Выявление закономерностей протекания процесса воспитания информационной культуры студентов при обучении является конструктивной основой планирования профессиональной деятельности преподавателя, учебно-познавательной деятельности студентов, а также определения основных критериев эффективности этого процесса.
Для этого необходимо сформулировать ряд важнейших задач, определяющих ход дальнейшего исследования проблемы:
1) определение уровней воспитанности информационной культуры;
2) разработка специальной системы заданий, направленной на повышение уровня воспитанности информационной культуры;
3) разработка и реализация методики воспитания информационной культуры в процессе обучения физике.
Решение первой задачи потребовало: а) разработать уровни сформированности информационной культуры; б) охарактеризовать данные уровни; в) разработать в соответствии с этим методику диагностики уровней сформированности информационной культуры.
Для решения второй задачи оказалось необходимым: а) определить структуру учебной деятельности по формированию информационной культуры обучаемых на занятиях физики; б) выделить систему умений в соответствии с уровнями сформированности информационной культуры; в) разработать систему заданий для корректировки отдельных умений в соответствии с выделенной структурой учебной деятельности и уровнями сформированности информационной культуры.
Для решения третьей задачи необходимо: а) разработать методику, позволяющую преподавателю физики на своих занятиях создавать благоприятные условия для формирования информационной культуры у студентов; б) разработать базу диагностических методик для определения уровней сформированности информационной культуры.
В качестве критериев уровней сформированности информационной культуры у студентов нами выбраны: а) полнота усвоения знаний, умений, навыков, опыта деятельности; б) степень самостоятельности и готовности студентами к реализации своей деятельности по овладению информационной культурой.
Мы считаем наиболее целесообразным выделение пяти уровней воспитанности информационной культуры: I - репродуктивный, II - частично-поисковый, III - базовый, IV - творческий, V - рефлексивно-оценочный.
Приведем характеристику каждого из этого уровней.
Iуровень – репродуктивный. Самый низкий уровень, характерными особенностями которого являются: а) общая ориентировка студента в способах предлагаемой деятельности; б) знание того, где основная информация может находиться; в) репродуктивное воспроизведение учебных умений по известным алгоритмам; г) наличие и принятие любой помощи извне.
IIуровень – частично-поисковый. Средний уровень, который выражается в умении искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею; умении решать некоторые задачи в знакомых ситуациях; попытке переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию; готовности оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; наличии и принятии минимальной помощи извне.
IIIуровень – базовый. Данный уровень соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.
IVуровень – творческий. Данный уровень обладает следующими особенностями: а) умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; б) умение проектировать сложные процессы; в) умелый перенос имеющихся знаний, умений и способов деятельности в новую ситуацию; г) отсутствие помощи извне; д) оказание помощи другим участникам совместной деятельности.
Vуровень – рефлексивно-оценочный. Этого уровня достигают ограниченное число обучаемых. На данном уровне студенты самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют ситуации для их решения. Студенты, достигшие этого уровня, обладают большими способностями при работе с информацией в современной информационной среде. Также рефлексивно-оценочный уровень характеризуется способностью учащихся дать оценку своей деятельности.
Существует большое количество видов учебно-познавательной деятельности, которые способствуют формированию информационной культуры. Нам представляется целесообразным в рамках исследуемой проблемы операционализировать деятельность обучаемых, то есть представить ее в виде системы действий, связанных с реализацией информационных умений и навыков.
Выделенные направления деятельности определяют содержание процесса формирования у студентов информационной культуры и позволяют выделить систему информационных умений. Информационные умения студентов, относящиеся к каждому из выделенных направлений деятельности, представлены в таблице 1. Выделенные основы для информационной культуры являются необходимым условием для организации специальных видов учебной деятельности, в ходе выполнения которых формируется и развивается данная культура.
Это развитие осуществляется через формирование способности и готовности студентов к реализации ряда информационных умений. Таким образом, при осуществлении каждого из выделенных видов специальной учебной деятельности, необходимо развивать специфический набор информационных умений, качество реализации которых определит уровень сформированности информационной культуры.
Таблица 1
Соответствие между видами учебной деятельности и формируемыми информационными умениями
Виды учебной деятельности |
Информационные умения |
Работа с различными источниками информации |
1) выделять дополнительную и избыточную информацию в тексте; 2) дополнять информацию о процессах и явлениях из различных источников; 3) осуществлять поиск необходимых источников информации; 4) использовать весь спектр источников информации при работе над проблемой; 5) осуществлять анализ, синтез, обобщение, сравнение, формализацию на основе оптимального количества источников информации; 6) излагать без затруднений прочитанную информацию из различных источников информации, высказывать сове мнение
|
Экспериментальные и практические работы, наблюдение |
1) получать информацию о наблюдаемом в эксперименте явлении; 2) объяснять опыты, наблюдения; 3) писать отчет по проведенному наблюдению, эксперименту, лабораторной работе; 4) составлять оптимальный алгоритм действий по проведению наблюдения, эксперимента, лабораторной работы |
Графические работы |
получение и передача информации об изучаемых процессах и явлениях с помощью графиков, схем, таблиц, анимированного электронного наглядно-иллюстративного материала, презентации |
Информационная работа |
1) переработка информации и представление в виде сообщения, исследовательской работы, в виде презентации; 2) составление библиографического описания; 3) составление обзора литературы; 4) организация работы по поиску и обмену информацией с помощью виртуальной образовательной среды; 5) самостоятельное формулирование проблемы для обсуждения; 6) участие в дискуссиях, диспутах |
Реферативная работа |
1) получение, переработка информации и представление в виде реферата; 2) предъявление информации (защита реферата) |
Применяя пооперационный и поэлементный анализ [3] деятельности студентов в учебных информационных ситуациях, можно проверить у них уровень сформированности информационной культуры.
Выделенные уровни сформированности определяются в ходе наблюдения за деятельностью студентов во время учебных занятий. Основанием для оценки уровней сформированности служат приметы распознавания степени проявления информационных умений. Каждая примета распознавания будет считаться нормировочным показателем, и оцениваться определенным количеством баллов для каждого из уровней: репродуктивный - 1 балл, частично-поисковый – 2 балла, базовый – 3 балла, творческий. – 4 балла, рефлексивно-оценочный – 5 баллов.
Максимально возможное количество баллов на каждом из уровней определяется количеством нормировочных показателей и составляет: для репродуктивного уровня – 15, для частично-поискового – 30, для базового – 45, для творческого – 60 баллов, для рефлексивно-оценочного – 75.
Соответствие уровней сформированности информационной культуры и интервалов суммарных баллов приведено в таблице 2.
Таблица 2
Интервалы суммарных баллов
Уровни |
Репродуктивный |
Частично - поисковый |
Базовый |
творческий |
Рефлексивно-оценочный |
Баллы |
0 – 15 |
16 - 30 |
31 - 45 |
46 – 60 |
61 - 75 |
Такое ранжирование интервалов суммарных баллов соответствует подходу к оценке сформированности умений, предлагаемому В.П. Беспалько [2].
Таким образом, выделенные нами критерии и уровни сформированности информационной культуры студентов позволяют разработать систему специальных заданий и методику ее реализации в процессе обучения, направленные на коррекцию и развитие информационных умений и, как следствие, на повышение уровня сформированности информационной культуры обучаемых.
Литература:
1. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М: Педагогика, 1989.
2. Беспалько, В. П. Персонифицированное образование [Текст] / В. П. Беспалько // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 12 – 17.
3. Усова, А.В., Бобров, А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики [Текст] /А. В. Усова. – М.: Просвещение, 1988. – 112с.