Проблемы профессионального правового сознания и пути повышения его уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 05.11.2018

Статья просмотрена: 2338 раз

Библиографическое описание:

Арзамаскин, Н. Н. Проблемы профессионального правового сознания и пути повышения его уровня / Н. Н. Арзамаскин, Н. Н. Соболева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53531/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальной проблемой правосознания является выявление причин деформации и разработка мер по её предупреждению.

Сознание человека — это психологический процесс. Оно регулирует поведение человека, но оно само формируется условиями жизнедеятельности индивида. Правосознание нельзя рассматривать как отдельное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией по отношению к обществу. Первопричина противоправного поведения не «дефекты» правосознания, а жизненные условия, которые эти «дефекты» порождают.3, с.26

Другой проблемой профессионального правосознания являются личные установки человека, отношение к выбранной профессии, уровень правовой культуры и воспитания.

В настоящее время должности, которые относятся к сфере законотворчества и правоприменения считаются модными. Молодые люди устраиваются на работу не по зову сердца, не из-за альтруистических побуждений и не потому, что они хотят, чтобы всё было, по справедливости, а потому что, кому-то эти должности дают властные полномочия, кто-то считает престижным быть госслужащим, кто-то работает из-за высокой заработной платы и льгот. Это печально, потому что у таких людей на первом месте должно быть чувство долга перед гражданами страны, желание трудиться на благо общества. Ни судья, ни законодатель, ни другой юрист-профессионал не будут качественно выполнять свои обязанности, если у них на первом месте личная выгода, также как и врач не станет первоклассным специалистом, если в его сознании мысли о зарплате, а не мечта лечить людей, помогать им.

Итогом всего вышесказанного является деформация правового сознания. Термин «деформация» буквально означает «изменение формы, искажение чего-либо». В. Н. Кудрявцев отмечал, что любая деформация в правовой сфере действия индивида (поведения, правосознания, правовой культуры и т. д.), вызванная различными объективными и субъективными факторами, с его стороны часто приводит к противоправному поступку.

Исторически сложилось так, что негативное отношение к праву, выраженному в законах, и к праву, как таковому, в России была всегда. Примером могут служить поговорки «что мне законы, коли судьи знакомы», «судиться — не Богу молиться, поклоном не отделаешься», «пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом» и другие, все это говорит о недоверии людей к праву и государственным органам. С давних времен люди, стоящие у власти, пользовались своим положением, ради получения собственной выгоды. Российские правители пытались искоренить коррумпированность, как следствие деформации правового сознания, но она остается по настоящее время.

Под деформацией правового сознания понимается искаженное представление, выражающееся в негативном отношении к действующему праву, законности и правопорядку. Современные ученые выделяют пять видов правовой деформации, их же можно считать деформацией профессионального правосознания, к ним относятся: правовой нигилизм, идеализм (романтизм), инфантилизм, радикализм, конформизм.

Правовой нигилизм характеризуется недоверием к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В переводе с латыни означает «отрицание». К сожалению, в России правовой нигилизм имеет глубокие корни. Потребность в изучении данного явления давно назрела, так как оно широко распространилось в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов.

В юриспруденции существует различные определения правового, или юридического, нигилизма. По мнению В. А. Туманова, правовой нигилизм «есть скептическое, негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость». Ученые выделяют основные сферы распространения, а вместе с тем наиболее типичные формы выражения правового нигилизма.

  1. Умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов. Лицо знает, что его действия противоречат закону, и осознано идет на преступление.
  2. Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний. Когда субъекты государства не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам».
  3. Издание государственными органами противоречивых, параллельных или взаимоисключающих правовых актов. Примером могут служить гражданский и налоговый кодекс. Особо часто, люди сталкиваются с такой проблемой при подаче документов в государственный орган, когда по гражданскому кодексу один пакет документов, а по налоговому другой.
  4. Подмена законности целесообразностью. Данная форма нигилизма возникает, когда различные официальные должностные лица и органы, общественные группы стремятся реализовать свои интересы вне рамок Конституции, т. е. начинают жить не по закону, а «по понятиям». Например, в г. Ульяновске широко распространено такое явление как незаконные парковки. Когда жильцам приходится платить за парковочное место в своем же дворе. При сопротивлении автовладельцев «неизвестные лица» портят их транспортное средство, поэтому жильцы вынуждены соглашаться с предложенными условиями чем каждый раз тратить время и деньги на ремонт автомобиля.
  5. Конфронтация, т. е. противостояние представительной и исполнительной структур власти. Она возникла во времена перестройки, когда оставалась система Советов и образовывалась новая для России президентская вертикаль управления. Появились споры, конфликты, шла борьба за власть и законы в этой борьбе были помехой.
  6. Нарушение государством прав человека. Слабая правовая защищенность подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе. Тогда человек перестает ценить и уважать, не видя в нем надежного защитника.4

У юриста правовой нигилизм проявляется в антиправовом настроении, неуважении норм профессиональной этики, желании решать проблемы клиента исключительно вне правового поля.

