В статье анализируется российское законодательство и научная литература, посвящённые вопросу регулирования отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, поскольку Российская Федерация не всегда становится собственником долей по своей воле. Авторы приходят к выводу о том, что в ряде случаев участие Российской Федерации прямо запрещено, в остальных оно становится нецелесообразным.
Российская Федерация является участником широкого спектра юридических лиц, различных по типу, организационной форме, размеру уставного капитала, целям деятельности и т. д.
Среди них выделяется группа, образующаяся из юридических лиц, не отвечающих своими масштабами целям и задачам участия государства в гражданском обороте.
Так, к ним могут быть отнесены товарищества, производственные кооперативы и хозяйственные партнёрства.
В соответствии с абз.2 п.5. ст.66 ГК РФ, публично-правовые образования могут быть вкладчиками товариществ на вере.
Таким образом, участие государства, а также муниципалитетов в полных товариществах исключается.
В научной среде данная позиция находит поддержку: «Представляется, что вывод о возможности признания государства участником товарищества следует искать в идее самих товариществ, являющихся объединением лиц, а не капиталов» [1]. Далее предлагаются следующие основания, приводящие к вышеприведённому выводу о недопустимости участия государства в полных товариществах: «1. Необходимость личного участия в деятельности товарищества; 2. Возможность быть полным товарищем только одного товарищества; 3. Субсидиарная ответственность товарищей по долгам товарищества; 4. Специфический порядок принятия решений (единогласно или большинством голосов по принципу «один товарищ — один голос»)» [1].
В свою очередь, поддержку позиции о допустимости признания государства в качестве вкладчика в товарищество на вере, в научной литературе выразила Н. В. Козлова [2].
Вместе с тем, Ж. Т. Ламбаев справедливо пишет следующее: «Что касается возможности Российской Федерации быть вкладчиком товарищества на вере, то и это решение вызывает определенные сомнения. Во- первых, сама форма последнего не соответствует масштабам и целям участия Российской Федерации в коммерческой деятельности. Во-вторых, правовое положение вкладчика вряд ли соответствует той роли, которая отводится государству в корпоративном управлении. Дело в том, что вкладчик коммандитного товарищества лишен возможности управления товариществом. Его интерес ограничивается лишь получением дохода, в то время как участие Российской Федерации обусловлено реализацией государственной политики. С этих позиций участие Российской Федерации в коммандитном товариществе видится нецелесообразным» [2].
При этом, следует упомянуть тот факт, что такие формы юридических лиц, как «полное товарищество» и «товарищество на вере» на сегодняшний день не только являются крайне мало распространённой формой юридического лица, но и, по сути, исчезающей.
Так, если посмотреть на статистические данные ФНС РФ за 2009 год, то количество созданных полных товариществ, составляло 94, из них 12 путём реорганизации, товариществ на вере было создано 249, и них 18 путём реорганизации. При этом, полных товариществ, прекративших своё существование, было 839, из них реорганизовалось лишь 44, остальные товарищества были ликвидированы либо по воле участников (188), в порядке банкротства(63), но подавляющее большинство(607) было исключено по решению регистрирующего органа [3], что означает фактическое прекращение деятельности товарищества задолго до принятия решения. Данные по товариществам на вере так же уже тогда были неутешительными: было внесено 484 записи о прекращении деятельности. Из них: 79 записей о реорганизации, 220 записей о ликвидации, 108 записей о ликвидации в порядке банкротства, и 185 записей по решению регистрирующего органа [4].
На сегодняшний день ситуация тенденциозно не изменилась, но количественные показатели отражают качественное изменение в положении товариществ. Так, в 2019 г., по состоянию на 01.11.2019 г. было создано всего 39 полных товариществ, из них 16 путём реорганизации, ликвидировано же 2792, из них в результате реорганизации всего 69, а в результате решения регистрирующего органа — 2410 [4]. С товариществами на вере похожая ситуация: создано 103 товарищества, из них 9 путём реорганизации, ликвидировано 2925, из них 120 путём реорганизации, по решению регистрирующего органа — 2407.
Отсюда следует, что создание и участие государства в любых товариществах не только недопустимо по ряду теоретических причин, но и лишено практической целесообразности, поскольку данный вид организации к сегодняшнему дню явно теряет актуальность, и представляет собой исчезающий вид.
Помимо товариществ, к «нежелательным» следует добавить производственные кооперативы и хозяйственные партнёрства. Более того, их можно прямо назвать запрещёнными для участия государства.
Так, ст. 1 ФЗ «О производственных кооперативах» содержит следующее положение: «Производственным кооперативом (артелью) (далее — кооператив) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией» [5].
Аналогичное положение содержится в ст. 4 ФЗ «О хозяйственном партнёрстве»: «Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах» [6].
Таким образом, данные положения однозначно исключают участие государства в данных юридических лицах.
Литература:
- Ламбаев Ж. Т. Участие Российской Федерации в хозяйственных обществах: гражданско-правовой аспект. // Дисс. канд. юр. наук. Екатеринбург. 2018 г. С.98–99
- Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. // Н. В. Козлова — М. 2005 г. С. 101 (476 с.)
- Сведения по работе государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.01.2009 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4171574/ (дата обращения: 19.11.2019г.)
- Сведения по работе государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.11.2019 г Раздел 1. Количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.11.2019г. // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8376083/ (дата обращения: 19.11.2019г.)
- Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О производственных кооперативах» // «Российская газета», N 91, 16.05.1996.
- Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О хозяйственных партнерствах» // «Российская газета», N 278, 09.12.2011.