В статье поднимаются вопросы государственного участия в акционерных обществах и особенности его правового положения в качестве акционера, а также приобретаемых им специфических прав. Рассматривается понятие «золотой акции» и непосредственного участия государства в управлении принадлежащими ему акциями.
На протяжении истории влияние государства на экономические процессы было значительным, в особенности, в России, переживающей и в наши дни сложный и длительный переход от плановой экономики к рынку, и даже в дореволюционный период склонной к поддержанию патерналистских тенденций. Неудивительно, что сегодня участие государства в акционерных обществах — объективная реальность. Данное явление по-разному оценивается авторами, одни из которых полагают, что подобного рода участие государства является необходимым для защиты ряда публичных интересов и решения многочисленных социальных задач. В то же время сама абстрактность государства как субъекта корпоративного управления создает впечатление низкой его эффективности как собственника и акционера. Несмотря на то, что к данному вопросу возможны многообразные подходы, невозможно отрицать факт того, что государство как субъект корпоративных отношений, имеет определенные особенности, связанные с его особым правовым положением, и, выступая в роли акционера, приобретает специфические права, обязанности, статус.
Отметим, что нормативная база, служащая основой определения правового статуса государства в акционерных обществах весьма разнообразна и включает в себя огромное количество правовых актов, таких как Гражданский Кодекс РФ, в частности, содержащий основные положения об участии государственных и муниципальных образований в регулируемых им отношениях, а также ФЗ «Об акционерных обществах» [1] и «О приватизации государственного и муниципального имущества» [2] Подчеркнем, что регулируется данное явление и на подзаконном уровне, тем не менее, какой-либо унифицированный нормативный акт, посвященный данному вопросу, отсутствует.
Так или иначе, поднимая непосредственно вопрос о правовом положении государства-акционера, отметим, что ГК РФ [3] подчеркивает равное положение публично-правовых образований, граждан, и юридических лиц в отношении участия, прямого или косвенного, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в частности, подразумеваем здесь участие в уставных капиталах акционерных обществ и реализацию права на управление ими.
Основная проблема в определении правового статуса государства заключается в том, что оно, по сути, абстрактно, а потому его участие в деятельности общества возможно только в одной из предусмотренных законом форм. К таковым можно отнести продажу им акций, передачу их в доверительное управление и залог, а также назначение представителей государства в органы управления АО. Само же приобретение государством акций в акционерном обществе может осуществляться в результате приватизации государственного имущества, наследования выморочного имущества, включающего акции акционерного общества в свой состав, а также путем предоставления бюджетных инвестиций.
Отметим также, что государство, принимая участие в акционерных обществах, безусловно, имеет ряд четко определенных целей, среди которых авторы выделяют стимулирование тех или иных отраслей развития экономики, предоставление товаров и услуг, производство которых требует значительных инвестиций или вовсе эти товары являются общественными. Путем участия в акционерных обществах государство решает ряд проблем с предоставлением рабочих мест и социального обеспечения, а также создает источник дохода для государственного бюджета [4]. Тем не менее, подчеркнем, что государство, по нашему мнению, является все же особым субъектом, который не просто неперсонифицирован, но и имеет правоспособность особой природы, которая, бесспорно, отличается от правоспособности юридических лиц и граждан. Вопрос о том, является она общей, специальной или даже целевой, остается дискуссионным в доктрине гражданского и корпоративного права.
Так или иначе, с участием государства в деятельности акционерных обществ связано наличие у него особого права, так называемой, «золотой акции», которая, не является акцией в прямом смысле этого слова, и представляет собой специальное право участника акционерного общества. Данный вопрос также относится к числу дискуссионных, однако на наш взгляд нельзя не согласиться с позицией Е. П. Третьяковой, подчеркивающей, что ценная бумага неразрывно связана с тем правом, которое она закрепляет [5]. «Золотая акция» является способом прямого участия государства в акционерном обществе, однако участие государства в акционерном обществе может выражаться и иначе — посредством участия в таковом иных юридических лиц: федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и прочих.
Каким же образом государство участвует в управлении принадлежащими ему акциями? Отметим, что в общем и целом, государство обладает той же совокупностью прав, что и иные акционеры, однако сам процесс их осуществления интересен в первую очередь тем, что наличие у государства политической власти и государственного суверенитета, само по себе означает, что оно, участвуя в корпоративных отношениях выражает не частные, но публичные интересы, в том числе, и интересы остальных акционеров.
Упомянутая выше «золотая акция» приобретает здесь особую, крайне значимую, роль. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)" волеизъявление акционера — Российской Федерации, в том числе внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов в органы управления, созыв внеочередного общего собрания акционеров осуществляются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом [6].
Однако, если данный орган выступает контролирующим, то на первый план выходит вопрос об ответственности, ведь логично, что в случае прямых государственных директив членам Совета Директоров, они не могут нести единоличную ответственность по принятым вопросам. Ряду авторов эффективным способом решения данного проблемного вопроса представляется введение солидарной ответственности [7].
Что касается возможности государства иметь аффилированных лиц, заметим, что сам факт принятия государством тех или иных, в том числе, нормативно — правовых актов, способен оказать существенное влияние на неограниченный круг лиц, потому, на наш взгляд об аффилированности говорить не следует.
Наконец, заметим, что интересы государства в акционерном обществе все же должно, что рационально, представлять какое-то конкретное лицо. Тем не менее, в отличие от представителя, действия которого создают, изменяют и прекращают гражданские права, представитель интересов Российской Федерации действует на основании независимых директив. Интересно также соотношение частных и публичных интересов в действиях такого представителя — ведь он должен добросовестно действовать в интересах общества, которые порой идут вразрез с данными ему директивами. Так или иначе, данные вопросы не предполагают однозначного решения и требуют дополнительного урегулирования, поскольку действующий в наши дни институт независимых директоров, призванный решить неоднозначно сложившуюся ситуацию, на деле сам оказывается источником многочисленных трудностей.
Так или иначе, на наш взгляд, несмотря на большое количество проблем, проистекающих из участия государства в акционерных обществах и многочисленных сложностей, сопряженных с его правовым статусом, представляется, что государство как акционер выполняет значимую роль в развитии российской экономики в целом, а потому необходимо дальнейшее совершенствование норм, регулирующих его деятельность в качестве участника корпоративных правоотношений, повышение значимости независимых директоров, наконец, интерпретации в российском законодательстве международного опыта, посвященного данному вопросу.
Литература:
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 1.
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // «Собрание законодательства РФ», 28.01.2002, N 4, ст. 251
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
- Жмулина Д. А., Макарова О. А. Определение целей государства в АО с государственным участием // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2014. № 2. С. 33.
- Третьякова Е. П. Осуществление государством корпоративных прав и обязанностей // Научный Альманах. 2015. № 8 с. 1311
- Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)" // «Собрание законодательства РФ», 13.12.2004, N 50, ст. 5073
- Грищенко О. И. Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы. Автореф. дисс. На правах рукописи. М.: 2014. С. 171.