Второй вид деформации— это правовой идеализм. Он полностью противоположен правовому нигилизму. Если нигилизм означает недоверие, отрицательное отношение к праву, то идеализм — переоценку и идеализацию права.

Субъект подверженный правовому идеализму верит в всесильность права, возлагает на него, как на регулятор общественных отношений, возвышенные, несбыточные надежды. В своих крайних проявлениях юридический идеализм имеет психопатологические черты. Человек пытается все делать согласно закону и требует этого от других. Он оценивает свои поступки с точки зрения закона и в результате личность осознанно либо подсознательно стремится к тому, чтобы все общественные отношения были четко регламентированы правом. Как правило правовой идеализм, как форма деформации профессионального правосознания, свойственен начинающим юристам, ввиду своей неопытности они верят, что правом можно решить всё. Но, к сожалению, российское законодательство имеет много пробелов, нюансов, и чтобы разобраться в них нужна большая практика.

Третий вид деформации — это правовой инфантилизм. Правовой инфантилизм выражается в несформированности и пробельностиправовойкультуры. Он является показателем недостаточной правовой культуры индивида, то есть неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образцов поведения в правовой сфере. Следующей формой правового инфантилизма является правовая безответственность, которая выступает в качестве противоположной категории правовой ответственности. Ее следует рассматривать как результат несоответствия правовых ценностей индивида ценностям, принципам и моделям действующего права. Еще одной формой выражения правового инфантилизма можно считать правовую пассивность. Обращаясь к анализу этого явления, можно выделить две характеристики ее возможного проявления: правовая безынициативность и безразличие к различного рода нарушениям закона. В юридической практике часто встречаются случаи неиспользования гражданами своих прав (избирательного права, права на судебную защиту, отказ от защиты законных прав и интересов и т. д.). Нередки также случаи безразличного отношения граждан, участников и свидетелей к действиям, имеющим юридическое значение (дорожно-транспортные происшествия, следственные действия и т. д.). Индивид не стремится к получению знаний о своих правах и свободах и не имеет желания целенаправленно их осуществлять, руководствуясь действующим законодательством.

У людей занятых юридической деятельностью правовой инфантилизм выражается в юридическом бескультурье, безграмотности и непрофессионализме, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической, так и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности.

Результатом правового инфантилизма юриста является не качественное законотворчество, брак в работе, небрежное исполнение обязанностей, должностной произвол, основанный на незнании законодательства.

Следующий вид деформации правосознания — правовой радикализм. Он характеризуется неуважением к праву. Отсюда появляется умысел использовать должностное положение в личных корыстных, карьерных и иных антисоциальных целях. Так появляется взяточничество, мошенничество, должностной подлог и весь «букет» прочих злоупотреблений властным положением. Правовой радикализм считается наиболее опасной формой деформации профессионального правосознания.

Пятый вид деформации правового сознания — правовой конформизм. Термин «конформный» понимается как соглашающийся. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, социальное влияние, признанный авторитет, традиции и т.п). Конформный человек принимает решение под давлением общества или группы. Оно обусловлено боязнью санкций и остаться в изоляции. Основные черты конформиста — пассивность и безынициативность.

Правовой конформизм в качестве деформации профессионального сознания характеризуется пассивным восприятием правовой действительности, подстраиванием под сложившиеся стандарты нравственно-правового поведения, стремлением угодить коллегам по работе и начальству, некритическим отношением к маргинальным требованиям и актам практической деятельности. Это пассивная жизненная позиция в расчете на понимание и покровительство в трудовом коллективе.

Работа, направленная на преодоление профессионального правового сознания, должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И. Н. Скорокотягин считает, что деформацию правового сознания можно предупредить путем улучшения экономической, социальной и политической обстановки в государстве.5, с.178

Так как деформация правового сознания возникает из-за воздействия отрицательных факторов внешней среды и недостатков учебно-воспитательной работы можно выделить два основных направления в решении проблемы:

  1. изменение действующего законодательства,
  2. организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

Первое направление можно реализовать путем ужесточения наказания для государственных служащих, тем самым сдерживая их от совершения противоправных поступков. Второе направление требует применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в выработке позитивного правосознания и преодоление его деформации занимает социально-нормативное воспитание в основе которого лежит правовое обучение, т. е. у человека должна быть сформирована правовая культура и правовое воспитание.

