программы привлекался школьный психолог. Результаты исследования показали положительную динамику развития личностных качеств по всем параметрам на протяжении четырех лет обучения.
Фото-приложение
Взаимодействие ученического сообщества со школой и городом
Творческая встреча с членом Союза художников «Солярис» художником-керамистом Щебетюк Еленой.
Посещение выставок детского творчества города и района, в течение года.
Проведение персональной выставки Арины Махатковой.
Организация персональной выставки рисунков акварельных работ «Моменты обучения» руководителя Изостудии Волченко Д. Ю. в стенах городской Администрации г. Тольятти.
Арт-терапевтические семинары в АНО ДПО «Институт психотерапии и клинической психологии» г. Москва.
Посещение Художественного музея Тольятти, выставка «Фрида Кало».
Церемония награждения победителей и участников VI Областного детского конкурса «Безопасный труд в моем представлении» г. Самары.
Выставки рисунков учеников Изостудии в течение учебного года
Профильный день Юного художника
Учебные занятия в Изостудии.
Создание творческих портфолио.
Развлекательные мероприятия в Изостудии.
Литература:
- http://pedsovet.su/
- http://festival.1september.ru/
- http://it-n.ru/
- Афанасьева В. Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. // Одаренный ребенок. — 2010. — № 6. — С. 50–55. — Библиогр.: с. 55.
- Бурменская Г. В., Слуцкой В. М. «Одаренные дети». М., Прогресс, 2001.
- ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 2013.
- Гильбух Ю. З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 2014.
- Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2015. с.101.
- Лейтес Н. «Легко ли быть одаренным?». Ж. «Семья и школа». № 6. 2012, с. 34.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 2001
- Омарова В. К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К.
- Омарова // Одар. ребенок. — 2010. — № 6. — С. 22–28. — Библиогр.
- СатынскаяА. К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. — 2010. — № 6.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ. Об образовании в Российской Федерации.
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г». (Проект в редакции от 13.01.2015г.)