Информационная готовность будущих специалистов как условие становления профессионала
Авторы: Ларюшкина Надежда Евгеньевна, Кузнецова Елена Евгеньевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 419 раз
Библиографическое описание:
Ларюшкина, Н. Е. Информационная готовность будущих специалистов как условие становления профессионала / Н. Е. Ларюшкина, Е. Е. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/373/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается понятие готовность к профессиональной деятельности. Раскрываются её компоненты. Выделяется информационная готовность, способствующая совершенствованию использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий, способностью критического отношения к информации.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, информационная готовность, признаки, уровни сформированности, процессные глаголы.
В условиях изменений, происходящих в настоящее время в обществе и в системе высшего образования, цели технического высшего образования связаны, прежде всего с формированием свободной саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному поиску знаний, позволяющих создавать и активно использовать новые технологии, и осуществлять инженерную профессиональную деятельность.
Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладение системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанной с этой профессией [1], и наличия у общества необходимой профессионально-образовательной системы.
С позиции профессиональной деятельности готовность характеризуется как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить. (А.М. Воронин, Е.И. Серкова, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин, с.354) [2].
Придерживаясь точки зрения Г.Н. Репетуевой, определим готовность (как совокупность отношений и связей между ними), как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности, включающей знания, умения, навыки, установки, мотивы, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.[3]
Структура «готовности» представляется следующими компонентами: мотивационно-ценностные; когнитивные; деятельностные; рефлексивные; ценностные; информационные.
Заметим, Мотивационно-ценностный – отражает положительное отношение к самому себе, к другим, к учебно-познавательной деятельности, осознание личностной и профессиональной значимости приобретаемых знаний, умений, навыков, наличие стойкого познавательного интереса к решению профессиональных задач, наличие мотивации к осуществлению самостоятельной деятельности в процессе обучения.
Когнитивный – подразумевает наличие психолого-педагогических знаний об объекте (субъекте) и процессе деятельности, о способах выполнения самостоятельных работ, познанием теорий, умениями по определению целей и задач деятельности, поиск информации, владение мнемотехникой (способность запоминать, развитие зрительной памяти, воображение, мышление).
Деятельностный – умение решать поставленные задачи профессиональной деятельности, расширять практические умения и навыки, владение методами (приемами) творческой деятельности (творческое проектирование), отражает результативность учебно-профессиональной деятельности и планирования действий при выполнении самостоятельных работ.
Рефлексивный - осмысление представления о контроле, анализе любой деятельности, возможность определять новые цели, задачи своей профессиональной деятельности на основе полученных результатов.
Ценностный – самооценка подготовленности к деятельности.
Информационный - способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию; использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности. В совершенстве владеть информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями, способностью критического отношения к информации.
Реализация данных критериев готовности осуществляется системно, в единстве и взаимосвязи. При реализации каждого этапа необходимо уточнять цели.
Поняв сущность информационной готовности, можно выявить ее признаки и разработать методику оценки уровня сформированности у студентов.
Характеристики информационной готовности [4]:
1) И1 - готовность получать знания (работа с учебной, научной и справочной литературой, со средствами массовой информации, обработка информации);
2) И2 - способность выбирать источники и отбирать из них необходимую информацию (составление плана, структурирование материала, логичное и аргументированное изложение информации);
3) И3 - готовность понимать ситуацию (понимание смысла вещей и явлений, анализ причин происходящих явлений, выявление отношений одного явления с другими);
4) И4 - готовность оперировать данными (сбор, копирование и передача сведений, организация рабочего места для работы с данными, умение писать деловые письма, тезисы, аннотации, отчеты);
5) И5 - способность и готовность обрабатывать информацию на компьютере (компьютерные методы обработки текстовой, графической, числовой и мультимедийной информации, владение коммуникационными технологиями и методами защиты информации, владение языком программирования высокого уровня и разработкой собственных информационных продуктов).
Для оценки и самооценки элементов информационной готовности мы применяем блочную модель.