Под правовой культурой понимается совокупность всех ценностей, главным образом духовного характера, созданных в сфера права в процессе исторического развития человечества. Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее это совокупность чувств, идей, эмоций, отражающих отношение к праву, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к правовым явлениям. Она характеризует уровень правосудия, степень знания права, правовые ориентации, которые лежат в основе деятельности государственных служащих. 5, с.178

Профессиональная правовая культура юриста формируется в различных сферах правовой деятельности в процессе выполнения им своих должностных обязанностей. Правовая культура предстает в качестве важного компонента эффективности профессиональной деятельности юриста.

В структурном плане правовая культура юриста включает:

  1. уважительное отношение к праву, правовую образованность и информированность; профессионально-правовое мастерство; глубокое знание законодательства и подзаконных правовых актов, специфики их практической реализации; высокий уровень правового мышления; качество профессиональной подготовки; умение эффективно использовать правовой инструментарий в юридической деятельности;
  2. обширность знаний по различным, в том числе и смежным, областям права, степень глубины политического и экономического мышления и анализа складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических государственно-правовых проблем, определенный уровень общей правовой культуры;
  3. владение обширными профессиональными навыками правового поведения, высокие моральные, нравственные качества юриста, соответствие служебного и внеслужебного поведения этическим требованиям юриста (например, служебная дисциплинированность, добросовестность, честность и т. д.);
  4. внутреннюю убежденность юриста в необходимости своевременного, полного и всестороннего раскрытия того или иного правонарушения, рассмотрения и разрешения дела, в понимании ответственности за необеспечение охраны прав и законных интересов всех юридических лиц и граждан.

Наличие высокого уровня правовой культуры юристов предполагает, что в своей деятельности они не выходят за рамки профессиональной этики, не подвержены постороннему мнению, проявляют уважения к закону и соблюдают принцип справедливости.

Правовая культура тесно связана с правовым воспитанием. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов решения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. 6, с. 336 Это процесс воздействия на культуру и сознание членов общества для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработке уважения к закону и навыку соблюдать его требования исходя из собственных убеждений. Правовое воспитание способствует укреплению законности и правопорядка в обществе. Правовое воспитание граждан осуществляется путем организованного преподавания правовых знаний, пропаганды справедливости права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека действовать, безоговорочно исполняя нормы права и решительно противодействуя их нарушениям. Одни авторы считают, что повышение уровня правового сознания происходит за счет устранения его внутренних и внешних противоречий. Внутренние противоречия возможны между структурными составляющими самой системы правосознания (правовой идеологии и психологии, общественным и индивидуальным правосознанием), а также внутри каждого элемента системы, что обусловлено неравномерностью их развития. К внешним относятся противоречия между правосознанием и социальной действительностью.

Психологи считают, что профессиональные качества юриста можно воспитывать. Прежде всего необходимо формировать морально волевые и интеллектуальные качества. Воспитание интеллектуальных качеств — это большой объем универсальных знаний, гибкость ума и богатство речи, внимательность, наблюдательность, бдительность, оперативность мышления и др.

Морально волевые качества формируются этикой и психологией. Проблема этического воспитания юриста является центральной. Основными направлениями этики юриста являются: определение уровня этического сознания и поведения.4, с. 232–233

Литература:

  1. Герцен А. И. Собрание сочинений т. 7. [Электронный ресурс] / М., 1950. С. 364. http://philolog.petrsu.ru/herzen/texts/30tt.html
  2. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности / С. А. Ковалев // История государства и права. — 2009. — N.13. — С. 35–37.
  3. Еникеев, М. И. Юридическая психология 6 учебник для вузов / М.: Норма, 2006. С. 26.
  4. Сорокотягин, И. Н. Юридическая психология: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издаельство Юрайт, 2014. С. 178.. С. 232–233.
  5. Сорокотягин, И. Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Электрон. текстовые данные. М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. С.36. — 978–5-394–01493–2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57241.html
  6. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА — М, 1998. С.336.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое сознание, правовой нигилизм, правовое воспитание, правовой инфантилизм, профессиональное правосознание, вид деформации, негативное отношение, правовой идеализм, Россия.


Похожие статьи

Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Правовая просвещенность студентов педагогических вузов и уровень их правового сознания: взаимодействие и взаимовлияние

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования: важность постоянного обучения и саморазвития

Проблемы национально-государственного суверенитета в условиях политической глобализации

Ответственность личности в контексте духовно-нравственного воспитания

Проблемы и перспективы формирования правовой активности молодежи

Похожие статьи

Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Правовая просвещенность студентов педагогических вузов и уровень их правового сознания: взаимодействие и взаимовлияние

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования: важность постоянного обучения и саморазвития

Проблемы национально-государственного суверенитета в условиях политической глобализации

Ответственность личности в контексте духовно-нравственного воспитания

Проблемы и перспективы формирования правовой активности молодежи

Задать вопрос