Ключевые слова: трансграничное банкротство, трансграничная несостоятельность, банкротство, Российская Федерация, иностранный элемент, российское законодательство.
Законодательное регулирование трансграничного банкротства (несостоятельности) изначально в Российской Федерации оставалось мало изученной и рассматривалась в исследованиях и научных трудах лишь единичными авторами. Совсем иное положение дел происходит в зарубежных странах, где уже давно исследуются и рассматриваются на практике проблемы трансграничного банкротства. Между тем это не является препятствием для создания регулирования трансграничного банкротства.
В последние несколько лет проблема трансграничного банкротства все чаще привлекает к себе внимание юридической общественности и в Российской Федерации. «Причина возросшего интереса, как видится, заключается в том, что трансграничная несостоятельность в России, несмотря на отсутствие специального системного правового регулирования, все более активно проявляется в плоскости правоприменения, ставя перед юристами задачу поиска лучших решений для ситуаций, когда в банкротстве появляется иностранный элемент». [4] Чтобы исследовать развитие трансграничного банкротства обратимся к правовой составляющей развития данного института банкротства.
При исследовании действующего в Российской Федерации законодательства можно обнаружить крайне немногочисленный и несистемный набор правовых норм в этой сфере. Нужно отметить тот факт, что до недавнего времени Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127 — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2] (далее − Закон о банкротстве) лишь использовал термин «трансграничная несостоятельность», не давая ему определения. Только в связи с внесением в 2008 году в него изменений Закон о банкротстве стал определять трансграничную несостоятельность как «несостоятельность (банкротство), осложненную иностранным элементом». В настоящее время в Закон о банкротстве содержится лишь несколько разрозненных норм, относящихся к банкротству (несостоятельности) с иностранным элементом: п. 3 ст. 29, п. 5 ст. 1, п. 6 ст. 1 Закона о банкротстве. Понятие взаимности определяется в ст. 1189 ГК РФ [1], а также имеется оговорка о публичном порядке и в ст. 1193 ГК РФ. Применение правил международного договора отражено в п. 4 ст. 1, п. 1 ст. 213.26 Закона о банкротстве и в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Также существуют положения по правовому регулированию трансграничного банкротства, которые прописаны и в Распоряжении Правительства РФ от 24.07.2014 № 1385−р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)». Отдельно можно упомянуть о существующих рекомендательных нормах, закрепленных и в рамках международных организаций (СНГ и ЕАЗС) в которые входит Российская Федерация: «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Заключена в г. Минске 22.01.1993)», «Модельный закон о несостоятельности (банкротстве)» (Принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-15 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)», «Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», Соглашение Правительств государств — участников стран СНГ от 06.03.1998 «О порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества» (абз. 1, ст. 3 Соглашения). Данные нормы так или иначе распространяются на страны-участницы, и они освещены здесь фрагментарно.
Можно сказать, что нормы российского права показывают огромный пробел в сфере регулирования трансграничной несостоятельности, однако отсутствие полного и всестороннего правового регулирования в праве РФ не означает, что в судебной практике арбитражных судов не возникает пробелов, поэтому восполняют данные пробелы российские суды самостоятельно, дублируя иностранное законодательство, создают свои правовые схемы, которые, по сути, похожи на существующие в зарубежных странах.