Таблица 1
Блочная модель информационной готовности
Блок готов-ности |
Характеристика готовности |
Признаки готовности |
Уровни сформированности по Б. Блуму |
|||||
Знание |
Понима-ние |
Применение |
Анализ |
Синтез |
Оценка |
|||
Информационная готовность |
1.Готовность управлять знаниями
|
1.1. Умение воспринимать, запоминать и владеть целостными понятиями |
● |
|
|
|
|
|
1.2. Умение выявлять, распознавать свойства и важнейшие концепции реальных явлений и систем |
|
|
|
|
|
|
||
1.3. Умение оценивать уровень сформированности своих знаний |
|
|
|
|
|
|
||
2. Готовность применять знания |
2.1. Использование известных решений в новых проблемах |
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Использование источников информации необходимых для решения профессиональных задач |
|
|
|
|
|
|
||
2.3. Умение оценивать результат
|
|
|
|
|
|
|
||
3.Готовность понимать ситуации |
3.1. Понимание смысла вещей и явлений |
● |
|
|
|
|
|
|
3.2. Анализ причин происходящих явлений |
|
|
|
|
|
|
||
3.3. Выявление отношений явления с другими |
|
|
|
|
|
|
||
4. Готовность оперировать данными |
4.1. Сбор, кооперирование и передача сведений |
● |
|
|
|
|
|
|
4.2. Анализировать и оценивать результаты профессиональной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
||
4.3. Умение использовать соответствующие техники |
|
|
|
|
|
|
- уровень, который студент должен иметь до начала занятий
- уровень, которого студент может достигнуть к концу семестра
Для всех введенных компонентов необходимо не только описание тех или иных качеств, но и определение планируемого уровня, который должны достичь обучаемые. В таблице 1 представлена информационная готовность с расшифровкой её характеристик и признаков.
В соответствии с таксономией Блума, которые студенты сами определяют по процессным глаголам, используемым при достижении того или иного уровня обученности. Внимательно прочитав таблицу, проанализировав возможное применение процессных глаголов, студент сможет определить уровень своей обученности в определенном разделе учебной дисциплины (табл. 2).
Таблица 2
Процессные глаголы для определения уровня обученности по таксономии Блума
№ |
Уровень обученности |
Признак уровня |
Процессные глаголы |
1 |
Знание |
Студент владеет информацией. |
Определять, различать, запоминать. |
2 |
Понимание |
Студент понимает и может объяснить концепцию. |
Описывать, распознавать, идентифицировать. |
3 |
Применение |
Студент может применить концепцию или информацию в разных ситуациях и различных контекстах. |
Прилагать, иллюстрировать, оперировать. |
4 |
Анализ |
Студент может играть с данной концепцией и делить ее на части. |
Разделять на части, проверять, объяснять |
5 |
Синтез |
Студент может создавать новые варианты. |
Упорядочивать, конструировать, формулировать, создавать. |
6 |
Оценивание |
Студент может оценить глубину проникновения в концепцию. |
Оценивать, судить, расценить, измерить, сравнивать. |
Блочная модель формирования информационной готовности является одновременно руководством к действию и шаблоном для оценивания самим студентом и преподавателем каждой её составляющей.
Результат заключается в том, что студенты научатся:
- выполнять задание на основе поставленных целей;
- оценивать себя и других объективно, по определенным стандартам;
- исследовать задачу и исходную проектную ситуацию;
- разрабатывать схему проекта;
- понимать, какие мотивы движут ими на пути к знаниям;
- отыскивать в своей учебной деятельности недостатки в изучении материала, находить и пробовать устранять их причины;
- планировать свою учебную деятельность;
- выделять самое основное из всей информации;
- визуализировать полученную информацию;
- применять информационные технологии в любой проектной ситуации.
Литература:
1.Роботова А.С. (гл.1)//Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 208 с (ISBN 5-7695-1762-X)
2. (словарь основных понятий)//Общая профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с. - (Педагогическое образование). (ISBN 5-88717-468-4)
3. Репетуева Г.Н. Формирования готовности к самоконтролю учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. – Челябинск, 2009. – 27 с.
4. Ларюшкина Н.Е. Подготовка Педагогов профессионального обучения на основе компетентностного подхода (направление «информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии») Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. – Тольятти, 2008. - 27 с.