Дополнительно можно сказать, что российские нормы в подавляющем своем большинстве регулируют только процедуру признания решений иностранных судов по делам о банкротстве, что противоречит целям защиты прав и интересов российских компаний, ведущих экономическую деятельность за рубежом. Такого же мнения придерживается и Мохова Е. В., говоря о том, что «из всего многообразного спектра вопросов, возникающих в связи с трансграничной несостоятельностью, в российском законодательстве предусмотрены лишь основы признания решений иностранных судов по делам о банкротстве. Такое скупое правовое регулирование никак не соответствует реалиям развития общественных отношений. Иллюстрацией тому может выступать нарастающее количество проблемных вопросов по данной категории дел». [3]
В январе 2010 г. Минэкономразвития России в целях создания нового института «трансграничной несостоятельности (банкротства)» представило ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве», «О несостоятельности кредитных организаций» (утратил силу в связи с принятием ФЗ от 22.12.2014 № 432-ФЗ). Однако ни один законопроект о внесении изменений в существующие законы так и не был окончательно принят. В 2011 году все же был разработан проект Федерального закона «О трансграничной несостоятельности (банкротстве)», который должен был ввести специальные положения, регулирующие вопросы трансграничной несостоятельности (банкротства). Принятие данного законопроекта позволило бы упорядочить отношения в сфере несостоятельности, осложненные иностранным элементом, более эффективно использовать потенциал реабилитационных процедур в деле о банкротстве, а также распространить национальный режим рассмотрения дела о банкротстве на зарубежные активы российских компаний. Проект закона содержал в себе 18 статей, основную его базу составлял Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности, Европейская конвенция о некоторых международных аспектах банкротства, заключенная в г. Стамбуле 05.06.1990 г., Регламент Совета Европейского Союза о производстве по делам о несостоятельности от 29 мая 2000 г. № 1346/2000.
Данным законопроектом вводились новые понятия и определения, определялась компетенция арбитражных судов, применимое право, а также порядок, основание признания и исполнения судебных актов иностранных судов на территории Российской Федерации. Принятие данного законопроекта позволило бы вывести российское законодательство в данной узкой сфере трансграничного банкротства на новый уровень мировой практики. Многие считали, что таким образом российское законодательство в области банкротства стало бы более проевропейским. Однако проект федерального закона не был внесен в Государственную Думу Федеральным Собранием Российской Федерации и дальнейшая его разработка была заморожена.
Согласно предположению Моховой Е. В. причиной тому может служить «относительно небольшая изученность проблематики в российской доктрине и спорность ряда используемых конструкций и некоторые опасения, связанные с изменением правового статуса иностранных инвесторов, неизбежно бы произошедшим при принятии закона». [3]
И действительно наша страна, как и многие другие государства не готовы к урегулированию вопросов по делам о банкротстве на международном уровне это связано и с тем, что многие государства, в том числе и Россия, не готовы поступиться интересами местных кредиторов во благо создания правил, упорядочивающих отношения на международном уровне в сфере трансграничного банкротства.
Регулирование трансграничной несостоятельности (банкротства) крайне скудно в РФ ввиду того, что в российском праве отсутствует системный подход к вопросу разрешения проблемы трансграничного банкротства, отсутствуют достаточные нормы для регулирования данного вопроса (в том числе отсутствуют международные договоры по вопросу признания процедур), поэтому российские суды вынуждены прибегать к свободному толкованию имеющихся общих норм, что не позволяет выработать единообразие судебной практики и приводит к разнообразным судебным решениям по делу о банкротстве, где происходит подрыв принципа взаимности и вежливости прецедентными делами (пример: дело Кехмана). Но не стоит забывать, что экономика Российской Федерации и принимаемые нормы сравнительно недавно стали развиваться в эпоху глобализации мировой экономики.
Регулирование трансграничных банкротств (несостоятельности) это не создание идентичных норм права о банкротстве для всех, а возможность создания института признания производства в одном правопорядке на территории другого для сбора активов за рубежом, получения информации о возможности банкротства лиц в том или ином правопорядке.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Сайт КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=294693&dst=1000000001 (дата обращения: 28.06.2018).
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. — 28.10.2002. — № 43. — С. 4190.
- Мохова Е. В. Несостоятельность, осложненная иностранным элементом: вызовы российской судебной практики // Предпринимательское право. — 2013. — № 2. — С. 2–10.
- Мохова Е. В. Трансграничные банкротства за рубежом и в России: в поисках баланса между универсализмом и территориальностью // Закон. — 2016. — № 5. — С. 137.